Демарш энтузиастки или антидовлатов

Широко разрекламированная , и , позволю себе предположить , сильно ожидаемая поклонниками писателя Сергея Довлатова премьера одноименного фильма наконец состоялась.Впечатления от увиденного, к великому сожалению , полностью оправдали мои наихудшие опасения , возникшие после просмотра ее проморолика. От Довлатова в фильме нет ровным счетом ничего , кроме вяло и бесцельно бродящего по лениградским улицам Милоша Марича. Впрочем , к этому актеру , исполнившему роль главного героя , и до этого вообще не знавшего ,что за фрукт этот Довлатов, у меня претензий меньше всего . Судя по всему , он так и не понял , кого и как ему надо изображать . К его внешнему облику даже можно привыкнуть , и поверить ,что именно так и выглядел Довлатов. Хотя слишком уж он сытенький и импозантный для писателя - неудачника. Слишком уж причесанный ,что - ли..От всего его облика за версту несет благополучием и дорогим одеколоном. И даже пугающие интерьеры неприглядной коммуналки этого стереотипа не разрушают.Об актрисе , исполнившей роль его жены Елены , разговор особый. Назвать ее внешность "невыразительной" , это не сказать ничего. Мезальянс томного высокого красавца - серба и страшненькой польской актрисы придает странности этому экранному союзу . На месте жены Довлатова , я бы, как минимум , обиделась. Хотя ,по утверждению режиссера , выбор неизвестной польской актрисы Хелены Суэцки был ею одобрен. Пустоту повествования создатели фильма пытаются заполнить так называемыми "приметами времени" - невзрачными платьями из бабушкиного сундука , бюстом Ленина , качующим из кадра в кадр , деревянными орлами , расставленными где ни попадя , подстаканниками , этажерками , настольными лампами , крахмальными скатерками , и прочей аутентичной ерундой , создающей в картине ощущение какой-то беспорядочной барахолки , стремясь хоть так воссоздать "дух эпохи "начала семидесятых. За это художники -постановщики и художники по костюмам картины ,видимо , и получили на берлинском фестивале "серебряного медведя". Режиссер Ал.Герман -младший все время пытается копировать стиль и почерк своего знаменитого отца , но это ему плохо удается , и выглядит почти карикатурно. Недоумение в картине вызывает многое - семитские компании , читающие православные молитвы , странные "салуны" с джазистами и коктельными вечеринками в стиле фильма "Завтрак у Тиффани" , завсегдатаем которых является главный герой , ночные прогулки со спящей дочкой на руках лютой зимой по Петропавловке (видимо , для красоты кадра) ,неправдоподобные сцены с участием работников ОБХСС , впятером вежливо вяжущих фарцовщика Акулу ,почему-то являющегося , по совместительству , художником - нонкомформистом Арефьевым , злоключения рефлексирующего поэта -метростроевца , в стихах которого "слишком много Бога ", странные сюрреалистические сны главного героя с участием Брежнева , и навязчивые поиски гэдээровской куклы , которую он не знает где купить для своей дочки , как будто и не подозревает о существовании ДЛТ , о котором знал каждый ленинградец , и где уж чего-чего , а этого добра в те времена было хоть отбавляй , и другие несуразицы. Невнятный дубляж дополняет ощущение вялого топтания на месте и бессмысленности происходящего , которое не покидает на протяжении всей этой скучной и сырой картины . Как тут не вспомнить слова самого незабвенного Сергея Донатовича : "Портрет хорош , годится для кино , но текст- беспрецедентное говно". Впрочем , на это режиссер фильма вполне может отпарировать продолжением этой фразы :" Ах вот как?! Так знайте же, что эта халтура принесла мне огромные деньги. А именно - тысячу рублей."


Рецензии