Игрушки моего детства

Я почти не помню в своем детстве магазинских игрушек. Мама мне шила их сама из лоскутков. Или я сворачивала из тетрадного (газетного) листа два цилиндрика разной толщины и дины. И то, что было  длиннее и толще, становилось туловищем, а что тоньше и меньше – руками, перевязывалось перпендикулярно «туловищу». Я рисовала над руками на «туловище» глаза, нос, рот, и  - кукла готова. «Шила» для нее кофточка, платьишки, халатики или из конфетных фантиков или шила из маленьких лоскутков ткани разной расцветки и сорта. Из этих же лоскутков шили простой иглой одеяла, подушки, матрасы, простыни и наволочки, на лесопилке или дома во дворе искала всякие чурочки для мебели, для этого также в ход шли пустые спичечные коробки, пустые катушки от ниток, а всякие черепки важны  для посуды. При таком наборе игрушек наше воображение работало во всю мощь, и никто не конфузился видом - ни своим, ни тем, чем забавлялись у себя, или в чужом дворе.
Мамин старший брат жил недалеко от районного центра, в поселке, который от городка отделяла река, через нее был построен длинный деревянный мост, и мы частенько с братом и сестрой ходили по нему в город, чтобы в «Детском мире» посмотреть на витрины, полки, где стояли, сидели, лежали, висели самые разные игрушки. Мы с огромной завистью смотрели на тех ребятишек, которым родители покупали такие красивые подарки, мы долго шли следом, смотрели, как те, сияя от радости, с гордым видом вышагивали впереди родителей, неся такое богатство. Часа через три-четыре мы возвращались уставшие и голодные, но переполненные впечатлениями от увиденного, домой, долго еще обсуждали, кому какая игрушка больше всего понравилась, и какой из них он хотел бы обладать. Так и засыпали с мечтой об игрушке. А днем играли в мяч, сшитый бабушкой из рукава старой фуфайки. Конечно, прыгать он не мог, но перебрасывать вполне годился. Становясь чуть постарше, когда нам могли доверить молоток, ножовку, то мы уже сами могли сделать из подручного материала сносные деревянные игрушки: разной величины машинки, у которых кузов и кабина – это два решетчатых ящика, поставленных один в другой, а колесами были диски, пиленные из бревен. 
Помню, мы часто ходили на берег реки,  рылись в кучах мусора, вынесенного  из рядом стоящих домов, в золе искали прогоревшие гвозди для своих поделок, так как новые гвозди взрослые от нас прятали. И этими ржавыми гвоздями мы скрепляли не только наши машинки, но мы в осенних огородах устраивали шалаши, а в них всякие полочки, лежанки, столы, стулья из бросовых досок, часто кривых и с трещинами, но мы их закрывали ковриками, половиками и просто бросовыми тряпками. Весело было, и время летело незаметно. Вроде только что утро было, а уже дело к вечеру, и пора прощаться с друзьями, которые играли вместе с нами. 
Помню еще один случай, связанный как раз с поиском гвоздей в золе. Как-то раз нашли в мусоре спичечный коробок, в котором оказалось три рубля (это примерно в году 64-65-ом прошлого века) – для нас это целое богатство. А поскольку нашла я, то  деньги я отдала маме, а она купила сатину и сшила мне спортивные брюки для физкультуры, которые я очень берегла, и поскольку плохо росла, то мне хватило этих брюк года на три-четыре. Это уже в старших классах, работая летом в своем колхозе, я смогла купить себе первое в жизни костюм-трико.
И снова возвращаясь к нашим игрушкам. Очень ценным «полуфабрикатом»  для меня и моих двоюродных братьев  и сестры были крышки от бутылок, будь то металлические круглые с зазубринами по окружности, или обычные пробки, из последних  мы делали поплавки для удочек, проткнув их для устойчивости гусиным пером, или заменив на гусиное перо.
А металлические крышки мы использовали и при изготовлении машин, а также и для игры в шашки. Короче, ребятня 60-х была очень изобретательна по части использования вторсырья для игровых нужд, находили возможность сбегать на детские киносеансы на деньги, вырученные от собранных на свалках бутылок (винно-водочных и молочных)…
Каково время, таковы и песни, и игры…


Рецензии