Крис Хеджес - Последний акт человеческой комедии

Truthdig
2 сентября 2019 г

Собственно, ничего нового в нашей истории.  Вопиющая ложь и слабоумие нашего  коррумпированного президента. Неспособность остановить дорогие бесконечные войны и  прекратить гигантские расходы на военных. Ограбление беспомощного населения богатыми. Разрушение экосистем. Развал и запустение когда-то эффективной инфраструктуры. Подрыв институтов, от образования до дипломатии,  обязанных поддерживать функции государства. Мир уже видел подобное раньше.  Это известная болезнь под названием «конец цивилизации». На первый взгляд она  даже веселит среди растущей горы страданий. Но в конце уже никто не будет смеяться.

Человеческая природа не меняется.  Она следует своим известным циклическим паттернам.  Да, но на этот раз, когда мы упадем, с нами упадет вся планета.  До той  поры мы будем заворожены идиотами и мошенниками.  Кто такие демагоги подобно Дональду Трампу, Борису Джонсону и Стивену Пинкеру, как не шарлатаны,  настаивающие на том, что трагедия, разворачивающаяся перед нами, нереальна.  Кто такие технократы и ученые, как не современные шаманы,  утверждающие, что  образование  и  западная цивилизация должны превратить нас в рациональных техно-существ.  Кто такие  корпоративные титаны, сколачивающие свое состояние от продаж оружия, химического и ископаемого топлива и агробизнеса,  разрушающих природную среду, как не высочайшие жрецы, требующие человеческих жертвоприношений?

Это одна и та же история. Облаченные в новую одежду и используя новые инструменты, мы бесконечно переживаем ее.  Если бы мы все еще продолжали читать философию, литературу, историю, поэзию и теологию, мы бы не удивлялись,  почему жадность, гедонизм и спесь легко побеждают сочувствие и разум.  Но мы больше не читаем, мы проводим каждый день за экранами, получая небольшие дозы допамина,   воображая, что мы  уникальные особи в истории человечества. Мы не способны видеть, что климатические условия, в которых развивались цивилизации за последние 10 000 лет, скоро сменятся дикой борьбой за выживание.

200 000 лет человеческие  существа населяют планету, возраст которой составляет  4.5 млрд лет.  Весь этот период  люди не изменяли радикально экосистему. Но начавшаяся два с половиной столетия назад Промышленная Революция привела к извлечению ископаемого топлива, представляющего собой  солнечную энергию, запасенную в течение сотен миллионов лет. Энергия ископаемого топлива предоставила невиданное раньше  богатство и военное преимущество промышленному Северу, который использовал свою власть для подчинения,  извлечения ресурсов и присвоения дешевой  рабочей силы. 

Население Земли быстро превысило 7 млрд, в результате чего, климат начал изменяться, подвергнув серьезному изменению состав воздуха, воды и ледяного покрова, что в итоге приведет к климату, непригодному для проживания.

Единственным экзистенциальным вопросом остался один: какой мы выберем финал. Этот вопрос  идет вразрез с культурной манией «прогресса», с  жаждой коллективного самообмана.  Если реальность ужасна, забудьте о ней.  Изобретайте невообразимые сценарии для невообразимого спасения. 

Большинство климатических активистов и поборников демократии входят  в круг широкой консумеристской культуры и  заняты продажей надежд.  Без надежд, уверяют они, люди быстро впадут в отчаяние. Люди не смогут сопротивляться надвигающейся катастрофе.  Но все как-раз, наоборот.  Надежда, или точнее, фальшивая надежда, усиливает отчаяние и апатию. Она делает население инфантильным.  Выбросы углерода будут продолжать расти,  полярные шапки будут продолжать таять, урожаи будут продолжать падать, мировые леса будут продолжать гореть, прибрежные города будут продолжать погружаться под воду и засуха будет продолжать уничтожать плодородные земли,  но мессии надежды будут уверять нас, что все в конце концов наладится.  И это ложь.  Мы не сможем приспособиться к новым условиям.  Те, кто подает вам фальшивую надежду, самообольщаются.  По крайней мере подсознательно, многие люди чувствуют это.

Чем дольше мы будем публично отрицать мрачную реальность и в частном порядке  справляться с нашим экзистенциальным страхом и болью, тем сложнее  нам будет справиться с отчаянием. Такое шизофреническое поведение – результат эмоционального насилия. Оно налагается на нас доминирующей культурой, которая не разрешает говорить о трагической правде. Такая цензура заставляет нас бороться с реальностью в одиночестве, подрывает уверенность в нашем восприятии и суждениях.

Андреа Дворкин  в своем эссе «Как выживать в условиях насилия» “A Battered Wife Survives”  пишет о постоянном насилии,  в результате которого “рассудок медленно распадается на тысячу осколков.  Сознание медленно погружается в хаос и отчаяние, прячется полуживым в  непроницаемую изоляционную камеру.  Эта изоляция настолько абсолютна, настолько убийственна, настолько ужасна, настолько болезненна, что в жизни ничего не остается кроме него. Человек полностью погружается в одиночество и никакое землетрясение его не разрушит.”
Она далее спрашивает: “ Что есть реальность?” и отвечает.

Женщина, которая подвергалась насилию  и спаслась, знает ответ: реальность – это то, что случается с вами, и что другие люди тоже могут ощутить.  Реальность - это избитая жена, находящаяся в постоянном кошмаре и потерявшая ее.

Если сравнить насилие с землей, никто из нас долго на ней не пробудет.  Для космоса, мы эфемерны.  Наши жизни блеснут на мгновенье и затем уйдут в темноту. Ничего поистине существенного нельзя достичь за одну жизнь.  Мы должны работать ради того, что больше нас самих.  Мы должны жить в большей полноте,  как жила Дворкин, мужественно противодействуя безумию человеческого существования и требуя справедливости,  но не потому, что ее можно достичь, поскольку в идеальном виде ее никогда нельзя достичь, но потому что она делает из нас отличительных и чувствующих индивидуумов. Нельзя бороться за абстрактную справедливость.  Она должна основываться на конкретной конфронтации с властью — которая почти всегда находится в руках белого, мужского патриархата. Это означает постоянные акты гражданского неповиновения, перекрытие городских дорог, аэропортов и трубопроводов. Корпоративный капитализм и империализм, ведущие к экологической катастрофе, должны быть разрушены или эти силы убьют нас с приходом глобального геноцида.

“Борьба за климатическую справедливость это борьба на перекрестке исторических и современных несправедливостей и будущей катастрофы, которая может быть «матерью всех несправедливостей»,”  - пишет Вен Стефенсон. “ Разворачивающаяся катастрофа не только увеличит страдание тех, кто уже страдает;  она с большой вероятностью  разрушит всякую надежду на  экономическую стабильность и социальную справедливость для будущих поколений. Почему тогда понятие ‘климатическая справедливость’ не присутствует в американском дискурсе о климатических переменах?  В этом вопросе проглядывается напряжение в сердце климатической борьбы: напряжение между «мейнстримовским» климатическим движением (возглавляемым преимущественно белыми, хорошо-финансируемыми,  вашингтонскими зелеными) и теми—чаще всего цветными — которые борются за социальную и экологическую справедливость  в течение десятилетий.”

Сопротивление, основанное на действии, само по себе raison d'etre.  Оно вызывает  катарсис.  Оно приводит нас в соприкосновение с теми, кто борется с темнотой и отказывается ей подчиняться. И в акте сопротивления мы обретаем эмоциональную полноту,истинную надежду и даже эйфорию,  если не окончательную победу.

“Уверенность в том, что нет спасения – своего рода спасение, фактически и есть спасение,” написал  румынский философ Э.М. Чоран.  “Исходя из этого, человек может организовать свою жизнь, а также создать философию истории:  неразрешимое становится для него решением,  единственным выходом.”

Как указал Великий Инквизитор в Братьях Карамазовых, те, кто обладает эмоциональной и моральной выносливостью,  всегда окажется в меньшинстве. Существует всегда отупляющее успокоение от того, чтобы уступить моральную автономию малодушному раболепствию и подчинению, и это успокоение особенно привлекательно  в тяжелые кризисы.

“Несомненно в будущем будут свободные общества так же, как и в прошлом,” – пишет философ Джон Грей в “Бездомных собаках:  Мысли о людях и других животных.” “Но они будут редкими, а вариации от анархии до тирании будут большими.  Потребности в тиранах такие же реальные, как и у тех, кто  ищет свободу;  иногда они даже более насущные.  Тираны обещают безопасность — и снимают заботу от ежедневных забот.  Но говоря откровенно, это только фантазии. Безрадостной правдой будет жизнь, проводимая в ожидании.  Но вечное очарование тирании остается - оно исходит из обещания своим субъектам жизнь более интересную, чем они сами могут себе придумать. Какими бы жестокими они ни были, тираны начинают с фестивалей для угнетенных. Диктаторы могут придти к власти вместе с хаосом,  но их главное обещание – освобождение от скуки своих подчиненных.”

И несмотря на это, достаточно  3% - 5% населения, чтобы  бросить вызов деспотам.  Это значит прежде всего признать реальность происходящего. Это будет не просто. Это значит горевать по поводу грядущего, а это могут быть массовые убийства. Это значит действовать, даже если поражение неизбежно. Группа Extinction Rebellion  планирует занять и остановить главные городские центры по всему миру в октябре месяце.  Это хорошее начало. Прижав силы смерти, мы освобождаем силы жизни.



Рецензии