Лекция Русская изба

Лекция "Русская изба". Писал почти "из головы", сверяясь по некоторым моментам.

Русская культура – явление уникальное, которое сформировалось примерно в IX веке период образования Древнерусского государства. Ещё до прихода Христианства, русская культура, через национальные костюмы и предметы быта, впитала в себя всё лучшее от древних религий, одну из которых принято называть Родноверием (обожествление сил природы), а вторую – Язычеством, в рамках которой древнерусский человек представлял небеса местом обитания разнообразных Богов языческого пантеона. Христианство внесло свой колорит в каждый дом, сформировав уникальные для нашего народа традиции и устои.
Если спросить среднестатистического иностранца: какие ассоциации у него вызывает в голове понятие «русская культура», то любой зарубежный гость назовёт несколько предметов: лапти, матрёшка, самовар и балалайка. Иногда вспоминают Кремль и двуглавого орла, как символы русской государственности, однако, по моему мнению, одним из основных символов нашей культуры является русская изба.
В любую эпоху, наши соотечественники трепетно относились к своему дому. Потерять избу – это обречь себя и свою семью на верную гибель. Поэтому, русский человек, испокон веков ведущий оседлый образ жизни, был так привязан духовно к своему месту обитания и во все времена, до последней капли крови, защищал свою малую Родину от иноземных захватчиков.
Что же представляла собой изба? В классическом понимании изба – это бревенчатое, массивное строение, с небольшими окнами и дверьми, украшенное разнообразными, резными элементами. Технология строения передавалась из поколения в поколение и до самого последнего времени, при создании избы, русским человеком не использовались металлические элементы в виде железных скоб и гвоздей, позволяя довольно быстро отстраиваться после самых разрушительных набегов и катаклизмов.
Брёвна подвозили на лошадях, предварительно, ещё в лесу отчищая от коры. Это было продиктовано необходимостью уберечь строение от плесени, гниения и от паразитов-короедов, которые очень быстро, в течение одного поколения, приводили массивные стены в негодность. Первый венец клали на специальные деревянные ступы-подставки, которые, за неимением технологии создания фундамента, служили опорой конструкции в самых непригодных почвах. Для такого фундамента выбирали особые породы дерева, которые меньше всего были подвержены гниению (например, лиственницу). После чего, рабочие, постепенно, шаг за шагом клали один венец на другой, пока не получался полноценный сруб, в котором прорубали окна и двери. Для утепления межбрёвенного пространства использовали мох, который, в большом количестве можно было найти в любом лесу.
В зависимости от региона, крышу избы накрывали либо камышом и тростником (южные регионы), либо специальной доской-дранкой, которую изготавливали загодя, делая небольшой надруб топором в торце бревна, после чего расщепляя его на доски вбиванием нескольких деревянных клинов. Плотная укладка доски обеспечивала непромокаемость крыши. Потолок утепляли мхом или кусками дёрна.
Для дополнительного тепла, вход в избу редко конструировали непосредственно с улицы, подводя к общему срубу специальную пристройку, которую в простонародье называли «сенями».
Сени (сенцы) — входная часть традиционного русского дома; неотапливаемое и нежилое помещение, несущее несколько функций:
1) разделительный барьер между основным, жилым помещением и улицей, выполняющий роль теплового (ветрозащитного) тамбура.
2) летняя, весенне-осенняя прихожая, где обычно снимают верхнюю одежду и обувь.
3) холодная кладовая для продуктов питания в демисезонный период. Обычно в сенях для этого оборудуются полки.
4) гостевая комната, где в теплый период гости или родственники могут переночевать.
5) склад (кладовая) для разного инвентаря, не поместившегося в дом.
Повышалась и обороноспособность дома, так как наличие сеней позволяло сделать вторую, дополнительную дверь, преграждавшую путь в основное жилище. И вход в сени, и вход в избу был низок, в сравнении с дверными проёмами, которые мы привыкли видеть. Это также было продиктовано соображениями обороны и сохранения тепла. Плюс, ко всему прочему, любой гость, независимо от своего социального статуса, должен был согнуться (поклониться хозяину) при входе. Эта традиция русская культура переняла у своих восточных соседей, для которых вход в любое жилище был также защитой и от злых сил, а каждый элемент, например порог, почитался как священный барьер на пути злых сил и помыслов.
За сенями располагалась горница – основное, жилое помещение любой русской избы. Именно здесь, русские женщины-хозяйки, хранительницы домашнего очага и старались обеспечить максимальный уют для всех домочадцев.
Загодя, строители старались проделать в горницу как можно больше окон, насыщая помещение дневным светом. До создания стёкол, в оконца вставляли куски полупрозрачной слюды или, на худой конец, натягивали мочевой пузырь какого-либо животного. Самые бедное население вообще ничего не вставляло в окна, но независимо от социального статуса семьи, в любом случае на ночь, окна закрывались специальными деревянными, резными досками, называемыми «ставнями». Забегая вперёд скажу, что в ночное время, избы чаще всего освещались зажжёнными, смоляными палочками – лучинами, которые зажигали в моменты нужды.
Русская печь – основа любой избы. Её сердце и душа. Дым печных труб, в морозном воздухе зимы – образ, который мы помним с детства. Выбеленная, кирпичная, часто разукрашенная печь складывалась опытными печниками по особой технологии испокон веков. Часто, избы в одной деревни, делились надвое, по методу отопления: чёрные и белые. Разница заключалась в том, что избы, протапливаемые «по-чёрному», внутри себя имели печь без трубы и весь дым скапливался под потолком, уходя в небольшие оконца «отдушины». Избы, протапливаемые «по-белому», внутри себя имели печь с трубой, дым из которой уходил вверх, через сложную систему небольших ходов внутри неё. Отсюда и название – в чёрных избах скапливалась копоть. В белых царила чистота и уют.
Образ Ильи Муромца, который тридцать три года лежал на печи, знаком каждому. Русские зимы, а особенно Сибирские зимы шуток не любят. В каждой печи была обустроена специальная лежанка, где скапливалось основное тепло. Часто, данное место было занавешено и располагалось за трубой, куда укладывались на ночлег либо малые дети, либо глубокие старики «погреть кости».
Помимо функции обогрева, русская печь была полноценной кухней внутри, где в чугунных горшках, на углях (жару), готовились традиционные блюда нашей кухни. Рядом с печью у каждой хозяйки имелось сразу несколько специальных приспособлений, для удобного доставания горячих горшков – ухватов, а также разнообразные, деревянные вёсла на которых запекали хлебобулочные изделия, и кочерги, позволяющие по своему усмотрению изменять количество углей внутри печного свода. Сам свод при готовке закрывался чугунной заслонкой. Небольшое пространство под основным сводом печи использовалось как приёмник золы, одновременно с этим осуществляла приток воздуха к пламени внутри свода.
В каждой избе был красный угол, где соблюдалась максимальная чистота, и ставился обеденный стол, вместе с лавками. Посуда была деревянной. Основным украшением любого стола был пузатый самовар, растапливаемый углём. Над столом располагалась специальная полка, где аккуратно расставлялись и украшались самые главные атрибуты религиозного человека – православные иконы, которые передавались из поколения в поколение в русских семьях.
В традиционной русской культуре, части избы делили по половой принадлежности. Женщины обитали в особом месте, которое называлось «бабий кут». Чаще всего именно там располагались чисто женские принадлежности и устройства. Прялки, ткацкие станки, кровати и люльки для малых детей. Очень часто там же располагался и сундук (несколько сундуков), в котором(ых) хранился скарб семьи – одежда и особо ценные бытовые предметы.
Мужская часть обитала в своём углу, который также назывался и гостевым. Помимо спального места, в гостевом углу можно было встретить и некоторые, особо ценные элементы лошадиной сбруи: хомут, дуга, седло, что служило одновременно и украшением избы и методом сохранения данных предметов от козней недобрых людей.
Любая хозяйка мечтала о том, чтобы рацион семьи был максимально вкусным и разнообразным. Поэтому, в каждой семье была маслобойка, для взбивания молока, разного рода ступы, для измельчения и перемалывания пшена и круп, а также прочие принадлежности, позволяющие при помощи ручного труда заниматься настоящим творчеством при приготовлении традиционных блюд.
К слову, хоть мы и считаем картофельные плоды неотъемлемой частью нашей культуры, но по меркам истории, на территорию России, данная культура была завезена сравнительно недавно, в славное царствование Петра I – первого русского императора (правил с 1672 года — 28 января 1725 года). До его правления, основой рациона являлась репа и разнообразные каши.
Одежда делилась на повседневную одежду и парадно-выходную. И если первая только стиралась и зашивалась, то за второй был исключительный уход. Поэтому у любой хозяйки, для особого ухода за элементами одежды, всегда под рукой были два чугунных утюга. Первый был более массивным и загружался горящими углями, в то время как второй, являясь цельной, чугунной болванкой, нагревался внутри основного свода печи.
Украшалась изба по-разному – белоснежными, расшитыми скатертями, коврами, ручниками, что вносило элементы чистоты и праздности в быт русского человека. Наличие бани в каждом хозяйстве обеспечивало чистоту тела, глубокая религиозность – чистоту души русского человека. Всё это, в своей совокупности и формировало такое богатое, насыщенное, многоструктурное явление, как русская культура.
Очень надеюсь, что всё вышеизложенное смогло сформировать представление о быте и жизни простого русского крестьянина. Крайне важно знать свои корни и свою историю и русская изба – лучший способ начать путешествие в самые дальние временные пласты появления Руси.

Лектор-экскурсовод ИКМ города Вихоревка Иван Вологдин.


Рецензии
Спасибо.Интересно.
С уважением В.А.

Вячеслав Александров 2   04.09.2019 15:21     Заявить о нарушении