Куда увозят соль?

Каждый бывалый торговец знающий Волгу вдоль и поперёк, исходивший ладьями да стругами глуби и мели реки, вспомнит за чашкой чая много прекрасных мест, будь то под Тверью, Казанью, Самарой. И не имея сомнений, тут же завяжет спор, коли его товарищ скажет чего поперек. Жарок до спора торговый люд, каждый своё отстоять желает. Только в одном сойдутся купцы : краше чем под Нижним Волги не сыскать, хоть до истока пройди, хоть до устья!
Утром на Волге туманно, дышит прохладой ночь, звёзды на небе сияют,  лёгкая рябь на воде за кормой,  точно дорожка к румяному солнцу, что ещё почевает за сенью холмов,  но уже подняло растрепавшися косы, от чего горизонт стал нежданно  пшенично-златым.
А на брегу, в этот час,  неприменно дымно:  варницами пышет у вод Балахна, синие леса обернулись мглою.. Где-то в непроглядной да;ли жаром горят купала, отражая восход и последние звёзды, в блеске которых бежала на запад короткая летняя ночь. Видя за бо;ртом такую картину, после скитаний по дальней земле, сердце купечье забьётся быстрее, вторя  малиновым звонам сотен приволжских церквей! Вот оно счастье дороги к дому!
Много знал Нижний купечих родов, много из них  знамениты в России, но по богатству Строгановых редкий из них  обошёл!  Первые из рода оказались на Волге много столетий назад, справив избёнку вначале Заочье, а поздней перебравшись в город, на нижний базар. Место оказалось живое да доброе! Часто  швартовались у брега  суда, важные купцы,  то и дело по торгу ходили. Каждому хотелось чего-то продать, сбыть простаку свой товар подороже, а вот купить желали, известно, по низкой цене. От того-то гудели базары у Волги, не умолкая до поздних вечерних петухов! 
Здесь Георгий Строганов, выстроил склады, справил дома да лавки с жилыми палатами, дабы наладить торговлю солью, главным богатством уральской земли!  Соль доставляли на баржах в огромных холщевых мешках. Дюжие  парни таскали с  причала их в казематы господских скла;дов. Соль  ценили знатно, от того-то в один удачный год Строганов отправил в Нижний сразу тринадцать ладей, гружённых солью до самого борта, а когда посчитали, оказалось, четыреста пудов! Вот так удача и смекалка, да и покупателей,  к товару, говорят, очень быстро нашли.
Этой  порой, соль добывали везде одинаково, будь то Соликамск, Усолье Сибирское или Балахна. Первоначально из земли по деревянным колодцами и трубам рассол поднимали на Божий свет. Здесь он поступал в специальный ларь, где и хранился до той поры,  как мужики не появятся с вёдрами и не отправят его на огромный церн, в сердце могучей Варницы. В этой  избе под крышей о четырёх сторонах  было не продохнуть! 
Пар стоял  такой, что рабочих не видно! То и дело в густых клубах  появлялось то одно,  то другое раскрасневшееся лицо, не давая печи раскалиться до сильного жару, дабы не осела соль на дне, как говорили старики «леденцом», а то убирать  не повадно станет! Варь продолжалась сутки, после гасили печь, убирали лопатами соль на палати, а как просохнет собирали в мешки и под кровлю в амбар. Ждали пока наберётся на баржу… На одну, другую, третью -дабы  сложился из них караван, а там и до Нижнего плыть черёд настанет.
Там-то у Строгановых торговля налажена была, всякого клиента они примечали! Как уж придёт он в контору, речь заведут не только о делах, но и  о жене, и о детях справляться станут. Поставят гостю огромный самовар ,лично поднесут медовый пряник. Изумлённый клиент, увидев такой приём, сразу сговорчивей станет. И закажет соли  больше чем хотел, а купцам-то того и надо! Бойко торговля солью шла, уходили мешки из Нижнего на тяжёлых судах и купечих обозах, разлетаясь по лавкам, постоялым дворам и харчевням по всей стране!
В 1767 году, говорят старожилы, такой на базаре случай был. Возле соляной конторы, где вставали большие суда,  те что возили к базару самых именитых торговцев со всей страны, бросил якорь особый корабль, на котором приехала в Нижний сама императрица, Екатерина Вторая! Тут же ударили залпы, отслужили молебен, зазвенели храмы по всему  Нижегородскому краю, да по старому обряду, поднесли императрице наши мастерицы каравай. А Строганов с солью тут как тут! «Попробуйте де государыня вместе с караваем нашу соль, вчерась только с Камы на барже доставили». Сам подаёт солонку и думает: «Понравится императрице камская соль, мы и ко дворцу поставки наладим». И не прогадал в этом деле старый чёрт!
Доходы с этих пор взлетели до небес и не только ко двору но и простому народу продажи стали выше. Каждый просил «Пермянку», как у царицы соль, от того-то Варницы на Каме процветали.
Много сделали Строгановы на Нижегородской земле, помогали приютам, больницам и храмам. В 1696 году, заложил Григорий Дмитриевич в нижнем посаде города новый храм. Быстро работали мастера, поднялись купола над речною далью, только к концу работ случился в нём пожар, от того-то отделку пришлось вести сначала!.Освятили церкву в 1719 году, и не было равных ей на Волге! И каждого гостя покоряла она красой, и всякий купец замирал восхищённо. А те что приехали с Камской земли, видя её всегда улыбались. Дескать, вспоминались им родные Усолье, Кунгур, Соликамск, там где Строгановы тоже церкви подняли.
Много воды у текло с тех пор, много веков пролетело,  а только Рождественский храм, как и прежде взирает на Волгу, точно духовный маяк великой династии в Нижегородском краю!
Есть у этого храма одна деталь: маленький флюгер в виде железного  флага, прямо над куполом колокольни, аккурат под злачёным крестом.  Каждый местный житель знает, что значит этот флюгерок: память о создании флота  Петром Великим в нашей стране. И только смекалистый человек обратит внимание, куда развивается этот флаг. Смотрит он с востока на запад.  Точно неведомый ветер с Уральской земли гонит соляные караваны на Нижний, а от туда в Петербург и на Москву. Это наказ потомкам, дескать: смотрите наши свершения, вот как мы трудились, вот как мы работали, вот как нужно вести дела!


Рецензии