От двух до пяти. Вера, Ляля и Илья с добавлением

На фото внучка Верочка Мясина

 Мама вспомнила еще Верины высказывания

В три года Вера обратила внимание на заглавную А. Она показала на нее пальчиком и сказала: "буква А похожа на ракету". Я воодушевилась, купила самый прекрасный букварь, стала показывать ей другие буквы, но энтузиазм угас. Другие дети на фотографиях в Фейсбуке уже строчили письма и дневники, Вера же была абсолютно равнодушна. Я успокаивала себя, что это не я - плохая мать, просто человеку больше нр… Ещё

 А помнишь, как мы с этой горы катались?
- А помнишь, как Гриша ...
- А помнишь ...
- А помнишь ...
Какая милота )) — в Токсово

Приложение 5

Предисловие

Не подумайте, что речь идет о статье уголовного кодекса за наказание преступнику.Так называлась знаменитая книга Корнея Ивановича Чуковского, в которой он  собрал и систематизировал «лепые нелепицы» малышей, подслушанные им лично, а также полученные от читателей, откликнувшихся на обращение писателя после выхода первого издания книги с просьбой поделиться своими наблюдениями о детском языке. Эта книга имела бешеный успех у миллионов взрослых, но и дети с интересом и удовольствием слушали или читали сами эти забавные словечки и высказывания малышей.

 Книга была богато иллюстрирована фотографиями. Я до сих пор помню фото толстощекого довольного пацана с подписью к фотографии «Я намакаронился». К сожалению, я сам не записывал «перлы», выданные моими тремя детьми в их раннем возрасте, но теперь с удовольствием представляю забавные высказывания своей внучки Верочки, которой в августе будет ровно пять лет.
 
 Предисловие к миниатюре -  это знак особой благодарности по отношению к своей невестке, Марии Алихановой,  Верочкиной мамы, записавшей и выложившей на фейсбуке эти забавные диалоги с моей внучкой. Они были ранее  выложены здесь на Прозе без дополнительных комментариев.  Покопавшись там же в записях за 2014 и 2015 годы я нашел еще много  забавных историй и высказываний моей любимицы  и представляю всё вместе  с комментариями ее мамы и иногда отсебятины от себя.

Вера, 2014 год

Вера постоянно говорит. Рассказывает, читает наизусть целые книги, пересказывает сказки. Утром она открывает глаза и начинает говорить: "А у девочки была такая черепашка...", "А ты знаешь, у некоторых медведей нет хвоста...", "Бывают такие обезьяны...", "Моя подружка Катя уехала на дачу..." И даже иногда: "доброе утро" Она говорит за едой, на горшок она берет книжки и "читает" их вслух, она говорит с котами, говорит за игрушки, там целые эмоциональные диалоги, споры! Я прошу ее помолчать, когда чищу ей зубы. Потому что очень сложно чистить зубы человеку, который продолжает разговаривать.
Я недавно спросила у Ильи (папы):
- Знаешь, некоторые дети вообще не говорят до трех лет. Представляешь, Вера бы сейчас не умела бы разговаривать?
- Нет, не представляю.

Я тоже не представляю. Я пытаюсь вспомнить, когда она не умела разговаривать, смотрю фото и видео тех времен, но мне все равно сложно это представить. Она говорит, даже, когда мы читаем книжки. Потому что очень быстро запоминает их наизусть и читает со мной в унисон. Она говорит, когда рисует, лепит, прячется в домике. Она продолжает что-то рассказывать, когда едет в велокресле. Если она не говорит, то хотя бы бормочет что-то себе под нос. Она подпевает мне, когда я пою ей на ночь!

Пожалуй, единственная активность, когда она не говорит - это когда она бегает. Но тогда она визжит и хохочет. Ах да, еще она молчит, когда видит новых людей. Она сначала присматривается и только потом начинает. Мне кажется, это она наговаривается за годы молчания. За почти два года 20.7.14

Вера по собственной инициативе попросила кошачью чесалку, поймала кота и теперь вычесывает его. Причем очень технично, шепчет ему нежно: "никуда не убегай", а сама твердо держит свободной рукой.

Вера играет с игрушечной свиньей с двумя маленькими поросятками и кубиком и ведет разговор с поросятами от имени мамы-свинки:
- «А это мой компьютер, -  сказала мама-свинка. - Я работаю на нем, как настоящий человек».

На прогулке мы, нагулявшись, присели отдохнуть:
- Мне так одиноко, мам.
Плавно сползаю под лавочку.
- Почему?
- Потому что детишки все ушли домой

Вера с прогулки уговорила меня  пригласить  домой двух взрослых  самостоятельно гуляющих детей с площадки.. Ну это не какие-то левые дети, мы с ними давно дружим. Я спросила детей, разрешают ли им мамы ходить в гости к каким-то левым теткам. Девочка (которой 10) сказала, что ее мама не против, что она рассказывала маме про меня, мальчик (которому 12) сказал, что ему можно, но с его мамой я знакома. Теперь дети наперегонки строят дома для зверей по заказу Веры, а я пеку оладьи и просматриваю  интернет.

 Вера держит кота в вертикальном положении. Он едва достает задними лапами пол.
- Мам, я могу котом вот так ходить
- Мне кажется, кот этому не рад
- Нет, он рад, он смотрит и удивляется: "Что же это со мной такое происходит?"
(см. Приложение 2)
Моя подруга Наталья привезла в подарок банку песто из Европы. На следующий день в обед достаю банку, ставлю на стол
- Это нам Наташа песто подарила?
- Ага.
- Это она сама сделала?
- Нет, Вер, это она в магазине купила.
- Почему? Она не умеет? У нее что ли совсем нет кедровых орешков?

Как невероятно великодушны дети. Случайно  подслушала разговор двух подружек:
Вера (3 года): - Мама ругалась.
Маня (3,5 года): - А почему?
Вера: - Просто мама так устроена.
Маня: - Ты что-то сожгла?
Вера: - Нет.
Маня: - Ты устроила в квартире пожар?
Вера: - Нет, ну просто я все рассыпаю.
Ведь часто мы сердимся, ругаемся, а ребенок не понимает почему. Но все равно любит, любит и прощает. Сохранить это, не растерять, не потратить по мелочам.

Сегодня утром Вера сказала, что представляет, как будто драконы - не сказочные звери, а правда бывают, что когда она ложится спать, они выходят на улицу
- То есть, когда ты засыпаешь, на улицу выходят настоящие драконы?
- Ну нет же, я только так представляю

"Холода даже в перчатки забрались", - метко заметила Вера.

Вера играет маленькими динозаврами
- Смотри какой неунывающий динозавр. Его съели, а он ожил!
Сижу, вспоминаю, думаю откуда могло взяться слово "неунывающий"
Но вообще мысль хорошая. Не надо унывать. Тебя съели, а ты оживи. 26.10.14

Вера: - Давай я буду птичка-невиличка, а ты мама-величка

Мы в Таиланде. Вера сегодня отвела сама друзей на водопад, показывала куда поворачивать, куда не поворачивать. (Я дома сидела). Еще она пробует заказывать что-то в кафе, но пока получается только заказать счет и один раз воду. Обычно я стою рядом и говорю еще раз понятно, что она хочет) 10.12.14

Давид (старый приятель)  учит Веру играть в Plants vs Zoomby (Растения против Зомби). Изюминка в том, что играют они не на компьютере, а  живьем.
- Давай я буду растением, а ты – зомби (Приложение 2)

Удивительно, но из всего, что осталось в Москве, Вера скучает только по котам.
Вера, 2015 год

Заснуть за 5 секунд. Я выключила свет и легла в кровать. За окном зашуршал новый порыв дождя. Вера прижалась ко мне и сказала:
- Дождь
И в туже секунду заснула.

Поехали с Верой в магазин, по дороге увидели батут. Договорились, что Вера попрыгает на батуте, а я схожу в магазин, а потом вернусь за ней.
- Хорошо, только возвращайся побыстрее
Возвращаюсь (побыстрее), Вера говорит, что очень хочет еще попрыгать.
- Ну давай я тогда еще в один магазин схожу, а ты пока попрыгаешь
- Давай, только возвращайся ПОБЫСТРЕЕ

В зоопарке Чианг Май   Вера сказала, что хочет быть пандой. Только не какой-то просто пандой, а именно этой. В вольере на пеньке, словно в ложе, образованном торчащими в разные стороны толстыми обрубками сучьев, вальяжно развалилась взрослая панда (Приложение 3)


Вера вечером играла с лягушкой. С настоящей живой лягушкой. Укладывала её спать, сажала в домик, всякое такое. Я ушла, мне было дико смотреть на лягушку в Верочкиных руках.
 - Мам, не бойся!
 Через двадцать минут она прибежала в слезах. Лягушка ускакала. Боль потери усиливало то, что лягушку, оказывается, в джунглях обязательно съедят муравьи. Так-то Вера её спасала от них оказывается, а теперь все.

Сразу по приезде в Москву:
- Мам, я знаешь,  как хочу? Что бы Москва была в Таиланде, прямо внутри Таиланда.
 
Потихоньку адаптируемся. Ходили в магазин, пока я стояла перед полкой со сливочным маслом пораженная видом целой полки сливочного масла, Вера докапывалась до людей с разговорами. Ей так нравится, что тут все говорят на ее языке. Правда люди не всегда сразу замечают, что с ними вступили в разговор.

Какая же у меня прекрасная дочь. И так круто наблюдать, как она растет. Во-первых, она научилась мирно решать конфликты. С невероятным для трехлетки терпением. Без применения силы (а силы то в ней ого-го) доказывать свою позицию. Конечно, это началось не вчера, просто на острове дети обычно играют сами и где-то сбоку, а в условиях маленьких московских квартир все на виду. Во-вторых, она очень трогательно и по собственной инициативе помогает малышам. Мне кажется, для единственного ребенка в семье это большое достижение. 15.05.15

- Мам, я тут играю в дочки-матери
Кричит мне дочь из пустой песочницы
- Эээ... А кто мать?
- Я!
- А где дочь?
- А я ее еще не родила

Обожаю разговоры на детской площадке. Вера с видом эксперта
- Надь, в четвертом классе будет оооочень сложно. Мне папа сказал

 Вера с приятелем изучают познавательную  книжку:
- Метеорит - это такой камень с искрами
- А потом появились люди и откопали остатки динозавров

Вера налила на пол немного воды из чашки. Ездит по ней, смеётся и говорит, что она - кораблик.

Вера и ее восхитительный словарный запас. Забегает на кухню:
- Меня привлек запах

 Бывает заходишь на кухню, а там везде вода, пена, мыло, у раковины стоит довольный человек и сообщает тебе, что помыл посуду (две тарелки и крышку от кастрюли). А ты умиляешься, благодаришь и заодно незаметно вытираешь лужу на полу, чтобы не испортить торжество момента. А все потому, что ты – мать.

Мама печет блинчики, а Вера ждет - не дождется. Мама объясняет:
- Пока нет блинчиков, не получается нормально перевернуть.
- Наверное ты налила слишком много молока.
Ничего себе -  знания о блинчиках в 4 года...

На следующий день после четырехлетия.
- А когда мы выйдем на улицу, мне будет четыре года?
- Тебе уже четыре года
- Как? А почему тогда я все еще маленькая?

Эти забавные детишки. Вера проснулась плача.
- Я сама ааааа! Я сама хотела собрать лего аааа!
Вере приснился страшный сон. Как будто мама собрала лего, а она хотела сама.
Пришлось пойти раскидать лего, она сразу успокоилась, встала и пошла собирать.

Вера научилась пользоваться словом "одиноко". Вот прямо так и говорит со слезинкой в голосе:
- Мам, мне очень одиноко, когда я ем на кухне одна!

Вера со мной   прошагала целый час поздно вечером по лесам и проселочным дорогам с рюкзаком (но легким), подмерзла и ни разу не ныла! Ни разочка. Болтала всю дорогу. Рассказывала много интересного про луну, деревья, друзей и вообще, как устроен мир. И ни разу не ныла. Очень крутая.

Наконец то у меня получилось уговорить Веру называть меня не хозяйкой, а матерью драконов. Дракон - это Вера, понятно дело. Теперь из кухни можно услышать:
- Матерь драконов, иди сюда.

Вера,  2016 год

Мы с Верой в Индии. Интересный факт про Веру. Она очень любит животных. Но оказывается только тех, над которыми имеет власть. Ну, или думает, что имеет. Она обожает играть с букашками, она ловит вот таких маленьких крабов, таскает кошек, обнимается с собаками, бодается с козлятами. При этом, например, верблюды оставляют ее совершенно равнодушной. Или лошади.

Вера учит всех подряд русскому. Сама научилась говорить по-английски "how are you", " snake", " eagle" и самое главное "one butter chapati" и "chocolate".

Хозяин внезапно ращедрился на шкаф, хотя мы даже не просили:
- Смотри, что у нас теперь есть!
Вера тут же в него забралась, и удобно устроившись на полке:
- Ух ты! Это чтобы спать?
 
 7.02.2016


Вера лежит в гамаке и грызет кочан капусты
- Вер, вообще так не едят капусту, целиком. Обычно люди отрывают по листику
- А я не человек. И не человекообразная обезьяна
- А кто?
- Даман.
- А что, даманы едят капусту целиком?
- Ну они же грызуны такие.
Кто такие даманы см. в приложении

И, конечно, мы занимаемся математикой:
- Так, Вера, давай тогда договоримся: ты съедаешь 3 ложки картошки, а потом я, так уж и быть, дам тебе конфету
- Хорошо! Но только две ложки, ведь одну я уже съела!
Мам, мам, мама, мам, ну, мам!
- Мммм...
- Ну мам, мама, мам, мам, мам, мам!
- Ну что?
- А кстати, знаешь что? Я совсем не понимаю, как я устроена.
И действительно, это же надо срочно обсудить, не спать же, когда такие вещи непонятны!

Вера надела на нас с ней бусы и объявила, что это деньрожденьческие бусы и у нее сегодня день рождения.
- Что ты мне подаришь?
Я протянула раскрытые ладошки
- Это котенок, он еще совсем маленький.
Через час Вера сказала, что котенку уже два года. Он быстро растет, потому что она дает ему две миски в день и одну миску ночью.
Боже, ну какая милота. Сколько радости может принести воображаемый котенок!
Снова в Москве май 2016 года.

Вера вышла утром на балкон и радостно закричала. В ее голосе был искренний восторг.
- Мама, зима наступила!
Я кинулись к ней посмотреть, что она приняла за зиму. Ничего похожего на балконе не было
- Почему ты решила, что наступила зима?
- Ну холодно. Значит зима наступила!
На улице было +13.

Вера весь день играла с хендгамом. Так с ним и уснула. Утром все волосы на голове слиплись на смерть. Пришлось постричь ее наголо. После стрижки Вера вертится перед зеркалом, рассматривая себя с большим интересом.

- Вер, ну что, ты рада, что легла спать с хендгамом?
- Нет, что легла спать - не рада, а что подстриглась – рада.
(См. приложение 4)

На этом можно было и закончить, но я не удержался и решил выложить несколько забавных историй про своих старших детей – дочку и сына, Верочкиного папу.
Перлы моих детей.

Ляля (Людмила)

В четыре-пять лет, играя во дворе с соседскими ребятишками, когда дело доходило до обычного детского хвастовства: а у нас…, Ляля с гордостью заявляла:
- А у меня есть французский Филипп.
Филипп – наш французский друг, который одно время постоянно дневал и разве что не ночевал у нас на Большом Каретном (тогда улица Ермоловой).

Ляля еще не ходила в школу. Один раз мы проезжали на троллейбусе мимо Политехнического музея, на фасаде которого был вывешен огромный портрет Брежнева. Был какой-то праздник. Видать она наслушалась наших кухонных разговоров и радостно закричала на весь троллейбус:
- Смотрите, Лёлик!
Так мы между собой величали генсека. Пассажиры дружно развернулись в нашу сторону, кто с интересом, кто с осуждением. Пришлось срочно ретироваться.

В другой раз Ляля ехала с мамой тоже в какой-то праздник   по городу и, заметив на фасаде портрет Ленина, громко и осуждающе на весь салон заявила:
 - Знаешь что, мамочка, ты Ленина не любишь, а он детям радость дает!
Это уже были последствия «промывания мозгов» воспитателями детских садов!

Илья
Илюше исполнилось 3 года, когда Лена решила его отвести в ДК «Раменки», где была открыта студия детского творчества «Солнышко». Там детей учили рисовать и лепить. Мы тогда жили по соседству на улице Дружба, поэтому  прогулка пешком от дома до ДК не была обременительной. Когда они там появились, их проводили в комнату, где с десяток ребятишек  дошкольного возраста увлеченно что-то рисовали красками, фломастерами и лепили из пластилина.

Руководительница встретила Лену с Ильёй приветливо: - Вот видишь, Илюша, здесь мы занимаемся, а теперь и у тебя будет свое место. Илья осмотрел помещение и важно сказал: - Я еще подумаю, останусь ли я здесь заниматься. При этих словах половина детей из группы дружно отложили свои инструменты для творчества в сторону и почти хором повторили за Ильёй, что и они тоже еще подумают, останутся ли здесь. К всеобщему удовольствию и особенно руководительницы Илья,  усевшись на отведенное ему место,  дал «добро» и занятия были продолжены.
 
Почти с самого рождения Илья  страдал астмой, поэтому во время приступов приходилось вызывать скорую. Шел 92-год, многие получив зарплату тут же бежали в обменник и меняли рубли на доллары. Иначе из-за инфляции и роста цен на рубли через несколько дней ничего купить было нельзя. Хоть Илье было всего 5 лет, он уже понимал значимость долларов  для семьи.

 Обычно самые сильные приступы у него случались в начале мая, когда начиналось цветение деревьев. Так было и на этот раз. 1-го или 2-го мая случился приступ, была вызвана бригада скорой. Надо делать укол, чтобы купировать приступ. Илюха упирается, вырывается, кричит. Уговоры не помогают. Тогда, чтобы его успокоить я говорю:
- Илюша, я тебе за укол доллар подарю. Мгновенно он затихает, слезы высыхают и он победно выдает:
- Пусть она (врач) мне доллар тоже дает, а он (на медбрата, который его пытался скрутить) - два! После укола врач со смехом сказала:
- Ну, у вас и парень. Часто после вызова нам деньги в знак благодарности предлагают, но, чтобы с нас требовали, - такое впервые.
Обещанный мною доллар Илюха получил, слава Богу, скандала по поводу остальных трех не закатил.

В Елатьме лет с четырех-пяти Илья днем свободно гулял на улице, где играл с соседскими мальчишками и девчонками. Ближе к вечеру напротив дома нижних соседей Петуниных на лавочке у гаража после работы собирались взрослые мужики из соседних домов и травили анекдоты, обсуждали местные новости. Как-то раз Илюша пришел очень возбужденный.
- Мам, у Петуниных столько слов интересных. Они говорят, говорят, а я слушаю и всё запоминаю.
Какие новые  слова запомнил Илья, Лена спросить не решилась, перевела разговор на другую тему.

В другой раз Илюша от Петуниных пришел с просьбой:
- Мама, купи мне водку.
- Зачем тебе водка?
- Дядя Миша мне сказав, надо водку, тогда он меня с собой возьмет на рыбавку.
 Действительно, местные мужики без «горючего» на рыбалку обычно не отправляются
- Илюша, рано тебе водку.
- Мам, ну как же без водки мы в затон попадем?
Тут только до Лены доходит, что Илюше нужна была не водка, а лодка. До занятий с логопедом Илюша плохо выговаривал букву Л и у него получалось что-то вроде УВ с придыханием.

Дети и внуки – это наши радость, гордость и надежда. Дай Бог, им счастья и удачи!




Кто такие даманы см. в приложении http://www.proza.ru/2016/05/10/179
Приложение 2 Вера ведет кота и другое http://www.proza.ru/2016/06/26/584
Приложение 3 Панда в зоопарке http://www.proza.ru/2016/06/22/522
Фото обновленной Веры в приложении 4 http://www.proza.ru/2016/06/11/711


Рецензии
Детские вопросы или реплики порой вгоняют нас в ступор))
Занимательные наблюдения, мне, как маме маленькой девочки было
интересно прочесть. Ей четыре, она тоже постоянно болтает))

Валентина Сенчукова   07.09.2019 11:54     Заявить о нарушении
Валентина, добрый день! Детские вопросы и рассуждения бывают часто не предсказуемые. Спасибо за теплые слова и оценку. С уважением,Е.М.

Евгений Борисович Мясин   07.09.2019 15:13   Заявить о нарушении