Проектная работа по биологии как средство формиров

Проектная работа по биологии как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся 6-7 классов
 
Содержание. 
Введение 
Глава I. Теоретическое обоснование роли проектной работы по биологии в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.
1.1. Коммуникативные УУД и проблема их формирования на уроке.
1.2. Понятие «проектная работа» и его характеристика 
1.3. Особенности организации проектной работы по предмету биология Глава II. Методические подходы к организации проектной работы на уроках биологии 
2.1. Организация проектной работы на уроках биологии в 6-7 классах общеобразовательной школы 
2.2. Этапы реализации проектной работы по биологии у обучающихся 6-7 классов.
2.2.1. Этапы работы учащихся над проектом
2.2.2. Система оценивания ученических проектов (критерии в этот же раздел) 
Глава III Экспериментальная проверка влияния проектной деятельности на развитие коммуникативных УУД у учащихся и ее результаты.
Заключение 
Список литературы 
 
;
Введение
Процесс формирования личности ребенка, а также его основных навыков является в современном глобализационном процессе важным процессом. Большой объем знаний, сложные мыслительные операции, конкуренция порождает спрос на умных, творческих, разносторонне развитых личностей. 
Вторичная социализация – это важнейший фундамент для формирования качеств личности человека. И школа, как ее главный создатель, дает не только базовые навыки, нужные ребенку в жизни такие, как умение читать, писать, решать. Она дает навыки мышления и определяет качества личности. Именно школа формирует умения: коммуникатировать, анализировать, выделять главное, сравнивать, решать проблемы, давать объективную оценку, созидать, сотрудничать, быть ответственным, самостоятельным, ставить перед собой задачи и выполнять их. 
Важной проблемой организации современного процесса обучения является поиск новых, рациональных и эффективных способов обучения. И здесь самым подходящим оказался метод проектной работы. 
Актуальность выбранной мою темы продиктована важностью дополнения урочной системы организации учебного процесса той формой деятельности учащихся, которая раскроет потенциальные возможности учащегося, научит его думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, использовать индуктивные и дедуктивные методики формирования знаний, научиться коммуникатировать. И самое важное, чтобы проектная форма деятельности учащегося позволяла бы применять все имеющиеся у него знания на практике. Проектная работа учащегося в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества среднего образования. Так как она не только даёт возможность получать знания, а еще и возможность реализовать их на практике.
Работа над проектами для учащихся 6-7 классов, является сложной задачей, данная деятельность требует больших умственных и организационных усилий. Но успешное выполнение данной деятельности позволяет добиться поставленных задач.
Проблема данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день основная часть учителей средней школы не используют проектную работу в обучении, или же пользуются лишь частными проектными методами, не обладают должными знаниями о типах проектных заданий, о структуре проектной деятельности, о формах работы над проектами, о содержании проектной деятельности учащихся 6-7 классов, об особенностях её организации. В случае квалифицированного подхода учителя к методике проектной деятельности, повысится вариабельность учебного процесса, а как следствие и его эффективность. 
Объектом нашего исследования является процесс организации проектной работы учащихся 6-7 классов. 
Предметом выступает проектная работа по биологии как средство формирования коммуникативных данных у обучающихся 6-7 классов. 
Целью данного исследования является выявление способов формирования коммуникативных навыков у учащихся 6-7 классов общеобразовательной школы при помощи осуществления проектной деятельности. 
Задачи нашего дипломного исследования: 
• Изучение понятия «Проектная работа»; 
• Анализ типов, видов и форм проектной работы;  • Выявление специфики организации проектной работы у обучающихся 6-7 классов; 
• Установление этапов осуществления проектной работы по биологии у обучающихся 6-7 классов; 
• Определить условия практической организации проектной работы на уроках биологии в 6-7 классах общеобразовательной школы. 
• Провести опытно-экспериментальную работу Я не знаю как тут
 
Методологическую основу исследования составили работы таких авторов, как Джона Дьюи, Уильяма Килпатрика, Виктора Николаевича Шульгина и Евгении Семёновны Палат. 
Теоретическая значимость заключается в обосновании условий формирования коммуникативных данных у обучающихся 6-7 классов при осуществлении проектной деятельности по биологии. 
Практическая значимость исследования заключается в том, что изучаемая методика может быть использована во внеурочных занятиях педагогом в их практической деятельности. 
В своей исследовательской работе я использовала следующие методы: 
* анализ психолого-педагогической литературы по теме «проектная работа»; 
* наблюдение; 
* изучение проектных работ по биологии учащихся 6-7 классов; 
* педагогический эксперимент; 
* метод верификации коммуникативных данных; 
* качественный и количественный анализ полученных результатов. 
Уильям Херд Коллингс, американский педагог, основоположник метода проектов, рассматривает классификацию проектной работы по видам деятельности: 
- Игровые проекты - это детские развлекательные занятия, целью которых является участие детей в групповой деятельности; 
- Экскурсионные проекты. Целью таких проектов является изучение детьми проблем, вязанных с окружающей средой и общественной жизнью; 
- Проекты-рассказы. Также их называют повествовательные проекты. Цель данных проектов заключается в получении удовольствия детьми от рассказов разнообразных формах (письменная, музыкальная, художественная); 
- Трудовые проекты направлены на самостоятельное изготовление и получение определенного продукта.
Содержание деятельности ребенка в проекте: 
Выбор конкретного проекта, над реализацией которого предстоит работать. В этом выборе задействуются следующие переменные: тема проекта; педагог, под руководством которого предстоит работать; товарищи по группе; собственная роль в группе. 
Самостоятельная работа над проектом: изучение литературы, подбор и обработка материала, выполнение индивидуальных работ в рамках проекта. 
Совместная работа в группе: распределение обязанностей, принятие совместного решения, управление и подчинение, разрешение конфликтов. 
Необходимость решения реальных проблем школы и микрорайона побуждает ребят к созданию объединений, организаций, к информационнопросветительской работе, к пониманию и осознанию своих прав, возможностей и ограничений. Это становится источником для формирования правового пространства школы, и формирования правового сознания в целом. 
Появляются принципиально новые формы общения - межличностное, групповое и межгрупповое, публичное, игровое, концертное (сценическое). 
Изменяется содержание и формы общения в системах "ребёнок - социальный взрослый", "ребёнок-ребёнок", "ребёнок-учитель": общение между ребенком и взрослым становится более симметричным, естественным, а не ролевым. У ребёнка существенно расширяется круг общения (в нем появляются ученики других классов, новые взрослые), меняется его содержание и мотивация. Общение начинает опосредоваться содержанием проектной деятельности. 
В рамках предложенного тематического модуля ребята сами выделяют возможные конкретные подпроекты, позволяющие раскрыть замысел проекта (модуля). Причем само содержание этих подпроектов может быть достаточно близким - и тогда существует большое разнообразие деятельностей внутри подпроекта. В некоторых случаях, напротив, сами подпроекты существенно различаются между собой. Поэтому реально каждый ребенок имеет возможность выбирать по различным основаниям - содержание будущей деятельности, группу сверстников, на которых он ориентирован, или любимого учителя. Так происходит обучение выбору. 
При этом реально ребенок участвует в нескольких видах процессов: 
Осваивает определенное предметное содержание по одному или нескольким предметам учебной программы, относящимся к проекту; 
Развивает у себя определенные предметные, общеучебные навыки, необходимые ему для выполнения задачи; 
Участвуя в коллективно - распределительной, совместной деятельности развивает у себя различные навыки и способности; 
Учится планировать и организовывать свою собственную деятельность. 
Ребенок сам выбирает конкретную деятельность в рамках реализации проекта, свою социальную роль, группу, в которой ему предстоит работать. Вся работа в рамках реализации проекта направлена на получение конкретного продукта, смысл которого явлен ученику, и поэтому не требуется дополнительная учебная мотивация. 
При этом для ученика целью становится не обучение, а получение продукта, а его обучение, развитие, приобретение новых способностей происходит как бы само собой, в процессе осуществления продуктивной деятельности. 
 
 
Литература 
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательные технологии. - М., Народное образование, 2001. - С. 42-44, 57.; Дидактика средней школы. - М. 1982. - С. 192.
  ;
Глава I. Теоретическое обоснование роли проектной работы по биологии в формировании коммуникативных универсальных учебных действий.
В условиях быстрого прироста знания и необходимости отвечать на запрос современности, проходит модернизация, инновация и реформация системы образования в России. Так происходит внедрение новых теоретико-педагогических методик. На стыке традиционной системы обучения и реформаторских педагогических течений организуется методика проектной деятельности на уроках биологии.
Изначально необходимо разобраться с терминологией, так обучение в общей теории педагогики выступает как совокупность последовательных и взаимосвязанных действий учителя и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение обучаемыми системы знаний, умений и развитие их познавательных способностей. Данное определение вытекает, как считает автор из исторически сложившейся концепции преподавания. Данная концепция зиждется на том, что знания передаются от преподавателя к ученику, где ученик развивается естественным образом, на фоне эмпирически приобретённых знаний, в совокупности с непрерывным ментальным развитием, усваивая науки и применяя на практике свои знания. 
Для ситуации в современной системе образования характерна трансформация привычной традиционной педагогической парадигмы в личностно ориентированной модель обучения. Краеугольным камнем инновационной педагогической модели выступает принцип ценности личности конкретного ребенка. Сущностью данного принципа состоит в признании объекта обучения исходным моментом и одновременно главной целью, и результатом педагогического процесса. Основная ставка в образовательном процессе делается на создание условий для личностного самовыражения, сохранение и развитие в ребенке его уникальных индивидуальных качеств. Автор в своем исследовании показывает, что основным вектором направленности образования является то, что педагогический процесс ставит своей целью приобретение каждым обучающимся своего собственного полноценного индивидуального опыта. Основным орудием при этом выступает творческая созидающая деятельность обучающегося в разнообразных сферах организуемой педагогом школьной жизни.
Автор считает, что проектная работа по биологии как раз и является инновационной технологией, которые могут решить ряд задач, стоящих перед современной системой образования. А именно: стимулировать креативность учащихся, осуществлять связь с реальностью, способствовать практическому освоению действительности и утилитарному применению своих навыков. Первым практиком, кто применил технологию проектной работы, был  учитель из США Уильям Килпатрик. Он был учеником школы Джона Дьюи, разрабатывавшего собственный вариант философии и педагогики прагматизма - так называемый инструментализм. Только человеческая деятельность способна решить как индивидуальные, так и общественные задачи. Эта деятельность должна быть подчинена определенному регламенту и иметь определенные инструменты реализации. Основным инструментом сложной формы деятельности человека, выступает познание. Оно необходимо для удовлетворения своих витальных потребностей и в период борьбы за выживание. Верификацией познания выступает эмпирическая эффективность, утилитарность, тогда она соответствует критериям истины. Истин как таковых не существует. То, что истинно для одного человека, возможно ложно для остальных; так же истина даже для одного индивида с течением времени может перерасти в ложь. Это необходимое условия для осуществления эволюционных и революционных процессов в социуме.
В России методика проектных работ берет свое начало в работах отечественного педагога П.Ф. Каптерева, он вводит проектную деятельность в среднюю школу с целью всестороннего развития умственной деятельности и креативности мышления. Параллельно эта техника обучения становится популярной у американских ученых, таких как: П.Л. Блонский, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий, В.Я. Шульгин. И вот уже с 30-х гг. XX столетия метод проектов основательно внедрился в биологию. На этапе первичного становления, эта техника использовалась с огрехами, непоследовательно и недостаточно продуманно. Она не имела должной методологической базы и педагогического регламента. Соответственно, как продуктивная методика обучения на некоторый период была отодвинута классическими техниками назад. Но современная педагогическая система образования модернизировала и реабилитировала проектную деятельность в науке биологии. Сейчас растет интерес к данной технике по биологии, это описано в работах современных педагогов, методистов и учителей биологии: А. Летягина, О.В. Крыловой, А.А. Лобжанидзе, Н.Н. Петровой, А.И. Даныпина, А.С. Наумова, О.А. Климановой, С.В. Рогачева. Особенно продуктивно проектная деятельность реализуются в олимпиадных заданиях.
Для понимания сущности проектной деятельности по биологии, необходимо разобрать этимологию понятия «проект». Данное определение звучит как «брошенный вперёд», то есть имеется некий замысел в виде прообраза объектов. Проект всегда связан с прикладными науками, науками техническими и информационными технологиями. В классической советской школе преподавателям школьных предметов обычно не приходилось сталкиваться с такой формой организации учебного процесса. В глобализирующемся и стремительно развивающемся мире требования к обществу и личности, к уровню знаний, к умению креативить, работать самостоятельно, рассматривать проблему или явление с мульти позиций, сточек зрения различных наук сильно возросли. Поэтому необходимо искать альтернативные классическим методы преподавания. Автор считает, что нужен метод, который позволит реализовывать школьникам навыки самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повысит мотивацию к получению знаний и даст возможность сформировать у детей целостную картину мира. Проектная деятельность – отличный метод для достижения поставленных задач.
С целю образования целостной картины мира у учащихся, преподавателем используется междисциплинарные связи в осуществлении проекта. Это приводит к тому, что ученик с преподавателем может выйти за границы биологии, добавив знания со смежных наук, и увидеть проблему не узконаправленно, а целостно и объемно с различных позиций.
Основной задачей проекта по биологии в 6-7 классах средней школы является как раз реализация междисциплинарных связей и получение знаний, согласно школьной программе и более через взаимодействие учеников друг с другом и педагогом. Обычно итоговая проектная работа по биологии реализуется как коллективная форма деятельности. Работа в группе дает возможность выполнять мульти задачи, поставленные перед проектом. Проектная деятельность как социальная познавательная игра раздает личные роли для каждого участника проекта в решении коллективных проблем. Роль педагога – не учительская и строго оценивающая. Учитель сам участвует в деятельности для осуществления проекта в качестве оппонента, рецензента.
Таким образом, как приходит к выводу автор, проектная деятельность выполняет основную свою функцию: ученики осуществляют самостоятельную поисковую деятельность, используя в работе различные научные дисциплины, расширяя картину решения проблемы.
На фоне классической формы образования, проектная деятельность является неформальной формой работы. Происходит общение со сверстниками, педагогом, другими участниками процесса, раскрывая творческий потенциал ученика и позволяя ему успешно решить поставленную в проекте задачу. Помимо этого, коллективная деятельность такого рода даёт ученикам возможность показать свою значимость в коллективе и увидеть ценность вклада других людей в общий процесс. Автор приходит к выводу, проект имеет не только образовательное, познавательное значение, но и социальное.
В процессе применения технологии проектной деятельности, появляется понятие универсальных учебных действий, это связано с изменением парадигмы образования. Курс идет от классического образования: усвоения знаний, умений, навыков к современному: развитию личности учащихся. Универсальные учебные действия является надежным методом для повышения качества образования.
По ФГОС второго поколения важность универсальных учебных действий неоспорима, по этой причине, они вошли в учебную деятельность средней школы с 2009 года. Универсальные учебные действия были разработаны  группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И.А. Володарской О.А. Карабановой, Н,Г Салминой и С.В.Молчановым. 
По мнению втора концепции А. Г. Асмолова, универсальные учебные действия можно рассматривать, как образовательный навык, то есть способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию через осознанное и активное использование нового социального опыта взаимодействия. Приобретение знаний – фундаментальная задача для повышения эффективности освоения учеником знаний, умений по предмету биологии, формирования им картины мира и ценностно-смысловых оснований личностного нравственного выбора.
Для более точного понимания универсальных учебных действий, мы должны принять во внимание совокупность способов действия ученика, обеспечивающих индивидуальное усвоение новой информации, формирование навыков, включая организацию деятельности и получение конечного результата.
Универсальные учебные действия имеют две важные функции:
- обеспечение возможностей ученика индивидуально реализовывать процесс обучения, ставить перед собой научные цели, отыскивать и применять междисциплинарные средства и неожиданные способы достижения;
- создание условий для слаженного развития личности школьника, и ее самореализации, что приводит к процессу непрерывного образования;
универсальные учебные действия, по мнению А. Г. Асмолова имеют 4 блока:
личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.
В классической теории образования обучение представляет собой набор последовательных и взаимосвязанных действий педагога и ученика, которые направленны на сознательное и итоговое постижение образовательной системы, ее знаний, умений и развитие их когнитивных способностей. Исторически складывалось классическая теория образования, в которой знания передавались непосредственно учителем ученику, так называемый «eстественный» процесс развития мышления и приобретения знаний, опыта, применения данных знаний на практике и получение утилитарного результата. 
В современной быстро эволюционирующем и порой революционирующем мире, ситуация с образованием характеризуется переходи от традиционной классической концепции обучения к индивидуально ориентированной педагогической концепции образования. Важнейшим принципом современного образования является аксиологическая ориентация на ученика. По сути, это означает индивидуальную ценность каждого объекта образовательного процесса, признание его уникальности и ориентацию на личность. Ударение в процессе передачи знаний делается на создании условий для индивидуального самоосуществления, сохранения и развития в ребенке его личного ценностного образа. Максимально значимая задача процесса образования – это направленность педагогического процесса на приобретение каждым учеником своего личного самодостаточного опыта, творческой реализации, креативного мышления. Данные задачи решаются через призму творческой творческой деятельности ребенка в разнообразных сферах организуемой педагогом школьной жизни. ;
1.1. Понятие «Проектная работа»
Для понимания сущности проектной работы по биологии, автор считает, что необходимо разобрать этимологию представлений о проектной деятельности в целом. Проектная работа как технология обучения не имеет аналогов с другими методами, она представляет собой инновационную методику, способную решать мульти задачи, которые стоят перед современной системой образования. Проектная деятельность призвана активировать креативные способности учащихся, взаимодействовать с реальностью, способствовать творческому освоению действительности. 
В данной дипломной работе рассматривался подход Джона Дьюи, который разрабатывал собственные инструменты для проектной деятельности в педагогике. Человек использует различные виды своей деятельности для решения как личных, так и социальных вопросов. Утилитарную сторону знания, он видел, как сложную форму поведения людей, необходимую для выживания нашего вида. Именно поэтому говорить об истине как таковой, как неоспоримом и непреложном факте не представляется возможным. Истина она изменчива и вариабельна. Это непременное условие приспособления к меняющимся условиям мира.
Современная теория образования пропагандирует развитие познавательных навыков учеников, умение индивидуально выстраивать свой процесс познания, ориентироваться в информационном пространстве, развивать критическое и творческое мышления. Автор увидел взаимосвязь технологии проектной деятельности как способа реализации образовательного процесса с методической проработкой проблем определенной дисциплины, где результатом становится конкретное осязаемый, материально зримый объект. Педагогика обращается к методике проектной деятельности дабы решить свои педагогические задачи. Технология проективной деятельности имеет фундаментальное основание в виде направленности на конечный результат, получение утилитарной выгоды и пользы для социума и науки. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Проектная деятельность делает возможным достижение ряда сложных образовательных задач, результат от которого становится умение самостоятельно мылить, подбирать информацию из огромного информационного поля, ставить перед собой проблемы, формировать задачи решения и креативно решать, как в индивидуальной, так и в групповой работе. 
По сути, проектная работа – это результат, сопровождаемый такими научными категориями как «проект», «задача», «проблема», «деятельность», «креативность», «творчество». Данные процессы разносторонне, междисциплинарные, многоуровневые, результативные, методологически разнообразные. Проектная деятельность не зря приобретает все большую популярность за счет своей результативности. Данная методика впитала в себя техники двух дисциплин – педагогической и психологической науки. Проектная деятельность явилась интегральной техника на стыке двух наук.
Проектная деятельность имеет свою структуру. Сущность термина «проект» (projection) в переводе с латинского языка звучит как – бросание вперед. Проект, по сути, некая модель, прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного предмета или явления. В ряде случаем, проект рассматривают как план, замысел какого-либо явления. Обратимся к «Толковому словарю русского языка», там дается три определения данного понятия:
«1) разработанный план сооружения, какого-нибудь механизма;
2) предварительный текст какого-нибудь документа;
3) замысел, план».
Педагог К.М. Кантору, считает что проект – это проявление творчество, активности, креатива, «через который в культуре осуществляется деятельностный переход от небытия к бытию». Автор видит важность гносеологического подхода, он видит проект как специфическую форму сознания, которая неосознанно присутствует в любом трудовом процессе людей. Проектная деятельность это не только результат, которым выступает конечный продукт, но и самое важное, это процесс проектирования. Методист Дж.К. Джонс расширяет этимологию понятия «проект», проведя глубинное дидактическое исследование и находит более десятка определений процесса проектирования. Основное содержание процесса проектирование - это то, что данный процесс запускает трансформацию искусственной среды. В широком понимании проектирование – это процесс деятельности человека, приводящий к изменениям в окружающей естественной, либо же искусственной среде.
Еще одно фундаментальное определение категории «проектирование» звучит как систематизация бесконтрольного изменения предметного мира. Если мы возьмем область психологии, то увидим колоссальный интерес в области проектной деятельности. Повышенная важность и актуальность продиктованы новыми научными исследованиями и разработками в образовательных системах такими авторами как: Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская. В сознании ученых происходит трансформация представлений о проектной деятельности, особенно подчеркивается ее важность по отношению к наличному уровню знания. Так Е.И. Исаев говорит, что «проекты выступают в роли дополнений; они направлены на то, чтобы изменить наличное положение дел. По содержанию проектирование выступает как образование уже существующих объектов в новую форму» . Далее автор утверждает, что проектная работая выступает движущим механизмом истинно формирующегося образования: «предметом проектирования и является создание условий шага развития системы образования в целом, перехода из одного состояния в другое» .
Если мы обратимся к классическим педагогическим текстам, то увидим три основных признака, отличающих сущность проекта. Это ориентация обучающихся:
1) на приобретение познаний в ходе реализации своей работы;
2) на реальность, отражающуюся в решении утилитарной задачи при обстоятельствах, близких к наличественной реальности;
3) на определенный результат, в котором особо ценно применение междисциплинарных знаний, так как необходимо получить конкретный продукт.
Российский методист С.Т. Шацкий определил основные элементы проектов, внеся в его состав: реальный опыт ученика, который он получает во время проектной деятельности; групповой опыт, т.е. работа в коллективе со сверстниками, педагогом и другими участниками; умение выбирать нужную информацию из общего потока; выполнение заданий, которые позволяют учащемуся получить новые навыки.
Острая проблема применения проектной деятельности в общеобразовательных целях, со слов В.И. Коротова необходимо, так как позволяет педагогу не только находиться в стороне от процесса обучения и проводить критический анализ, но также и быть агентом самого образовательного процесса. Само понятие «педагогическое проектирование» введено в оборот еще А.С. Макаренко. Вовлеченность педагога – главный постулат логики проектной деятельности. А.С. Макаренко считал, что целью любого образовательного и воспитательного процесса является развитие индивидуальности, личности. Основными вопросами по теории проектной деятельности в условиях современной системы образования посвящены исследования: А.А. Карачева, Б.Ф. Ломова, В.А. Моляко, В.В. Рубцова, В.Д. Симоненко, Н.Н. Нечаева и других.
Автор провела анализ этимологии понятия «проект», «проектирование» и «проектная деятельность» и пришла к выводу, что данные понятия носят междисциплинарный характер и являются собирательными понятиями. Так есть ряд высказываний по теме «проектирование» у Дж.К. Джонса оно понимается и как деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде, у Т.Л. Мальдонадо как управление стихийным развитием мира объективных вещей, у В.А. Моляко как разработка и создание проекта-эскиза теоретического предмета. Мы видим разброс мнений по определению данного понятия, но их всех роднит креативный момент самостоятельного преобразования мира.
Ряд педагогов работают над проблемой проектной деятельности, можно выделить таких российских авторов как: В.И. Аверченко, И.И. Ляхов, В.Г. Горохов, К.А. Малахов, Н.Н.Нечаев, Н.П. Валькова, В.И. Михайленко. все педагоги сходи в одном мнении, что проектная деятельность развивает самостоятельность, возможность школьнику действовать по своему усмотрению. Несмотря на то, что авторы не приходят к единому определению проектной деятельности, есть общие факторы ее характеризующие. Проектная деятельность личностно ориентирована, она направлена на то, чтобы расширять границы познания. Задачей проектирования является расширение рамок исследования, не только поставленная проблема весома, но также методика ее решения, например, конструирование, моделирование и т.д. Проектная работа представляет интерес в образовательном процессе, так как она помогает развить ученику исследовательские и творческие качества, способности определиться с целями, возможность работать в команде и ориентацию в информационном пространстве.
Познавательный потенциал проектирования заключается в возможности сложить в голове ученика целостное знание. Оно складывается благодаря совместной работе с педагогом, повышенной мотивацией к получению внеурочных знаний, размышлению и объяснению результатов. Когда школьник заинтересован в результате проектирования, у него воспитываются и аксиологические качества: ответственность, социальное партнерство, самодисциплина, толерантность, умение вести диалог, способности к работе по плану и желание добиться качественного результата.

Список использованной литературы:
1.    Исаев Е.И. Проектирование психологического образования педагога Вопросы психологии. – 1997. – №6, – С. 48-57
2.    Кантор К.М. Опыт социально-философского объяснения проектных возможностей дизайна // Вопросы философии. 1981. № 11. С. 84—96.
3.    Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2-х томах — Москва: Педагогика, 1980. — Т. 1. — 304 с. http://psychology.snauka.ru
  ;
1.2. Понятие «проектная работа» и его характеристика
Проектная деятельность в средней школе несет аксиологическую, гносеологическую и социальную нагрузку. Это выражается, прежде всего, в процессе сотрудничества, в которое вовлекаются ученики, учителя и родители.
В современную систему образования внедряются различные классификации проектов, используемые на уроках биологии. Можно сделать общие выводы по их типированию. Для этого необходимо обратить внимание при оценке каждого типа проектов что в заданиях по биологии применяется проектная деятельность, вычленяющая разно профильные аспекты содержания образования. Как автор делает вывод, среди учеников 6-7 классов пользуются популярностью проектные задания по теме экологии и промышленности. 
Для установления представлений о проектной работе ученика, нам необходимо рассмотреть виды ее типажей. Выделяют проектные работы по уровню интеграции. Это либо с привлечением только содержания изучаемой учебной дисциплины, либо междисциплинарные, когда знания ученик может черпать из различных учебных дисциплин, либо же наддисциплинарные, которые выполняются на основе знаний, не входящих в школьную программу. Данные проектные работы особенно популярны среди учеников 6-7 классов при выполнении заданий по биологии.
Следующий тип, который мы хотим выделить, это по количеству участников проектного задания. Тут рассматриваются варианты с индивидуальным проектированием, которые выполняются учеником самостоятельно, либо коллективное проектирование, которое может быть, как парным, так и групповым. Нередко устраиваются соревнования между проектами в парах или группах школьников. Еще особый интерес представляют массовые проекты, которые выставляются на конкурсы, например, для участия в природоохранных акциях.
Следующий тип проектной деятельности рассматривается по способу этой самой деятельности. Так выделяют исследовательские, познавательные, игровые, творческие, практико-ориентированные, креативные проекты. Особое их отличие в том, что они раскрываются в креативной, творческой, самостоятельной работе.
Из всего вышеописанного, автор делает вывод, что тип исследовательской деятельности в проектной работе ориентирован на решение научной проблемы, методологический в которую входит: выявление актуальности темы работы, постановка целей и задач, определение предмета и объекта исследования, обозначение комплекса методов исследования, нахождение путей решения проблемы, оформление должным образом полученных результатов и их обсуждение. Форма обсуждения результатов может быть, как урочной, так внеурочной. Исследовательская проектная работа – это всегда проявление творческих способностей ученика. Для 6-7 классов характерны микросоциологические исследования, которые заключают в себя выявление отношения народонаселения к определенным биологическим, экологическим и технологическим проблемам, особенно свойственных для своего края.
В проектных работах, представленных игровым типом деятельности, участники проекта примеряют на себя определенные роли, предусмотренные характером и содержанием проекта. Роли могут быть как реально существующие персонажи, так и выдуманные. Интересен сюжет, когда персонажи имитируют социальные отношения, но им портят ситуацию вымышленные персонажи сценария. Бывает так же, что в игровых сценариях прослеживается приключенческий сюжет. Например, как будто научная экспедиция осваивает неизведанные территории, имитируя и моделируя маршрут путешествия и события с ним связанные.
Особый интерес представляет регламент исполнения творческих проектов, как считает автор. Они, как и игровые, нацелены на конечный результат и не имеют четкой структуры исполнения. Совместная деятельность подчиняется спонтанности и креативности, логике интересов и коллективной деятельности участников проекта. Возможными итогами могут стать: представление, праздник, научный биологический журнал, сайт, компьютерная программа, стенгазета, видеофильм, конкурсы работ, выставка рисунков, брошюры, поделки и т. д.
Самые информативно содержательные проекты – это научные, они направлены на сбор информации и приобретение знаний о биологическом объекте. В их регламент входит построение процесса и явления в определенных условиях, разработка плана проектов, направленных на решение важнейших биологических проблем современности. Научные проекты имеют установленную структуру. Структура включает в себя постановку цели, подборку и анализ научной информации, ориентация на новизну. Результат проектирования имеет четкие виды для оформления: схемы, карты, доклады, рефераты, модели и т. д. в современном информационном мире невозможна реализация проектов без привлечения оргтехники, что также дает ученикам навыки ее владения. Компьютер, принтер, ксерокс, сканер, средства коммуникации, фото и видео аппаратура необходимые инструменты для реализации поставленной в проекте проблемы.
Исследовательский тип проектной деятельности отлично описал методист И.Я. Лернер. Он говорит, что в этом типе реализуется поисковая, творческая, самостоятельная деятельность ученика, он решает новые для себя проблемы. Исследовательская деятельность близка к научной с той разницей, что ученик приобретает знания для личного пользования, а не демонстрирует их социуму. Регламент решения проблемы в данных видах проектирования и логика мышления схожи. Ученик ищет сущность, открывает новое. Данную позицию поддерживают и другие педагоги: С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, И.А. Ильницкий, А.М. Матюшкин, Л.В. Путляева.
Следующий рассматриваемый вид проектной деятельности – практической, он ориентирован на конкретный осязаемый результат и связан с социальными и нравственными ценностями ученика. Например, субботники, создание цветника или гербария, посадка зеленых насаждений, очистка водоемов и т.д. Результат проектирования должен быть виден другим людям и социально одобряемым. Возможно, данные мероприятия намечаются на определенные знатные даты или праздники. Серьезные работы, особенно групповые могут принять участие в международных проектах. Для этой цели существуют специализированные интернет ресурсы, такие как «Грин», «Аквадата» и др.
Для реализации проектной деятельности применяют классические средства обучению, такие как хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, учебники, атласы, научнопопулярная и художественная литература.  Так же наглядные пособия, это рисунки, графики, диаграммы, таблицы, карты, схемы. Оргтехнические средства информации и коммуникации, которые делают возможным сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование нужной информации, электронные базы данных, интервьюирование, анкетирование. В современной информационной среде, возможно осуществить доступ к любой необходимой информации. Это дает ученику необходимы навыке по нахождению, сбору, анализу, переработки информации из всевозможных источников, что значительно сокращает усилие по сбору информации в период проектирования.
Время, затраченное на проектирование, так же изменяемая константа. Бывают краткосрочные мини-проекты, среднесрочные и долгосрочные. Проекты могут занимать от 1 учебного часа, до одного учебного года. В проектах может быть задействовано как учебное, так и внеурочное время ученика. Процесс проектирования постоянно находится под пристальным контролем педагога. При долгосрочных проектах имеются промежуточные этапы оценки результатов.
;
1.3 Особенности организации проектной работы по предмету биология
Ранее упомянутый в дипломной работе педагог и филососф Джордж Дьюи, как основоположник метода проектной деятельности, выводит комплекс идей относительно нее. Он говорит, что особо важный период в жизни человека – это детство. Детство – это не общепринятое представление о неполноценном человеке, а полноценная жизнь полноценного человека. Для полноценного качественного проживания этой части жизни, ребенок должен получать не абстрактные знания, якобы нацеленные на будущею взрослую жизнь, а знания, необходимых ему сегодня, знания, основанные на реальных проблемах его жизни. 
Автор выделяет ряд особенностей проектной деятельности по биологии. Во-первых, цели и задачи проектирования определяются личными и общественными мотивами. То есть, проектирование имеет целью не только увеличение компетентности ученика по предмету биологии, а также развития сторонних навыков и приобретения опыта, но также и на создание продукта, имеющего важность для других.
Во-вторых, проектная деятельность крайне важна именно тем, что участники проекта могут реализовать свои коммуникативные потребности с авторитетными лицами, референтными группами сверстников, педагогов, родителей. В моменты, когда идет построение межличностных контактов участников проектной деятельности, они овладевают нормами взаимоотношений с друг другом, умениями использовать различные виды общения, приобретают навыки личностной работы и взаимоотношений в коллективе.
В-третьих, организация проектной деятельности учащихся совмещает различные виды познавательной деятельности. В этом процессе могут раскрываться спящие способности ребенка, определяться пристрастия к тому или иному виду деятельности.
Итак, можно отметить, что проектная деятельность ставит перед собой практически значимые цели и задачи, проводит анализ проводимого исследования, формулирует список задач, выбирает средства и методы для их решения, определяет временные рамки работы, оформляет результаты проекты в соответствии с его замыслом и целями. Проектирование дает участнику компетентность в выбранной проблеме, творчество, креативность, активные самостоятельные действия, возможность принимать решения, целеустремлённость, мотивацию. Автор считает, что не столько предметные объекты, сколько интеллектуальное, личностное развитие учеников, формирование основных навыков в процессе проектирования имеют весомую роль при выборе данного типа обучения и контроля.
При этом необходимо отметить, что важную роль играет совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Ранее в дипломе писалось о развитии универсальных учебных действий, в них большое значение придаётся именно этому фактору, помимо ориентации на конкретной проблеме, наличия итогового продукта, междисциплинарных связей, соединения теории и практики. В отличие от классической теории обучения, проектная форма деятельности ставит ученика в ситуацию, где ему нужно искать информацию для решения поставленных задач самостоятельно. При этом педагог перестает играть свою стандартную роль обычного транслятора знаний он содействует, организует совместную работу, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.
Делая вывод по данной главе, подведем итог, действительно, проектирование выступает как новый продукт в системе образования, качественно выделяясь на фоне классической дидактики. Проектные работы могу принимать самые разнообразные формы от школьной газеты до субботника или театрального спектакля. Однако, конечный продукт – это объект важный, но самоцелью не является. Результату проекта всегда предшествует замысел. По большому счету процесс обучения проходит именно в период проектирования, во время планирования, анализа, поиска ресурсов, коммуникации.
Так же особенностью проектирования выступает процесс самооценики хода и результата проекта. Самокритика приводит к ответственности и способности самостоятельно исправлять ошибки, неумение работать с информацией, такие как переоценка собственных сил, неправильное распределение времени.


Список использованной литературы:
1. Ватутина Е. В. Выпускная  квалификационная  работа «Проектная деятельность на уроках биологии в рамках ФГОС как средство формирования регулятивных действий»
2. Власова С. С., Суматохин С. В. Проектная деятельность социально- экологической направленности //  Биология в школе. – 2015. -№ 1., 52]
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с. - (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.
4. Учебно-исследовательская и практическая деятельность в современном экологическом образовании. Тезисы докладов III Всероссийского научнометодического семинара (11–14 ноября 2002 г., Санкт-Петербург). — СПб: Крисмас+, 2002. - 184 с.
 ;
Глава II. Методические подходы к организации проектной работы на уроках биологии
Для данного дипломного исследования взят возраст учеников 6-7 классов. Выбор данной возрастной категории обусловлен тем что данный возраст является важным для становления личности ребенка. Ребенок превращается в подростка, чувствует себя зрелым, стремиться к контролю, самостоятельности, хочет не только потреблять, но и транслировать, создавать создать собственными руками какой-либо продукт.
В современной системе образования проектная деятельность имеет статус пробной методики. Она не должна показывать результаты по ориентированию и анализу ситуации, не должна иметь статус реальной практики, не функционирует как система основного образования. Проектирование, совершаемое его участниками направлено на открытие новых форм обучения. Как утверждают педагоги, за данной формой обучения стоит будущее образование. Необходимо внедрять альтернативные методики и технологии для того что бы соответствовать запросу современности.
Кризис классической системы отечественного образования демонстрирует значимость проектной работы, так как главным критерием ее определяющим, является инициатива ученика. Самостоятельность по созданию продукта проектирования, опирается на существующие образцы и найденное знание, но творческий и креативный аспект привносит в нее уникальность.
Для того, чтобы состоялась успешно проектная деятельность у учащихся 6-7 классов средней школы необходимы следующие аспекты:
• Проектные инициативы должны найти поддержку среди более влиятельных и взрослых соратников, например, конкурсная основа с вознаграждениями и поощрениями;
• Наличие перманентной презентационной инфраструктуры, организаций их поддерживающих, музей и выставки проектных работ учащихся.
Для того, чтобы проектная деятельность стала полноправным членом отечественной образовательной системы, необходимы следующие условия:
• Должны появиться системы оценивания результатов проектирования в основной образовательной деятельности;
• Расширить систему классно-урочной деятельности и ввести новые формы легальной организации образовательного процесса.
В диалоге педагога и ученика раскрывается инициативность подростка, проявляются его творческие навыки. А когда педагог заинтересован в результате, доброжелателен к ученику, мягко и не навязчиво проявляет свой авторитет и направляет ребенка, школьника это побуждает с радостью и удовольствием начинать работу и доводить ее до конца.
Для того, чтобы данная деятельность учащихся стала основой для следующего уровня проектной деятельности, необходимо:

;
2.1. Организация проектной работы на уроках биологии в 6-7 классах общеобразовательной школы
Особый интерес в проектировании уделяется внеурочной, внеклассной деятельности участника процесса. Встает проблема, как организовать и контролировать данную деятельность, когда нет пристального наблюдения учителя или наставника. Как обозначить основные цели ученику, для того, чтобы он не праздно проводил время, а получал все те навыки и знания, что может предоставить проектная технология. Автор выводит основные главные цели проектной работы школьника:

Существенную роль в диалоге ученика и учителя, задействованных в проектной деятельности по биологии играет сотворчество, сотрудничество, совместный и самостоятельный подбор фактов и формирование выводов в процессе наблюдения, постановка проблемы, расписывание вытекающих задач и поиск решения, определение цели исследования. Важным навыком, который может научить наставник ученика является умение формулировать гипотезы, планировать эксперименты и внедрять опыт работы с информацией (искать, отбирать, анализировать), а также применять те знания, что получил ученик в ходе проектирования для достижения основной цели. 
Автор специально делает акцент на особенных специальных знаниях, что дает проектная деятельность школьнику 6-7 класса. Дабы продемонстрировать весь спектр положительных результатов для данного типа деятельности. Но общеобразовательные умения так же приобретаются в процессе проектирования. Ученик учится планировать свою работу, занимается методическим оформлением результатов своего исследования, оформляет свою работу, учится доносить устно и письменно результаты своей работы до слушателя, приобретает умение отстаивать свою точку зрения.
Необходимо отметить, что проектная деятельность и, в частности, ее исследовательская форма, делает возможным социальную адаптацию ученика, формирует у него необходимые качества для выбора будущей профессии, а также дает возможность приобретение навыков, необходимых для будущего ведения профессиональной карьерной деятельности.
Исследовательская форма проектной работа интересна тем, что за стенами учебного заведения, работа школьника не прекращается, а скорее только начинается. Заинтересованный участник проекта основную массу исследований проводит во внеурочное время, а на уроках в основном только лабораторные опыты и обсуждение полученных результатов. Важным является тот факт, что исследовательская проектная работа, в разные временные промежутки учебного процесса не должна отнимать у школьника очень много времени. Ведь существуют еще учебная программа, домашние задания, и очень много других социально-одобряемых дел, а длительная и усердная проектная работа может просто вымотать школьника.
Любой преподаватель знает, что успешное обучение возможно лишь в случае заинтересованности обучаемого. Для проектных фор деятельности данное условие наиболее актуально. Существует ряд идей, которые безотказно действуют, когда необходимо вовлечь ученика с головой в процесс. Например, сочетание отдыха с исследовательской ми научной деятельностью порождает туризм, как форму проектирования. Во время путешествия по родному краю, либо более масштабные организации, например, на машине, пешком, на велосипеде, на поезде, на экскурсионном автобусе, можно изучить экологическую обстановку, экосистему, разновидности животных и растений, историю и географию своего региона, либо более дальних уголков страны или земли. Такие исследования обычно централизованно организованны и имеют как групповые, так и индивидуальные программы исследований. Иногда исследования узко направленные, в основном они глубокие и серьезные, например, наблюдение за определенным видом птиц, рыб, растений и т.д.
Так же исследовательская работа возможна по секционированию растений, разведению насекомых или животных в определенных условиях.
Адекватно выстроенная проектная деятельность по биологии ученика 6-7 класса, представляет собой объективно значимую и научную ценность. Проектирование – это полноценная образовательная методика как по целям и задачам, так и по формам исследования, оценке конечных результатов и итоговым выводам, типам контроля, регламенту построения в период всего процесса проектирования.
Проектная деятельность по биологии для учеников 6-7 классов должна отвечать ряду требований, дабы достичь поставленных перед ней задач. Первой проблемой проектной и исследовательской деятельности, с которой сталкивается как ученик, так и педагог является выбор ее тематики. С учетом того, что проектная деятельность многофункциональна и осуществляется с различными образовательными целями. Она может быть направлена на развитие способностей каждого ученика, так сказать личностных особенностей, независимо от его интереса к предмету биология. Примером может послужить лабораторные работы, опыты в зеленом уголке, работа на пришкольном участке. Не факт, что все учащиеся интересуются биологией и любят этот предмет, но они занимаются проектной деятельностью, и она носит определенную утилитарную значимость. Но у хорошего педагога случае активного интереса ребенка к предмету биология – это частое явление. Тогда выбранная тема проектной носит заинтересованный характер и выступает как объект изучения и исследования. Так, например, в первом случае достаточно поставленной задачи и качественной организации для получения поставленного результата, то во втором трудно даже предугадать, какие дополнительные шаги придется совершить ученику в процессе проектирования для достижения поставленной цели. И когда педагог планирует разработку той или иной формы проектной деятельности и темы исследования, ему необходимо предусмотреть ряд вышеизложенных моментов.
Автор, познакомившись с очень интересной книгой К. Сент - Илера «Элементарный курс зоологии» (Ленинград, 1988 г.), нашел знаменательные примеры проектных работ по биологии, для обзора возьмем два из них:
1. «Найдите весной в пруду икру лягушки и положите ее в аквариум. Наблюдайте за развитием головастиков. Через сколько времени появится зародыш в икринках? Какой вид имеют только что вышедшие из икры головастики? Когда заметите вы у них жабры? Через сколько дней пропадут наружные жабры? Что головастик ест? Когда у него появятся задние ножки? Когда появятся передние? Все ли головастики одинаково скоро развиваются? Когда выйдут из воды молодые лягушки?» .
2. «Найдите на иве, березе или ольхе зеленых личинок с семью парами ног и белой головкой. Если эту личинку взять в руки, то она свертывается в кружок. Посадите ее в банку и кладите туда ежедневно свежие листья березы, ивы или ольхи. Как грызут личинки листья? Линяют ли личинки? Много ли едят? Долго ли остаются личинками? Как превращаются они в куколки? Сколько времени лежит куколка? Какое насекомое выйдет из куколки» ?
Два отличных, несложных примера, способных втянуть ученика в исследовательский процесс и приобщить его к самостоятельной творческой проектной деятельности. Проектирование по подобным тематикам вполне доступны школьникам, вызывают интерес ребенка, не сильно продолжительны, но и не сильно сжаты по срокам. Их можно выполнять во внеурочное время, например, в период летних каникул. Алгоритм данных заданий включает в себя все шаги проектной деятельности, которые необходимо выполнять. Для школьника ставятся задачи наблюдения, описания и обобщения результатов проектирования по биологии, таким образом, это все необходимые первичные действия, с которых начинается проект. 
После выбора тематики проектирования по биологии, следующим шагом является постановка проблемы проектной работы, выдвижение ее гипотезы, планирование и проведение ряда экспериментов. Самое главное, что этот регламент будет соблюдён, если вызван интерес у ребенка. Тогда вступают в игру творческие задания, в основе которых лежит самостоятельность и наблюдательность, как видно из двух вышеописанных заданий с головастиками и куколками бабочки. Так как материал для исследования обнаружить не сложно, доступность работы относительно проста, имеется практическая направленность проектирования, в наличии важность и значимость результата, то это выступает стимулом для приобщения учеников к проектной работе.
Делая вывод по ранее изложенному материалу, необходимо затронуть роль педагога в построении проектной деятельности ученика. В отличие от классической методики образовательного процесса, в проектной деятельности роль учителя – это не роль опекуна, он не несет ответственности полностью за весь процесс и результат проектирования. Иначе это подменят цель проектной работы по биологии. Педагог по отношению к школьнику выполняет функции консультанта и научного руководителя на примере того, как это происходит в большой науке. Субъект проектирования должен осознавать, что основная часть ответственности за качество и результат работы лежит именно на нем. Он должен самостоятельно предугадывать этапы и вложиться в сроки выполнения, предъявить доказательства своей добросовестности и научной достоверности проделанных исследований. Дело педагога – быть куратором, напоминать ученику об этом, подсказывать направление работы, в котором нужно искать решение поставленных задач, редактировать текст, вести промежуточный контроль, организовать процесс защиты проектной работы по биологии. ;
2.2. Этапы реализации проектной работы по биологии у обучающихся 6-7 классов.
2.2.1. Этапы работы учащихся над проектом.
Для успешной и плодотворной работы над проектом, для достижения желаемого результата, необходим регламент и алгоритм работы ученика и педагога над проектом и корректная система оценки работы исполнителя проекта. Что касается деятельности субъекта проектирования, то автор выделяет основные регламентированные пункты выполнения:
1. Вводным пунктом является вовлечение, мотивирование ученика на проектирование. Для этого создается интересная школьнику проблема, подробно расписываются задачи, симулируются проблемные ситуации. 
2. Следующим пунктом является определение и утверждение тематики проектов.
3. Далее следует составление графика проектирования.
4. Четвертым пунктом выступает подбор и анализ информационных ресурсов, письменных источников и других доступных материалов.
5. Обязательным пунктом считается групповое и индивидуальное консультирование, т.е. контроль за процессом работы и анализ проектирования.
6. Так же обязательным пунктом является правильное оформление результатов проектирование и обязательный контроль за его оформлением.
7. До окончания работы над проектом необходим промежуточный контроль в виде предзащиты проекта.
8. Затем идет доработка недостатков проекта.
9. Итоговым моментом выступает защита проектной работы и подведение итогов по ней.
Ученика надо заинтересовать, для этого педагог подбирает интересные темы для проектной работы. Предложенная преподавателем или выбранная самостоятельно учеником формулировка темы проектной работы по биологии обязательна должна быть утверждена руководителем проекта или экспертной группой. В дальнейшем ее можно изменять, тем самым упрощая или усложняя поставленную задачу. Некоторые примеры тем:
«Пластиковая болезнь современности»
«Еж Ушастый – представитель Красной книги»
«Живые синоптики»
«Мастера камуфляжа»
«Влияние сотовой связи на живые организмы»
«Наблюдение за домашней кошкой»
«Общественные насекомые. Пчёлы и муравьи»
«Осторожно – клещи»!
«Электричество в живых организмах»
«Бактерии - древнейшая форма организмов»
«Грибы съедобные и ядовитые»
«Растения паразиты»
«Изучение различных корневых систем»
Правильно выбранная формулировка темы, дает возможность в ходе проведения индивидуальной проектной деятельности по биологии, точно определить рамки и содержание проектирования, а также добиться результата, который был намечен совместной учеником и педагогом.
2.2.2. Система оценивания ученических проектов
Автор данной дипломной работы, является практиком-педагогом и по опыту знает, что оценивание проектной деятельности по биологии ученика 6-7 классов является сложной задачей, драматично и противоречиво окрашенной. «Оценочный процесс – это имитация профессиональной экспертизы».
Очень психологически напряженным и эмоционально окрашенным является итоговый процесс защиты проектной работы. Подготовку проекта и вывод на его публичную защиту крайне волнителен для школьника. Команды экспертов бывают разного типа. Это могут быть соперники, авторы таких проектор, могут быть группы педагогов, либо группы независимых экспертов. Но всегда процесс оценивания – это сложный субъективно-объективный выбор эксперта.
Критерии оценки Самооценка Оценка одноклассников Оценка учителя Средняя оценка
Достигнутый результат
Оформление

Представление

Ответы на вопросы
Всего баллов

Итоговая оценка
Задача ученика в итоге защитить свою работу так, чтобы убедить экспертов в ее утилитарной ценности, показать практическую значимость, продемонстрировать свою компетентность не только в специальных вопросах по биологии, но и раскрыть его значение своей проектной работы. При успешном выполнении всех поставленных задач, у школьника формируется целостное представление о проделанной работе, происходит осознание законченности своего труда и важности своей исследовательской деятельности.
Для большей мотивации для достижения конечного результата в своей проектной работе, педагог организует своего рода соревнования: устраивает конкурсы, олимпиады проектов, выставки лучших работ, на которые приглашают экспертов, авторитетных личностей, сверстников и конечно же родителей учащихся. В результате у участников проекта повышается самооценка, происходит самоутверждение индивидуальности каждого участника и признание авторитетами и экспертами ценности их работы. Оценивание результатов проектирования и процедура защиты должны соответствовать определенному регламенту и проводится в рамках выбранных критериев. 
1. Первым критерием выступает необходимость аргументировать выбор тематики проекта, обоснование утилитарной значимости в его разработке, выявление возможности практического применение результатов проекта и их социальной значимости.
2. Следующими критериями являются объем и полнота проектной проблемы, а также качественный критерий выполнения установленных этапов проектирования: самостоятельность, законченность, подготовленность к преподнесению результатов экспертам и в социум.
3. Далее следует критерий аргументации выводов, подходов, методов, форм проектирования и решений, которые предлагает учащийся.
4. Четвертым критерием является творческий и креативный аспект работы, оригинальность темы проекта, уникальность подходов, утилитарность найденных решений.
5. Итоговым критерием выступает качество защищаемого проекта: оформление, соответствие стандартным требованиям, читаемость схем, уникальность рисунков, фотографий, правильность таблиц.
Таким образом, оценка при защите проекта выставляется исходя из качества доклада (композиция, полнота представления проекта, аргументированность, качество, объем информации, убедительность и утилитарность), также ответственность докладчика, доброжелательность, коммуникабельность, объема и глубины знаний по выбранной теме, творческого аспекта, креативности, эрудиции, культура речи, метода преподнесения информации, деловые и волевые качества ученика использования наглядных демонстративных средств, аргументированность выводов, ощущения времени, удержания внимания и интереса аудитории, корректных ответов на вопросы экспертов, убедительность, стремление к достижению высоких результатов, открытость к дискуссии.
Таким образом, итоговая оценка проекта складывается как средняя оценка, которую выставляют эксперты, учитель и сам ученик. Есть два вида оценивания проектных работ ученика. Это бальная, либо классическая оценочная. Таблица классической системы оценивания:

Таблица варианта бального оценивания работы:
Наименование критерия оценки Числовое значение критерия
Личный вклад автора
0 - личный вклад незначителен
1 - разрабатываются идеи научного руководителя
2 - высокий уровень самостоятельности
3 - автором предложена собственная оригинальная идея
Актуальность темы работы
0 - тема не актуальна
1 - тема актуальна для автора проекта
2 - тема актуальна для группы людей, учреждения
3 – тема актуальна для города, страны
Наличие анализа аналогов и конкурентных предложений. 0 - анализ отсутствует
1 – анализ проведен
Новизна идеи
0 - новизна отсутствует
1 - получены новые данные, устройства
3 –новые данные, методы, технологии, устройства
Уровень сложности решаемой задачи
0 - простая задача
1 - задача средней сложности
2 - задача высокой сложности
Корректность постановки задачи
0 - отсутствует формулировка целей и задач
1 – постановка цели и задач недостаточно четкая
2 – цель и задачи поставлены корректно
Полнота решения поставленной задачи
0 - решение поставленной задачи не получено
1 - получено частичное решение поставленной задачи
2 - получено полное решение поставленной задачи
Уровень патентно-лицензионной проработки 0 - патентно-лицензионная проработка отсутствует
1 – работа имеет патентную перспективу
2 - подана заявка на изобретение (патент)
3 - получен патент
Внедрение результатов работы 0 - нет внедрения
1 – возможно внедрение
2 – есть практическое внедрение
Экономический расчёт по проекту 0 – не проводился
1 – проведен
Качество презентации проекта 0 - оформление с сильными отклонениями от правил
1 - в соответствии с требованиями к оформлению
2 - высококачественное, с применением креатива
Дополнительный балл члена жюри Не более 3 (с указанием, за какие именно особые, не учтенные основными критериями, достоинства проекта)


 ;
Глава III Экспериментальная проверка влияния проектной деятельности на развитие коммуникативных УУД у учащихся и ее результаты.
  ;
Заключение
Актуальная проблематика современной методики преподавания биологии – это при помощи инструмента проектов, развить познавательные и когнитивные способности учеников, научить их ответственности самостоятельности в реализации своих теоретических и практических знаний, дать ориентацию на продуктивное использование информационного поля, развить критическое и креативное мышления. Техника проектов по биологии имеет свой регламент реализации: изначально ставится проблема, под нее расписываются задачи, далее итогом в этом процессе выступает реальный утилитарный эмпирический результат, который при оформлении определенным образом имеет осязаемую форму. Расписанные под проблему задачи, педагоги пытаются решить на практике и в теории в процессе обучения. Фундаментом техники проектов является практический и утилитарный результат в виде проекта, который решает определенные строго поставленные задачи. Главное, что данный результат эмпирически оформлен, его можно видеть, как отдельный законченный комплекс и применить на практике. Чтобы получить нужный результат, обучить учащегося самостоятельно мыслить, ставить задачи и решать проблемы, при помощи информации из разных областей науки и знаний. Тут немало важно умение предсказывать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Проекты по биологии имеют социальное и временное ограничение. Они могут в своей деятельности заключать как индивидуальную, парную, так и групповую работу, которую ученики обязаны оформить в течение определенного временного периода. Для более эффективного использования метода проекта, профессиональные педагоги сочетают его с другими групповыми методиками. Проектная работа по биологии имеет в своей основе решение какой-то конкретной проблемы. Для того, чтобы решить поставленную проблему, проектная работа по биологии использует конгломерат разнообразных методов, техник, средств обучения, интегрирует знания из различных областей науки и дает навык их применения. Преобразование теоретической проблемы в практический, реальный, утилитарный проект, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни) – это и есть задача при выполнении проектной работы по биологии. Квинтэссенцией проектной деятельности по биологии, как педагогической технологии, является совокупность исследовательских, ориентационных, поисковых, креативных, творческих проблемных методов.
Целью проектной работы по биологии выступает создание условий для развития умения учеников учиться самостоятельности и работе в коллективе, а также, использовать собственный опыт для реализации своих творческих и креативных способностей.
Для метода проектов, осуществляемых на уроках биологии, либо во внеурочной деятельности характерно самостоятельное изучение ребенком проблем, поставленных в рамках дисциплины биология, которые имеют важное значение для учащихся.
Из данной работы, автор делает вывод, что основная задача проектной деятельности по биологии выступает как самостоятельное освоение учениками материала и создание конкретного осязаемого реального продукта, что позволяет ученикам результат конечной своей деятельности, самореализации.
Метод проектов уникальный, он позволяет ученику провести с пользой учебное и внеурочное время, в процессе приближаясь к моменту формирования научного представления об окружающем мире, конструировать реальные материальные или теоретические объекты. Материальным результатом деятельности ученика выступает учебный проект, который определяется как индивидуальное принимаемое школьником обширное решение проблемы, реализуемое в виде макетов, схем, стен –газет, таблиц, поделок, планшетов, газет, статей, интервью, аудио и видеоролики.

  ;

 
 
 
 


Рецензии