Такова спортивная жизнь

               
     Спортивная жизнь в нашей альма-матер била ключом… И не случайно. В ней для обучения профессии следователя собрались десятки спортсменов – перворазрядников, КМСов, Мастеров различных видов спорта.  У многих абитуриентов на груди красовались соответствующие значки и, естественно, при решении вопроса о зачислении набравших одинаковое количество баллов предпочтение отдавалось спортсменам, которые, став слушателями, отстаивали бы спортивную честь ВСШ.
     У меня лично был первый разряд по тяжёлой атлетике. Среди однокашников мне запомнились тяжелоатлет Валерий Ташлык из Молдавии, новосибирец Виктор Синаев – КМС СССР по вольной борьбе, киевлянин Толик Ворона – МС СССР по борьбе самбо, ленинградец Борис Алексеев – КМС СССР по лёгкой атлетике, классный бегун на средние дистанции. Всех нас за годы учёбы  неоднократно привлекали к участию в различных состязаниях, как в стенах Высшей следственной, так и на областном и более высоких уровнях. Мне запомнились Чемпионат по тяжёлой атлетике на первенство нашего вуза и открытый Чемпионат Волгоградской области  по этому виду спорта. На первом я по сумме килограммов, набранных в трёх движениях – жим, рывок и толчок – первенствовал в своей, полусредней, весовой категории, а на втором взял серебро, уступив только экс- чемпиону мира, волгоградцу Анатолию Калиниченко ( правда разрыв между нашими результатами был весьма впечатляющим…). Отцы – тренеры пробовали меня выставлять и на гиревой помост, но особых результатов я тут не показал, хотя в армии был чемпионом части.
    Помнится, были у нас в ВСШ  на кафедре физвоспитания  преданнейшие своему делу педагоги – тренеры : тяжелоатлет,  капитан милиции Анатолий Тоцкий и Мастер спорта СССР по самбо майор милиции Владимир Федяев. Они, как впрочем и многие другие преподаватели, в нас, как говорится, всю душу вкладывали. Самбо, кстати, было обязательным предметом, по которому предстояло сдавать зачёт. Но у меня особой тяги к этому виду спорта не было и во время сдачи зачёта, а принимал его капитан Тоцкий, я подошёл к нему и ляпнул:
- Товарищ капитан, если я лёжа пожму 150 кг., поставите мне зачёт по самбо?
Он,  зная, что я,  весящий 72,5 кг., никогда такого веса не выжимал, тут же согласился.
        И вот на штанге 150 килограммов… Вокруг станка для жима лёжа сгрудилась вся наша группа. Я лёг на спину и вцепился в гриф средним хватом, по бокам стояли, готовые в любую минуту прийти мне на помощь, страхующие. Но… помощь не понадобилась… Я легко снял 150-киллограмовую махину со стоек, так же играючи, опустил её на грудь и выжал на вытянутые руки.  Положив штангу на стойки и сев на скамье  для жима лёжа, я поискал глазами Тоцкого, но не нашёл и крикнул:
- Я пожал 150, ставьте зачёт…
     Тут, растолкав толпу, ко мне подошёл капитан и сказал:
- Я не видел, не верю, надо повторить!
       Ребята вокруг загалдели, подтверждая мой рекорд, но Тоцкий был неумолим. Второй раз я «сделал» этот вес только на одной обиде и злости! Так я заработал зачёт по нелюбимому мною самбо. Ну, а вызубренные всё же в ВСШ приёмчики, отшлифованные под неусыпным оком майора Федяева, мне, как и всем моим однокашникам, пришлось неоднократно применять на практике против реальных правонарушителей.
        Кстати, с майором Федяевым, невысоким, плотно сбитым, с железной мускулатурой, очень живым и подвижным,  у меня на одном из тренировочных занятий вышла забавная история.  Майор, в спортивном облачении, уселся как-то на скамью, поставив параллельно ей другую, и стал по очереди приглашать нас посостязаться с ним в силе бедренных мышц  . Надо было, сидя перед ним, попытаться свести вместе его, согнутые в коленях и  расставленные в стороны ноги, своими ногами. А потом,  зажав его сомкнутые ноги своими,  не дать ему их разжать. Затем соперники менялись ролями. Все наши ребята потерпели в этом состязании фиаско. И вот настал мой черёд.  Как ни тужился тренер свести – развести мои конечности своими железными клещами,  так и не смог, удивившись этому несказанно и списав свою неудачу на усталость. Слава богу, больше он ко мне с подобными штучками не приставал.
        Конечно, приходилось мне участвовать и в других турнирах- по волейболу, плаванию, лёгкой атлетике… Но волейбол наш за стены Школы не выходил, если не считать моих пляжных экскурсов, плавать меня никто не учил и я тут звёзд с неба не хватал, хотя легко переныривал 25-метровый бассейн три раза туда-обратно. Ну, а в лёгкой атлетике меня грузили по -полной, ибо,  благодаря своей прыгучести, я сигал в высоту ножницами на 175 см. при росте 174, прыгал в длину с разбега метров на шесть, а с места – почти на три.   
     Помню,  на местном стадионе «Динамо», участвуя в состязаниях по прыжкам в длину, я впервые увидел, как бежит мой одногруппник Боря Алексеев. Это было завораживающее зрелище, бег на 800 метров. На повороте гаревой дорожки Борис, бежавший в группе из дюжины атлетов последним, вдруг с необычайной лёгкостью вырвался вперёд и полетел, как на крыльях, на глазах увеличивая разрыв… Вы видели, как мелькают спицы в катяшемся колесе? Именно так, сверкая коленями, мелькали Борькины  ноги, и все молча стояли и заворожённо смотрели на это стремительный полёт…
     А ещё в памяти остались великолепные победы на татами Анатолия Вороны, его финты и хитроумные приёмчики многим, думаю, запомнились, особенно тем, кого он ими вязал и удушал… А среди борцов – вольников блистал мой верный друг Витя Синаев. Его бесподобная  «висячка» разила соперников наповал. Вот, как он это делал: схватив противника за левую руку, Витюха раскручивал его против часовой стрелки, затем его  тело взмывало  в воздух параллельно ковру, он как бы висел на руке соперника,  которая оказывалась между синаевских ног. Под Витюхиным весом противник падал навзничь, а Синаев, мостил, беря его руку  на болевой… Всё, финита ля комедиа!
       Витька был настоящим спортсменом и имел несокрушимую  волю к победе, причём, - даже в тех видах спорта, в которых он был полным профаном. Однажды он схлестнулся в споре с одним парнем с параллельного курса – перворазрядником по боксу и тот вызвал его на ринг. Витя не отказался. Ринга у нас не было, поэтому  местом боя определили так называемую бытовую комнату, где каждый мог погладить брюки, навести глянец на туфли или пришить оторвавшуюся пуговицу. Рефери был я.
      Когда ребятам помогли надеть принесенные этим боксёром перчатки, я вызвал их на центр воображаемого ринга и после небольшого внушения о правилах боя, основным в котором было то, что дерутся они до первой крови, крикнул: «Бокс!» и драка началась. Да-да, именно драка! Если перворазрядник показывал неплохую технику ударов, защиты, финтов, то наш Виктор, оправдывая своё имя, шёл к победе, награждая соперника градом тумаков. Как видно, он поднаторел в уличных мальчишеских побоищах и спуску не давал никому… Витюха пару раз нарывался на увесистые джебы и получил в ухо смачным свингом, но продолжал молотить воздух кулаками, пока, загнав боксёра в угол, не попал бедолаге в нос каким-то неизвестным, не описанным в учебниках ударом. Из расплющенного носа хлынула кровь и я остановил бой, подняв Витькину руку вверх. Так спор был решён в   пользу Синаева, а  его  авторитет ещё более укрепился, как и наша с ним дружба. Я до сих пор жалею, что после нашей кратковременной послевузовской переписки мой друг бесследно исчез на просторах Сибири и ни мне, ни другим нашим ребятам, с которыми я поддерживаю связь, ничего о его судьбе не известно.
        Футбол у нас был представлен несравненным Ромой ( Равилем) Насыховым из Казани.  Футбольных баталий мы не устраивали, ввиду отсутствия поля и команд,  и каков он на поле я не знаю. Но Ромка был знаменит тем, что его необъятная память хранила сведения о сотнях лучших футболистов со всего света: имя, страна, команда, возраст, рост, достижения…Что касается наших « Спартака», «Динамо», ЦСКА и его родной татарской сборной, то их бомбардиров, вратарей, защитников и всю их подноготную он мог назвать даже разбуди вы его среди ночи. Кроме того, он обладал сведениями обо всех Чемпионатах Мира, помнил когда и где они проходили, кто стал чемпионом и кто и на какой минуте забил победные голы…Это было нечто! За эту выдающуюся память и преданность футболу Ромку уважали и мы, и наши неравнодушные к этому виду спорта педагоги и наставники. Сейчас Равиль  Насыхов – известный в Перми адвокат.
        Благодаря нашему великолепному тренеру - самбисту майору Федяеву, многие наши ребята блестяще овладели приёмами этой борьбы, в том числе – боевыми. Среди них – якут (или бурят)  Сергей Босхолов из моей группы. Всегда весёлый, доброжелательный, с улыбкой на круглом лице и задорными огоньками в раскосых  глазах, Серёга на татами напоминал уссурийского тигра, выслеживающего добычу,  нападающего на неё врасплох и повергающего наземь… Родившийся и воспитанный в суровых условиях жизни оленеводов и охотников, менявших у заезжих торгашей результаты своего нелёгкого труда на оружие, боеприпасы, спички, соль, керосин,  а также – огненную воду (спирт), убеждённый трезвенник Серёга, следуя традициям старших поколений народностей Севера, раз в семестр напивался вдрызг и мы всем миром прикрывали его от начальства все те три дня, которые он отходил от попойки. Эти досадные оплошности никак не помешали Серёге с отличием закончить ВСШ. Потом он учился в Академии МВД СССР, преподавал, защитил докторскую, был членом Комитета Конституционного надзора СССР, участвовал в разработке основного закона государства, был депутатом Государственной Думы, занимая пост  заместителя председателя Комитета по безопасности  и являясь  членом коллегии Министерства по чрезвычайным ситуациям, опубликовал  немало научных работ и монографий. В общем, жизнь паренька из чума удалась! Сейчас Заслуженный юрист Сергей Семёнович Босхолов живёт в Иркутстке и продолжает трудиться на ниве юриспруденции.
      Многими видами спорта увлекался, учась в ВСШ,  и всеми нами любимый Ваня Калашников из Бурятии, добродушный и неунывающий. Помню, был с ним такой случай… Иван дежурил, одетый по всей форме, на проходной – в небольшом кирпичном помещении при  въезде на территорию Школы, и вдруг услышал не улице крик: « Помогите! Убивают!». Выскочив наружу, Ваня увидел страшную картину – расхристанный,   полупьяный обитатель граничащего с нами цыганского посёлка тащит за волосы по глубокой луже цыганку, нанося ей удары кулаком по лицу и ногами по телу. Наш Иван, естественно, бросился по колена в грязь, отбил у мужика рыдающую, окровавленную жертву, а самого цыгана, взяв его на жёсткий приёмчик, от которого тот, согнувшись в три погибели,  завопил, как резаный, повёл на КПП, дабы вызвать  милицию и сдать хулигана.  Вдруг на него сзади, с криками: «Гад, отпусти моего мужа! Мы сами во всём разберёмся!» налетела с кулаками потерпевшая. Под её свирепым натиском, на глазах гогочущих аборигенов, Ваня вынужден был отпустить свою железную хватку и ретироваться в помещение. А супруги, воркуя,  как два голубка растворились  в недрах  цыганского посёлка…
        Иван Игнатович Калашников закончил впоследствии Академию МВД СССР, стал генералом, дослужившись до должности Министра внутренних дел Бурятской АССР, работал заместителем Председателя Народного Хурала Республики Бурятия.
       В общем, как видим, спорт помог многим из нас не только успешно овладевать науками, но и добиться в жизни значительных высот.

01-03 сентября 2019 г.
               
 
 


Рецензии