Глава 13. Месть за невиновных

Прошло две полных недели с тех достопамятных событий с восставшим из небытия колоколом веча. Покинув Рязань вместе с отрядом Евпатия, я на короткий срок разделил их славную судьбу.
Сказать, что мы били монголов – это ничего не сказать. Любой отряд мародеров, попадавшийся нам на дороге, сминался в одно мгновение исступленным напором волчков и соколиков. Сминали и полнокровные тысячи, высланные нам на перехват.
В любом жарком бою, два могучих воина – Ратибор и Коловрат, выделялись на фоне остальной дружины, орудуя на пару длинным мечом и узловатой палицей.
Словно единый организм, прикрывая друг друга, два товарища несли смерть разорителям Отечества, а посему немудрено, что вызвали у последних невольную ассоциацию с древними демонами – «гогами» и «магогами», пришедшими по душу монголов за их грехи, о чем с нами с удовольствием делились многочисленные пленники, стараясь вымолить жизнь.
Везде, где раздавалось уханье монаха, и выкрики доблестного витязя враги ложились десятками, как трава под ударами опытного косаря.
Но и ужасов насмотрелся я в ту пору изрядно. Что ни деревня – то следы расправы. То деву молодую к колодцу привяжут и студеной водой обольют, пока не замерзнет в муках, то мужика четвертуют для запугивания населения, то на ворота родного двора всех обитателей повешают.
Складывалось впечатление, что враг осознанно глумился над проигрывающим народом, потешаясь их беспомощностью перед блеском татарской сабли.  Но были живы еще те, кто мог отомстить за невинно убиенные души, крепкой рукою вынимая око за око, выбивая зуб за зуб.
Мы быстро сдружились с Олегом и Мирославом. Молодой их спутник, участвовавший в спасительной охоте, давно нашел свое место юрким гонцом между двумя частями нашего войска и практически не имел отдыха, пребывая в разъездах.
Как стало известно в ходе совместных приключений, Мирослав действительно лишился семьи. Мирный житель одной из деревень, чье название моя перегруженная память не сохранила под гнетом веков, жил, ведомый одной целью – вырастить и поставить на ноги всех своих многочисленных отпрысков, трудом и делом каждый день, делая небольшой шаг к своей мечте.
Не срослось, не сбылось. Нашествие в принципе невозможно предугадать, особенно таких масштабов. Оставшись один, Мирослав долгое время бесцельно скитался по лесам, не имея достаточных навыков для охоты и желания жить, пока случайно не наткнулся на отряд мстителей, под предводительством Евпатия.
Только благодаря поддержке бойкого, юркого Олега Мирослав, противореча собственному имени, научился убивать и нашел в этом хоть какую-то отраду для израненной души.
Русь не покорялась просто так. Каждый город, каждое село или деревня независимо от размеров и населения, встречали захватчиков блеском мечей, кинжалов и сабель, но небывалый напор кочевников было не остановить.
 Уже и Владимирская земля стала вдоволь умываться кровью, расплачиваясь за нежелание прийти соседям на помощь, стараясь нанести врагам максимальный урон еще на подходе.
В тяжелые дни обнажилась и другая, неожиданная проблема, породившая раскол в среде духовенства.
Если бы все монашество в сие грозное время взяло себе за пример рвение Ратибора на дело ратное, не видывали бы мы огромного смятения средь масс людских в духовном мире. 
Но нет – значительная часть служителей церкви, пагубно влияя на настроение собственной паствы, возвещало о пришествии Судного Дня на землю поднебесную, призывая смиренно принять кару из рук Иисуса Христа.
Я знавал веру православную только из рассказов матери, больше похожих на сказку.
 В ночных преданиях, пыталась донести Пелагея до меня значимость добра и доблести на земле, честь в смиренном служении государству, но ни в одной ее истории не было призывов смиренно подставлять щеку под удар, оставляя обидчика без отмщения, как призывало поступать продажное духовенство.
Отдыхая от трудов ратных в одном из монастырей, в который наш отряд запустили без особого желания, помниться значимый разговор, между Ратибором и настоятелем монастыря, невольно подслушанный мною при прохождении мимо обеденной залы настоятеля:
- Мунгалы духовников не трогают! Мунгалы нам власть дают, Ратибор! – вещал крепкий, грузный мужчина, уедаясь обильной трапезой, к которой наш схимник так и не притронулся, - Хан их, Бату, царь царей! Велел всему монашеству пайцзы выдавать, для верного служения его интересам. Преклоним колени – и сможем вместе с воинством мунгальским до Последнего Моря докатиться!
- Дурак, ты дурак! – горестно отвечал ему Ратибор, не желая спорить с упрямцем, - глубже дня настоящего не видишь… Постыдился бы!
- А чего стыдиться, друже? Мне бы казну монастыря приумножать, да о пастве живой и щедрой позаботиться! Ты бы постыдился схиму осквернять палицей!
Заметив мой взгляд, направленный на него через приоткрытую дверь, грузный упрямец раздраженно прикрыл скрипучую створку, значительно сбавив тон беседы.

Варварство ордынцев злобило сильно. Особенно Евпатия. За это время я хорошо изучил его дух и нрав – воевода никогда не был особо эмоционален лицом, но смутные цвета чувств, протекавшие под броней, в самом сердце его духовного естества указывали, насколько сильная ненависть к врагу разрасталась внутри.
Ратибор подле него был более спокоен. Смиреной молитвой за души убитых он охлаждал свой бушующий нрав, однако чувствовалось, что стоит в его могучие руки попасть татарину в  момент обнаружения непотребства – он разорвёт тело супостата голыми пальцами, абсолютно не задумываясь о терпеливых, христианских догматах.
Мои магические способности и юная быстрота крепких, тренированных ног меня очень выручала ни единожды. Заприметив мои таланты, ознакомившись с мнением старшего товарища, лично Коловрат посылал меня впереди всего отряда на разведку в одеянии обычного мирянина, высматривать и примечать самое сокровенное, выведывать уязвимые места и проходы в порядках противника.
С каждым днем становилось все труднее. Благодаря нашей деятельности монголы развернули значительную часть своих сил назад, на поиски неведомых мстителей, трепавших тылы и обозы.
Примечая, в ночных вылазках, многочисленные, десятитысячные тумены под знаменами знатных ханов, отправившихся на охоту за нами, я, достоверно докладывал, что видел внимательно слушавшим Коловрату и Ратибору. Пока что окружения удавалось избегать, но передвигаться становилось все тяжелее, чтобы не нарваться на ненужную сечу с превосходящими силами противника.
Своей службой я в короткие сроки заслужил полное доверие двух достойнейших мужей отечества, а посему, выслушав очередной мой доклад, они, не таясь, обсуждали текущее положение вещей:
- Недолго нам осталось гулять, Ратибор! – сокрушался Коловрат, предугадывая краткую историю сопротивления, - на восток и юг нам ходы отсекли, на север болота! Запад же стонет под копытом татарского коня!
- Рано ты нас хоронишь, Евпатий! – шел ему наперекор неунывающий старец, - пусть отряд потрепан, пусть устал, но посмотри на воинов своих, воевода! Да я таких чудо богатырей не видел ни разу! И дело не в особой стати или силе медвежьей, нет! Их очи пылают все так же, как и на руинах Рязани! С такими людьми мы можем и тумен истрепать, был бы прок!
- Но людей вливается все меньше, и нет дружинников среди подошедших сил…
- Но есть народ. Гнев народный, воодушевленное сопротивление захватчику – вот лучший повод собраться настоящим полкам на пустом месте! Не кручись, воевода, утро вечера мудренее, поспи чуть-чуть.
В этой сложной ситуации я всецело понял смысл чудного слова «ответственность», которое мне втолковал Ратибор. Основываясь на моих наблюдениях отряд, принимал решение о следующем выдвижении.
Именно благодаря моей наблюдательности Евпатий повелел напасть на крупный, хорошо вооруженный отряд монголов, укрепившийся в небольшом городище без тына. Причиной тому стало то, что я приметил возле одной из изб диковинный штандарт, изображающий  черного кочета, пикирующего за добычей, внизу которого болтались семь рыжих конских хвостов, указывающих на знатность татарского вельможи, скрывающегося внутри строения.
Захваченный язык поведал, что перед нами сам Субудай – опытнейший темник Бату - хана со своей тысячей «бешенных» - отборных, диких головорезов собранных со всей Орды. Лакомый, но трудно поглощаемый кусок! Однако живая память о стародавней битве на реке Калке, где темник Субудай был одним из руководителей побоища, всколыхнула всеобщий настрой. Именно этот именитый полководец нанес сборному войску россиян и половцев сокрушительное поражение.
Со знанием дела рассуждал Коловрат о предстоящем деле прилюдно:
- Знаем мы, что под знаменем семихвостым сидит давний разоритель нашего государства, предтеча текущих потрясений! Ворога много. Воины опытные. Можем не сдюжить, но честь Рязанцев не посрамим! Костьми ляжем, но выколем последнее око одноглазому барсу!
- Не посрамим, воевода! – ободряюще хлопнул Евпатия медвежьей рукой Ратибор.
- Не посрамим! – на едином дыхании грохнуло суровое воинство многоголосым хором, заблестев в свете луны остриями взлетевших ввысь копий, да лезвиями обоюдоострых мечей и секир.
Когда гул обсуждения утих, все молча принялись собираться к предстоящему бою. Такой контраст всегда поражал воображение – минутой назад все веселятся, потрясая оружием, а минутой позже каждый молча занят своим делом, вспоминая, ради чего и во имя чего пришел под знамя Коловрата.
Евпатий подозвал меня жестом руки:
- Ну что, Гамаюн Ульвович! – уважительно обратился витязь ко мне по имени и отчеству, ни смотря на мою молодость, - верю я твоим глазам как своим друже! Надеюсь, и правда, вырежем знатного хана!
- Истинно князь! – оробел я под его светлым взором.
- Помни, мы все кого-то потеряли Гамаюн – Ратибор неторопливо разминал мышцы, примеряя по руке свою новую палицу, так как старая дубина поистрепалась в боях - их души теперь в чертогах Бога. Отпусти душу матери и отца. Они упокоения требуют. Не терзай воспоминаниями горькими, да чувствами гневными! Дело ты хорошее ведешь, но веди его во имя живых, а не мертвых.
Я понял, к чему Ратибор завел эту неуместную беседу, лично мне, перед важным боем, напоминая о недавнем разговоре на Рязанском пепелище. И пусть Евпатий взглянул на нас непонимающе, не зная сути пространственных рассуждений, я поспешил, пересилив робость, вновь аргументировать собственные позиции:
- Пусть так! Но ведь вера моего отца, моя вера взывает кровью отплатить его смерть! И чем больше крови, тем лучше. Я обязан…
- Да прекратишь ли ты пререкаться или нет? - прервал меня старый монарх, - Бог един, но в разных обличьях перед душою предстает, сквозь разные религии приходит. Ты думаешь, отец отправился бы в Вальхаллу, зная, что нет подле любимой жены? То-то и оно, - хмыкнул в бороду старик, подметив мое замешательство, - не смотря на разницу взглядов, жили они душа в душу и душа в душу уйдут, а посему отпусти их сейчас, и ты поразишься, сколько сил духовных забирает у тебя постоянный гнев и… обида… Обида на близких, ушедших так рано. Полно трепаться, Гамаюн! Дело зовет.
Обида… Ратибор, словно в сердце стрелу послал, ударив в самое больное место – мне действительно было так одиноко и плохо, что невольно в моей душе скопилось чувство обиды на родителей: не предусмотрели, не убереглись, не спаслись! Сам того не желая, я стал во многом винить отца за избранное место для моего рождения, ставшее западней для матери.
Гневался я и на Варвару, которая не смогла реализовать свой магический потенциал, чтобы спастись от пленения.
Подобные мысли все больше и больше погружали в прошлое, отвлекая от значимости настоящего:
- Вижу, ты понял, - взглянув в глаза, подмигнул мне Ратибор и старчески крякнув, поднялся на ноги, - ну что, пошли?

«Соколиков» в засаду определили. Нечего ими рисковать заранее. Они, по мнению Коловрата, сгодились бы для преследования противника, но не для тайной атаки на отряд монгол. Силы коней экономить требовалось – не было зимою вдоволь корма, поэтому им приходилось тяжелее нашего, да и в строю осталось всего несколько десятков.
«Волчки», растянувшись цепями по лесу, прикрываясь саванном метущей пурги, вызванной истовой молитвой Ратибора, медленно приближались к окраине городища.
 Со стороны спящего населенного пункта, глубоко в ночной лес, разносились пьяные, гортанные крики беспечных поработителей.
Я шел первым. Пьяный монгольский страж спал стоя, облокотившись на заиндевевшее копье. Одни из волчков, беззвучно обогнав меня, ни малейшим звуком не выдав своего присутствия, с ловкостью кошки прокрался к дозорному за спину. Страж дорого поплатился за свою пьяную беспечность - булькнув вскрытым горлом, татарин был тихо осажен дружинником наземь и откинут в глубокий снег.
Второго убрал я, досадуя на собственную нерасторопность. Татарин сидел у костра, нетрезвой рукой держась за гриву своего коротконогого, рыжешёрстого коня. Как тренировочный мешок с песком, я пронзил пьяницу мечом со спины насквозь, зажав рот замерзшей  ладонью. Несколько раз, провернув клинок в его кишках и убедившись, что ворог окончательно перестал сопротивляться и хрипеть, я положил его под копыта  молчаливого друга и стремительно кинулся дальше.
Рыжих коней попадалось все больше и больше. Что-то смутное, далекое, тайное прокралось из глубин подсознания в настоящий момент, вынуждая меня чуть замедлить стремительное передвижение по лагерю врага. Замешкавшись на открытом пространстве, я был обнаружен.
- Урусут! – раздался истошный крик с другой стороны улицы, - Урусут!
Сонные монголы, разомлевшие в протопленных избах, ошарашенно выбегали на мороз, встречая свою смерть в блеске секир и мечей.
- Ура! – подбадривая друг друга заголосили «волчки» призывая на помощь «соколиков»
Я, минуя крупные стычки, рвался к избе,  украшенной ненавистным знаменем, мечтая отомстить за отца и мать. Стоит ли говорить, насколько я был вне себя от ярости, прокладывая, прорубая дорогу среди мельтешащих тел.
Заговоренный накануне щит исправно выполнял свое магическое предназначение, уберегая от шальной стрелы. К чести обороняющихся нужно сказать, что, не смотря на первоначальную оплошность, «бешенные» Субудая быстро пришли в себя, организовав  настоящее, достойное сопротивление неожиданной атаке отряда Коловрата.
 Бой приобретал долгий и затяжной характер, вскипая буквально в каждом дворе, избе и тереме.
Свистнула у виска кривая, татарская сабля, слегка охлаждая мой наступательный пыл. Даже заговоренный, окованный кусок дерева был не в силах надлежаще обеспечить противодействие множеством опасностей боя во все сгущающихся рядах противника.
 Только тут я наконец-то обратил внимание, насколько  густо сплачиваются ряды ордынцев у стяга своего хана и что их чрезмерно много, для простой тысячи, расположившейся в деревне.
- Кху! Кху! Кху! – слышалось повсеместно, и с каждым выкриком спящие, пустые терема производили во тьму ночи из своих нетопленных чревов все новые и новые десятки монгольских бойцов.
«Засада! Провели!» - две панических мысли молнией пронеслись  голове, но смертельную оплошность было не изгладить.
- Стой! Куда ты? – выручая меня, в бой вмешался Олег, отсекая сразу трех вражеских бойцов, кинувшихся мне на перехват. Рукав его полушубка был ал от крови, легкими струйками стекающей наземь, - убьёшься, Торопка!
Молча, не разговаривая ни с кем и не ободряя себя криком, ближайшего к себе монгола разрубил Мирослав, вливаясь в потасовку у избы важного военноначальника.
 Разрозненные  дракой «волчки», в боевом угаре, по прежнему наскакивали на сгустившийся строй иноземцев, и падали изрубленными у их ног. Стремительный, карающий набег на отряд монголов обращался в самую настоящую катастрофу для немногочисленного отряда Коловрата.
Закованные в латы, отборные, суровые воины, совершенно трезвые собирались у крыльца терема украшенного семихвостым знаменем, своими телами прикрывая отход грузного, припадающего на ногу одноглазого монгола, спешащего к необычной телеге, представляющей из себя единый, металлический короб с бойницами и узкой дверью, в которую с трудом протиснулся знаменитый полководец.
 Немедленно створка запахнулась за спиной знатного монгола, и лязгнул засов.
- Субудай! – раздался в разгоряченном воздухе зычный голос Евпатия, узнавшего по приметам в убегающем хане крупного татарского воеводу - навались, славяне! Бей супостата!
Отвечая на призыв витязя, в строй вражеской пехоты, на всем скаку врубились наши «соколики», подоспевшие в горнило битвы.
 Видимо и обычные дружинники начали прозревать, прикидывая соотношение сил. Атака происходила в полном молчании, что придавало действию какую-то сказочность, ирреальность и если бы не натужное ржание коней и звон булата, то можно было бы подумать, что я являлся невольным зрителем беззвучного морока.
Молодой, рослый и красивый монгол, неторопливо вышел из избы, легко поигрывая большим, искривленным ятаганом. Он ликующе улыбнулся, медленно оглядывая жаркую сечу с крыльца.
- Урянгутай! Урянгутай! – приветствовали юношу суровые нукеры «бешенных», приветствуя его доблесть и силу.
Я оторопел. Вновь капризная судьба нос к носу столкнула меня с первоисточником всех бед. Не смотря на то, что до молодого татарского воина было рукой подать, преодолеть разделявшие нас несколько десятков шагов было практически невозможно из-за обилия личных телохранителей юного хана.
Увернувшись от нескольких стрел, я был вынужден схватиться с ближайшими противниками, в то врем, как знатный монгол, отзеркаливая мои действия, врубился в ряды Русичей, сея вокруг смерть и разорение. Я лично видел, как легко он, медвежьей хваткой ухватившись за грудь коня, свалил его на землю, прервав жизнь всадника легким взмахом вооруженной руки.
Но не только Урянгутай вызвал мое беспокойство. У телеги Субудая бездвижно, молча наблюдал за происходящим высокий и очень худой, абсолютно безволосый человек, облачённый в медвежью шкуру на голое тело, небрежно опирающийся на длинный, узловатый посох скорее по привычке, чем по необходимости.
 По тому, как была наклонена его голова в сторону окованной телеги, становилось ясно, что неизвестная и очень опасная личность, судя по разгорающемуся свечению души, получает особые распоряжения из уст собственного военачальника.
Почтительно выслушав указания до конца, человек в шкуре низко поклонился своему невидимому владыке и обернувшись в сторону битвы, о чем-то яростно зашептал, превратив и без того узкие глаза, в тонкие, злобные прорези, блистающие алым огнем.
Я не преувеличиваю. Впервые видел, чтобы внутренний огонь ярости души, искажал тело, наделяя очи потусторонни свечением.
Взмах обнаженной руки, крепко  сжимающей посох и сквозь гортанный выкрик злая, невиданная сила вошла в наш мир, срывая добрый десяток всадников с седел.
Вражеский шаман не щадил никого – ни своих ни чужих, в алых раскатах сминая копошащуюся массу бойцов, как ребенок сминал бы ради забавы десятки муравьев, тщетно пытающихся оборониться против неизведанной опасности. Ореол смерти окружал эту грозную фигуру, перемалывая ход боя в сторону противника.
Ратибор встал на пути урагана силы, обернутый в сияющую сферу льющегося сверху свечения. Кресты на его схиме горели белоснежным пламенем звезд, наполняя замершее в молитве тело монаха магической силой. Ярко-алыми сполохами, обрамляя сферу в ореол адского пламени, бессильно разбивались о защиту монаха порывы атакующего язычника.
Подобные чудеса заставили расколоться и замереть враждующие стороны, оторвавшиеся друг от друга. Не подготовленные к такому явлению простые воины с двух сторон пятились назад, позабыв о сече, стараясь как можно далее отдалиться от грозного противостояния ведающих людей.
Не пребывал в замешательстве лишь Урянгутай, зорко выделивший мою неподвижность, на фоне отступающего строя. Не сомневаясь в принятом решении ни секунду, он  кинулся в атаку, подхватив мимоходом, оброненный в суматохе щит. Не желая бросать своего молодого предводителя в беде, вместе с ним в сечу кинулись несколько рослых нукеров, изготовив окровавленные сабли для новой пляски.
И вновь ни Олег, ни Мирослав не покинули меня, встав по бокам. Схлестнулись жарко, взрывая, рассекая воздух мириадами ударов. Со стороны, видимо, открывалось то еще зрелище – три воина рубятся с пятью воинами, освещенные яркими световыми раскатами магической битвы.
Первым пал Мирослав, забрав с собой особо крупного противника. Он так и ушел на тот свет, не проронив ни слова, ни стона, опав на истоптанный снег с блаженным выражением лица.
Вторым пал Олег от руки Урянгутая, изрубив перед этим двух монголов. Мои друзья, пусть и вошедшие в поток жизни на короткий срок, отплатили долг до конца, положив животы за близкого своя…
Я ловко поразил монгола, найдя мечом, брешь в его доспехах и остался один на один с молодым предводителем.
Ятаган и меч столкнулись в воздухе, начав быстрый, молниеносный танец жизни и смерти. Враг поражал своей опытностью и напористостью, вынуждая меня шаг за шагом сдавать позиции.
Урянгутай улыбался, понимая, как скоро он занесет на свой счет очередную победу. Заговоренный щит стонал от ударов ятагана, рассыпаясь на щепы, и вскоре прекратил существовать, расколовшись на половины.
Я живо вспомнил, как под такую же одобрительную, задорную улыбку лишались жизней ни в чем неповинные жители Дормисловой Поляны под напором множества нукеров на рыжих конях.
Закадычный враг, о встрече с которым я так долго мечтал, был передо мной.
 Во плоти.
 Здесь и сейчас.
И это этого чувства волна гнева воззвала к жизни все скрытые способности организма и сознания.
Я не задумываясь, отдал бы жизнь, только бы эта нахальная улыбка сошла, обратившись в изрубленные линии  губ, застывших в ужасе.  Наседая на Урянгутая с новой силой, я сначала остановил его, а затем медленно, по шагам вынудил отступить.
Тем временем, вне себя от ярости, встретивший достойного соперника шаман вновь и вновь вскидывал посох, осыпая ударами ратного монаха православной церкви.
 Раз за разом волны сил срывали заборы со своих мест, вынуждая шататься и стонать даже стены добротных теремов, но Ратибор, застыв в потоке магического ветра, сжав в руке грозную палицу, медленно приближался к источнику зла, облаченный в сияющую, небесную защиту.
Наконец- то ему удалось преодолеть расстояние. Взмах руки и раздробленная, лысая голова скрылась в медвежьей шубе, опадая грудой изломанных осколков. Близкий товарищ Коловрата не уступал своему младшему другу в силе богатырской.
Это был перелом боя в нашу пользу. Субудай, увидев печальный исход противостояния, решил покинуть сражение, приказав готовым возницам гнать во весь упор.
Хитрый как лис, опытный, старый полководец загодя все предусмотрел, подготовив пути к бегству в случае неудачи, а поэтому вместо медлительных волов его тяжелую повозку быстро уносили прочь сразу три пары отборных лошадей под истеричный лай охранительной собаки, сидевшей внутри.
Тем временем сражение с молодым ханом продолжалось.
Смутный проблеск рационального страха я увидел в глазах отступающего противника. Нет, он не пребывал в тошнотворном ужасе или не был обескуражен, просто внутренние инстинкты подсказали Урянгутаю, что пора отступать. Поднырнув под мой выпад, он подсечкой ноги сбил меня с ног и, схватив за гриву подведённого коня, взмыл в седло, встав на стременах.
Несколько раз, лихо, поставив животное на дыбы, молодой предводитель весело рассмеялся и, видимо желая поставить жирную точку в  распре своей рукой, Урянгутай что было сил, метнул ятаган в мою сторону.
Широкое, искривленное лезвие глубоко оцарапало плечо, со звоном воткнувшись в промороженную землю. Понимая, что на большее нет времени, мой противник во весь опор пустил коня вскачь, направляясь за телегой Субудая.
«Соколиков» практически не оставалось в строю, и некому было броситься вслед конным монголам, но к несчастью последних очень многие не успели добраться до своих четвероногих друзей.
 Видя бегство полководцев, и от сего значительно отчаявшись, мужественные нукеры стали хаотично, стремительно отступать в леса, да не больно то оно получалось, по рыхлому, взбитому снегу.
Часть «Волчков», облаченных в снегоступы, легко настигала утопающего в снегу, барахтающегося противника, вскрывая им глотки, как овцам, положенным на заклание.   
Не прошло и получасу, как вой отчаяния, разносящийся по лесу стих в предсмертном бульканье умирающих врагов.
- Что это было? – Ратибор грозно подступился ко мне, спрашивая сполна за допущенную оплошность, - засаду не разглядел? Враг скоромохов пред тобой выставил, чтобы ты поверил в беспечность отряда, а ты рад поверить!
- Прости, отче, я… - не зная, что сказать, я хаотично выискивал оправдания собственному проступку.
- Поздно, Гамаюн, поздно! Я бы еще понял, если бы ты был простым ратником, но нет – ты ведун. А ведун никогда не забывает о собственной сути! Если бы ты был сосредоточен, ты бы смог прочувствовать врага, таящегося в избах и теремах, а особенно шамана, ожидающего нас. Но нет. Желание мести перебило все способности!
- Полно тебе, Ратибор! – Евпатий не совсем понимал увещевания старшего товарища, радуясь победе, - мы все равно смяли монголов, и вырезали их изрядно!
- Да, Евпатий. Изрядно. – согласился было с ним монах, - на одного волчка или соколика где-то пять сабель монгольских пало. Хорошо ли это? В цифрах то да, но огляди свои ряды, Коловрат!
Медленно, ошарашенно по улицам ходили уставшие дружинники и мужики, выискивая средь павших тела близких товарищей.
 Если даже учесть, что несколько сотен соратников по прежнему медленно вытягивалось из леса, общее количество бойцов, оставшихся в строю, никак не превышало полутысячи, при полной потере конной части.
От таких наблюдений стало не по себе. И уже никто не вел счет убитым врагам.
- Созывай всех, Гамаюн! – тихо сказал Ратибор, словно подводя итог, - уходить надо, как можно скорее.


Рецензии