Снова в школу

Мам, ну вот что ты меня поздравляешь опять?!  Я же тебе сто раз говорила! Знаешь ведь, что в нашей семье больше всех не люблю первое сентября! — стала возмущаться дочка, когда я позвонила поздравить ее с началом нового учебного года.
А что тут такого? Она — мать двоих детей. Старший мой внук, Павлуша, уже на третьем курсе университета, а Дашуня только во второй класс пошла. Так получилось. Не планировали они второго ребенка. Но, слава богу, прерывать беременность дочка не стала (хоть поначалу и сомневалась), такую чудесную девчонку родила!
— Ты не кипятись, Таня. Не хочешь разговаривать, дай трубку Дашеньке, я ее поздравлю. В нашей семье всегда уважали этот день, считали праздником. Меня мама и папа вплоть до десятого класса в школу первого сентября провожали. И я не стеснялась, наоборот, гордилась! Хочу, чтобы традиция продолжалась.
— Спит, твоя Дашенька, устала после школы. Много впечатлений, много эмоций — такой день. И будить я ее сейчас не буду, хочу хоть чуток поработать, пока есть возможность.
— Ладно, позже позвоню, — не стала спорить.
Положила трубку и задумалась. Может, дочь и права, досталось ей, конечно. Она детям много внимания всегда уделяла. И с Пашей занималась до пятого класса, отводила в школу, забирала, на кружки разные возила... А свою карьеру совсем забросила, говорила: «Пашка подрастет — наверстаю». Но не вышло: родилась Даша, и дочкина нагрузка удвоилась. Ну а я помочь не могла, разве что материально. Хорошо зарабатывала, потому, хоть и оформила пенсию, продолжала вкалывать. Между прочим, до сих пор работаю (правда, всего три раза в неделю). И горжусь этим: не хуже молодых справляюсь, а кое в чем и лучше — у меня же опыт! Ну а Таня, конечно, обижается. Ей ведь уже сорок два года... Она три языка знает! Это сейчас востребовано, могла бы хорошее место найти, карьеру сделать, а приходится переводами перебиваться, поскольку большая часть времени на детей уходит.
...Я взяла альбом с семейными фотографиями, стала листать. Всегда его пересматриваю в этот день. Вот Дашины снимки годичной давности. Первоклашка, громадный букет гладиолусов чуть из рук не падает — тяжелый! Но она крепко прижимает его к себе и старательно улыбается в объектив... Тут Пашины фотографии, когда он в школу первый раз пошел... А вот и Танюшка моя — первоклассница. Хорошенькая какая! С пышным бантом, в новой юбке и жилетке, в красных туфельках и белых гольфах. А физиономия какая вдохновенная! Как она радовалась, что станет ученицей! Правда, вдохновения хватило всего на полгода, что поделаешь... Помню, как мне учительница Танина во втором полугодии сказала:
— Ну не всем же быть отличниками! У вас получилось, а у вашей дочки не выходит. Привыкайте.
Мне тогда очень неприятно было это слышать! Даже какое-то ехидство в словах Тамары Петровны почудилось. А может, оно и было... И когда Танина классная сообщила, что дочка «врет», как она выразилась, тоже показалось, что хотела меня задеть. К счастью, другие учителя потом смотрели на это иначе, говорили, что у моей дочери богатая фантазия... Понадобилось время, чтобы понять: Таня не такая, как я, другая. Не станет учиться только на «отлично», не будет делать то, что ей не нравится. Надо просто принять как данность... А вот к языкам Танюша оказалась очень способной, даже иняз закончила. А то, что от занятий в секциях отказалась (хотя я пробовала ее водить и на фигурное катание, и на гимнастику), тоже не страшно. Ну не тянуло моего ребенка к спорту. Однако, когда повела дочь в кружок рисования, Таня очень заинтересовалась, до конца школы потом занималась. На Петриковскую роспись перешла, такие картины получались! До сих пор и у нее в квартире висят, и у нас с мужем в каждой комнате...
Я сходила на кухню, заварила чай и вернулась. Снова стала листать фотоальбом.
Эх, внучки мои дорогие, свет очей моих... Сколько забавных воспоминаний с вашей учебой связано...
Помню, как Павлуша пришел из школы в первом классе и так насмешил нас, что мы с дочерью долго не могли успокоиться. Я тогда как раз к Танюшке приехала — помочь к дню ее рождения готовиться... А у Паши в то время с поведением проблемы были. Внук почему-то решил, что в классе может сидеть там, где ему захочется. И каждый день пересаживался на новую парту, да еще заставлял других учеников с ним меняться. Вернулся он тогда надутый и говорит:
— Мама, я тебе плохой подарок принес, но у меня и хороший есть, потом отдам.
— И что же это за плохой подарок? — спрашиваем.
— Инга Тимофеевна мне в гневник замечание написала и сказала, чтобы я тебе дал посмотреть.
— Куда записала? — не поняла дочь.
— В гневник! — недовольно повторил Павлик, достал из портфеля дневник и добавил: — Когда Инга Тимофеевна гневается, она в гневник жалобы на детей пишет и родителям их передает. Ябеда она! Не научили ее, что ябедничать некрасиво! Погоди, сейчас хороший подарок принесу! — пообещал внук и убежал в детскую, откуда вернулся через минуту с листочком в руках. На нем был нарисован смешной Танин портрет с длиной пружиной вокруг головы вместо волос и огромными губами чуть ли не во все лицо.
— Надо же, главное ухватил! — воскликнула я, глядя на дочь. — Ты уж прости его за гневник, он исправится.
А Дашка что учудила в первом классе! На второй день обучения встала из-за парты в середине третьего урока и начала собираться на выход. Классная руководительница спросила ее:
— Дарья, а куда это ты собралась?
На что внучка выдала:
— Ой, Марина Вадимовна, что-то я устала тут с вами, пойду-ка лучше домой. Посидела — и хватит!
Потом, конечно, ребенку объяснили, что впереди у нее еще долгие годы учебы. И ничего, освоилась. Да так, что стала даже колотить всех, кто дразнил ее «черепашкой» (из-за фамилии Черепанова). А изобретательные одноклассники за эту боевитость добавили к прозвищу «черепашка» слово «ниндзя».
Да-а-а... Вспоминала, вспоминала, а потом подумала: «Я ведь всегда любила учиться, у меня золотая медаль, красный диплом... Так почему бы снова не пойти в школу? Вместе с внучкой. Хватит работать, пора дать возможность дочери сделать карьеру. Пожалуй, тогда и обижаться на мать перестанет... В конце концов она заслужила. И всем будет хорошо: и ей, и мне, и внучке»...
Закрыла альбом, набрала Танин номер и сообщила о своем решении.
— Мама, ты это серьезно? Неужели, и правда, наконец с работы уйдешь?
— Конечно, правда! И снова в школу — учиться вместе с любимой внучкой.

Опубликовано в журнале «Моя судьба» № 18, 2019 год               


Рецензии