Гениально сыгранная роль

        Родной и самый  любимый  человек… Человек, который всю жизнь рядом, который и есть – твоя жизнь и судьба…Мама… мамочка… Близкая всегда, даже когда её уже нет на этой земле…. И  вот я  пишу о ней, моей маме, вспоминая всё самое лучшее и светлое.

     Валя родилась в семье Николая и Александры Горевых в 1948 году  и была единственным ребенком в семье. Она рано поняла, что родители её очень любят, и потому росла довольно бойкой и уверенной в себе девочкой. Александра сильно болела и знала, что детей у неё больше не будет.   Лучший кусок в семье всегда доставался маленькой дочери. Послевоенные годы были тяжёлыми и голодными, но Валя этого не замечала. Поутру она просыпалась и  весело бежала, шлёпая босыми ногами по деревянному полу,   на кухню, где на столе специально для неё была приготовлена пол-литровая банка парного коровьего молока, Горевы держали свою скотину. Валя начинала пить – тёплая жидкость заполняла желудок, в нём становилось тесно, девочке казалось, что живот лопнет, но она не останавливалась. Ук-ук… Малышка чувствовала, как тепло и радостно вокруг. Когда с молоком было покончено, она брала яйцо, очищала от скорлупы, и шустро кидала его в подполье. Время до обеда пролетало незаметно - Валя была предоставлена сама себе, сильно не хулиганила, только однажды достала из шкафа выходное мамино платье и разрезала его ножницами на множество красивых ярких лоскутков. Пришедшая в обед  с работы мать всплеснула руками: «Валенька, разве так можно?» Девочка  поняла, что сделала что-то не так  и громко заплакала. Александра  заплакала вместе с ней: «Горюшко ты моё луковое!»

    Родители всегда  хвалили Валю за самостоятельность. Девочка была очень довольна и горда тем, что ничего не боится, оставаясь одна до обеда. Так продолжалось до тех пор, пока Николай не полез в подполье за картошкой. А там – очищенные яйца, штук пятнадцать… Валю не ругали, её вообще никогда не обижали. Мать тихо, со слезами на глазах, сказала: «Доченька, если ты не хочешь яйцо, то мы с отцом можем его съесть». Валя, хоть и была маленькой, всё поняла, и с тех пор никогда не выкидывала продукты. Этот урок на всю жизнь отпечатался в её сознании.

     Однажды Валя решила покататься на лошади. Малышка знала, что для этого нужно забраться животному на спину. Валя подвела лошадь к скамейке, на которой была поставлена табуретка, взобралась на неё, и, подтянувшись,  села верхом. От страха закружилась голова. Лошадь была очень умная, она не скинула девочку, а опустила свою  голову, и стала энергично  ею трясти, а Валя медленно съезжала по загривку вниз, на землю.  В какой-то момент малышка потеряла сознание, и пришла в себя уже дома. Как она попала на свою кровать, девочка не помнила. Александра хлопотала возле дочери, Валя отделалась испугом и лёгким ушибом.

     В шесть лет Валя пошла в школу. Родители не хотели отдавать дочь  так рано учиться, но упорная и настырная Валя  слезами выбила из любящих папы и мамы разрешение грызть гранат наук. Правда, учиться  ей быстро надоело. Ходить в школу приходилось за несколько километров, дорога в то время ребят не страшила, лень было учить уроки. Однажды Валя плохо подготовила домашнее задание, и, по дороге в школу, выйдя за деревню, специально села в грязный ручей. Вернулась к родителям со слезами: «Я не могла через ручей перейти-и-и…». Её не ругали. Отец молча переодел дочь во всё чистое, проводил до злосчастного  ручья, перенёс через него Валю  на руках, и отправил в школу со словами: «Иди, дочка, учись  с Богом!»

     В следующий раз Валя решила идти к зубному. Пришлось долго стоять в очереди за талончиком, потом терпеть адскую боль, пока сверлили зуб, но по окончании этой экзекуции, она была совершенно счастлива: школу этот день она  пропустила по уважительной причине.

     Николай считался первым гармонистом на деревне. Праздники проводились не часто, но становились  сущим наказанием для семьи: он подолгу играл на гармони, женщины просили его выпить, он соглашался. Наутро болела голова, Николай корил себя, чувствовал виноватым, просил прощения у Александры: «Шура, прости». Валя, видя огорчение матери, говорила: «Мама, давай уедем от папы в Череповец».  Александра прижимала дочь к себе, спрашивала: «А что мы есть там будем?» - «Макароны» - отвечала Валя. Ей всё казалось простым и ясным. Вот устроятся они  в Череповце с матерью, им дадут благоустроенную квартиру,  будут есть одни макароны, ведь они такие вкусные! И отец поймёт тогда, что выпивать  нельзя.

     Каждый вечер Николай у иконы молился Богу. Он уцелел в двух войнах: финской и Великой Отечественной, что и сделало его верующим человеком. Валя  всё ждала, когда отец выключит свет, иногда усыпала. Она тоже молилась своими словами, просила всем родным здоровья и счастья. Родственников перечисляла долго: мама, папа, баба Маня, дядя Коля, тётя Лена…. Однажды Валя решила уснуть без молитвы. Она думала, что наутро уже не проснётся, но ничего страшного не произошло. С тех пор Валя перестала молиться, к тому же в школе постоянно говорили, что Бога нет, и она  в это поверила.

     Окончив восьмилетку, Валя решила учиться  в культпросветучилище на хоровом отделении. Один год она промучилась, изучая музыкальную грамоту, но, поскольку с детства ей «медведь наступил на ухо», и по сольфеджио  ставили одни только тройки, Вале было сложно и не интересно. Она всегда отличалась смелым характером, и девушка  с  лёгкостью приняла решение уйти из культпросвета и поступить в медицинское училище. Мать по-прежнему болела,  и Вале очень хотелось выучиться на врача, чтоб её вылечить.

     Так начался новый период её жизни – учёба в Череповецком медицинском училище. На первом курсе во время прохождения производственной практики она вместе  с однокурсниками целый месяц мыла   туалеты и коридоры в областной больнице. Все студенты были молодыми и оптимистичными,  трудности никого не пугали.  Ходили в МОРГ, присутствовали при операциях. Фельдшер  должен был уметь всё, даже принять при необходимости роды. Учёба закаливала и без того смелый Валин характер.

     Грянула первая любовь. Это случилось на четвёртом курсе.  Вале понравился Ваня, Ванечка, как ласково она его называла, молодой голубоглазый парень с Украины. Они собирались пожениться. Ванечка мечтал, что отвезёт Валю к себе на родину, познакомит с матерью, а та научит девушку готовить разные вкусности: плов, пироги, салаты… Валя не любила готовить, она слушала Ванечку, и нежность к нему постепенно  сменялась  огорчением.  Валя живо представляла картины приготовления  котлет и других  изысканных блюд. Они расстались. Это может показаться странным, но именно потому, что Валя не хотела посвятить свою жизнь кулинарии. Она мечтала о высоком – спасении жизни людей, а Ванечка думал только о еде, так ей казалось.

     Судьбоносная встреча с будущим мужем  Александром произошла на теплоходе. Он влюбился с первого взгляда и в Валю, и в её красный плащ,  в котором она тогда модничала. Молодые люди стали встречаться и  вскоре  решили пожениться.

     - «Выйдешь замуж только через мой труп» - объявила Александра дочери. Валя легко переступила через маму и её «труп», молодые расписались и стали жить вместе с родителями. Вскоре  мужа Сашу забрали на переподготовку в армию на полгода. Валя поняла, что беременна. Молодожёны писали друг другу письма, полные любви и нежности. Валя плакала, и носила солдатский ремень, дожидаясь мужа. Саша писал: «Пусть сынок у нас родится, как медная копеечка». В конце ноября 1968 года Валя родила дочь, мою сестру Танюшку. Счастью молодых не было предела.

     Танюшка родилась неспокойным ребенком. Доставалось всем: Вале, бабушке, деду, отцу. По ночам её по очереди качали в коляске, а как только кто-то засыпал и переставал быть на стрёме, Танюшка поднимала такой крик, что просыпались все. Денег не хватало, Валя вышла на работу в инфекционное отделение больницы, а Александра целыми днями водилась с внучкой.
     Однажды Танюшка сильно заболела. Поднялась высокая температура. Вызвали врача, Девочку  госпитализировали в детское отделение. Мать день и ночь не отходила от дочери. Танюшке становилось всё хуже, начались судороги. Валя, рыдая, бросилась к врачу: «Она умирает!».  Та встряхнула женщину за плечи: «Замолчи!  Успокойся…. Всё будет хорошо». Дальше Валя помнила всё, как во сне:  она больше не плакала, сделалась, как каменная, и всё смотрела, смотрела, как прокалывают Танюшке тоненькие венки, как капает лекарство: кап-кап…

     Сознание  к дочери вернулось ночью. Танюшка открыла глаза, улыбнулась: «Мама, какая красивая  звёздочка за окном».  Валя расплакалась: «Девочка моя хорошая, ты сама чуть к этой звёздочке не улетела».

     В марте  1973 года родилась я. Бабушка Александра умерла через месяц после моего появления на свет. Оторвался тромб, всё произошло в считанные секунды. Валя долго корила себя, ей казалось,  она  виновата в том, что не успела вовремя оказать медицинскую помощь, что пока  бегала звонить к соседям, стало уже поздно, что «Скорая помощь» должна была приехать быстрее. Но это была судьба, роковая и бесповоротная. Валя сорок  дней выходила на кладбище с коляской. Я была спокойным ребенком, как будто понимала, что взрослым не до меня.

     Мы с сестрой подрастали. В семье не всё было гладко: Александр выпивал, и это порядком надоело Вале. Хоть он был и неплохим хозяином, имел золотые руки, его мужской характер проявлялся в  утверждении: «Пил, пью и пить буду!». Однажды Александр не явился вечером домой. Танюшка одела меня, посадила на санки и отвезла к матери на работу. Валентина удивилась: «Девочки, вы откуда?» Танюшка ответила: «Папа не пришёл, а козу я уже  накормила». 

     Валя была очень целеустремлённой,  оптимистичной женщиной и в  жизни всегда могла экстренно принять  судьбоносное решение. Когда учителя сказали, что у Танюшки абсолютный музыкальный слух и она очень способная, Валя решила всей семьёй переехать жить  в Ленинград.  Нужно ли говорить о том, что у нас там не было ни родственников, ни жилья…. Но Валю никогда не страшили трудности.

     Вскоре состоялось поступление Танюшки в школу при консерватории. С первого раза. Без всякого блата.  Нужно было где-то жить, Валя устроилась уборщицей при школе. Нам дали коммунальную квартиру с пьяницами-соседями. По ночам у них в квартире лаяла собака, иногда проходили гулянки, но высокая цель сделать Танюшку  музыкантом, заставляла нас терпеть лишения.

     Я пошла в первый класс обычной школы Ленинграда. У меня сразу возникли трудности с математикой. Сложение, вычитание – всё путалось в голове. И тут мама Валя проявила смекалку: она стала писать мне письма от Карлсона, который живёт на крыше. Он жаловался, что ничего не понимает по математике, просил решить за него задачи и примеры, и прикладывал конфетку к своему посланию. Конечно же, я с удовольствием помогала Карлсону, представляла, как он будет рад, что я сделала за него домашнее задание. Но вот  однажды я  обнаружила в нашем  шкафу эти самые конфеты. И всё поняла. Как я тогда огорчилась! Сказка растаяла. Именно с того дня  я начала взрослеть. И по математике больше проблем не было, Карлсон помог.

     Танюшка в школе поскользнулась на паркете и стукнулась спиной.  Травма оказалась очень сложной, угрожала здоровью,  Танюшку отправили в санаторий «Стрельна» на лечение. Выпрямляли спину полгода: физиопроцедурами, уколами, лекарствами. Всё обошлось, но Валентина решила вернуться на родину, в Кириллов. Здоровье дочери  оказалось важнее мечты видеть её музыкантом. Александр остался в Ленинграде, отношения родителей были исчерпаны, и окончились разводом.

     В Кириллове Валя чувствовала себя, как рыба в воде. Она любила этот город, и никогда не оставляла надежду устроить свою личную жизнь. Если ей говорили, что порядочных мужчин нет, она отмахивалась: «Значит, плохо искали!»  Она пошла работать фельдшером в автотранспортное предприятие. Производила по утрам допуск водителей к рейсам. Вале приглянулся средних лет мужчина Виктор. Он всегда молчал, и Вале казалось, что он знает что-то такое, что другим неведомо. Была в этом мужчине какая-то загадка. Она первая пригласила его в кино. В назначенный час Виктор пришёл к кинотеатру, Валя предложила прогуляться по парку. В тот день в кино они не пошли, а через полгода расписались. Третья беременность протекала сложно. У Вали поднималось давление, отекали ноги. Но она не сдавалась. Ходила с большим животом на большие расстояния, делала зарядку. Сын Алёшка родился в асфиксии, роды были трудными, Валя долго болела.

     Я подолгу водилась с маленьким братом. В три года Алексею купили трёхколёсный велосипед. Он катался на нём с удовольствием. Один раз Алёша попросил меня  подтолкнуть велосипед, чтоб помчаться  быстрее. Я не рассчитала силу, с которой подтолкнула сиденье. Брат упал взад себя и стукается головой о камень на дороге. Кровь потекла очень быстро, малыш громко заплакал, я заревела от страха ещё громче, и  тут мама выбежала на улицу и скомандовала мне: «Замолчи! И добавила спокойно и уверенно: «Успокойся…. Всё будет хорошо». Я, как будто очнувшись, взяла себя в руки.  Мама принесла Алёшку в дом, смыла   голову чистой водой, помазала чем-то антисептическим, забинтовала. Я, молча, любовалась ею: какая она сильная и смелая! Как я люблю её  за это! Как я горжусь ею!

     Жизнь, как полосатая зебра. Белая полоса сменяется черной, черная – белой. Только Валя не унывает, потому что знает одно: она – главная, она сильная и всемогущая в своей семье. Она может наколоть дров, забить гвоздь и даже построить дровенник. Она не ждёт чьей-то помощи, жизнь не даёт ей быть слабой.

     Быстро летит время. Дети вырастают, Валя разводится с Виктором, потому что понимает однажды, что загадки в нём нет, и молчит он просто от того, что ему нечего сказать. А мужские дела она умеет делать сама.
 
     Жизнь человека - один миг и целая Вселенная. Валя по-прежнему сильная, поддерживает родных, с каждым подолгу разговаривает по мобильному телефону. Ей постоянно звонят, загружают своими проблемами, ведь Валя умеет поддержать и найти выход из любой ситуации. Она слушает и слышит собеседника. Валя  начинает недомогать,  но ей кажется, что она притворяется. Всё лето держится температура, начинает болеть спина. Валя борется: каждое утро упорно встаёт, готовит еду, двигается.  В июле идёт купаться на озеро, чтобы побороть недуг. Но болезнь коварна: она точит медленно изнутри. Не помогают никакие лекарства. Я, измучившись, от бессилия,  плачу: «Мамочка, я не могу быть сильной, я не такая, как ты». Она в ответ пытается улыбнуться: «Оленька, так будь слабой».  Мне становится легче: я снова могу быть слабой, быть собой.  Мама  меня не осуждает, она меня любит и такой, маленькой и слабой…

     Валя покидает мир 20 апреля 2014 года, в 65 лет,  а мы остаёмся. Остаёмся со светлой памятью о ней, с её наказом никогда не унывать, быть всегда счастливыми  и бороться до последнего. Её  добрая чуткая  душа живёт в каждом из нас, мы согреваемся  воспоминаниями, пропитываемся  боевым духом революционных песен, которые так любила петь Валентина, учимся не сдаваться невзгодам, любить этот мир во что бы то ни стало и играть свою роль вдохновенно, отдаваясь игре судьбы  со всей силой и  вдохновением  чутких творческих сердец. «Мне кажется, что я не живу, я играю роль» - звучат во мне мамины слова. Да, мамочка, ты очень хорошо сыграла свою роль  любимого и любящего человека. Роль дочери, жены, матери, бабушки. Мы всегда будем тебя помнить и постараемся повторить твою роль, ибо ты сыграла её гениально. Светлая  память Валентине!

Фото из открытых источников


Рецензии