Схватка. исповедь из пекла-2

Книга «Калибр победы». Фрагмент рассказа «Схватка. Исповедь из пекла»

Северо-Западный фронт.
Новгородская область. Старая Русса-Рамушево-Демянск.
Западный берег реки Полисть.
19, 20, 21 августа 1943 года.

          ...19, 20, 21 августа 1943 года на западном берегу реки Полисть бой был кровопролитным, жертвенным и безысходным. Но приказ мы не выполнили. 14-й гвардейский стрелковый полк, 7-й гвардейской стрелковой дивизии почти в полном составе лежал здесь, на очереди в братский погребальник, в сыру землицу. А немец как был на своих позициях, так и отдыхает там после схватки. По глади реки издалека слышны бряканье и стукотня полевой кухни. Послеобеденный ланч у фрицев: шоколад баварский кушают, тушёнку с гречневым сухпайком едят. Кофе пьют победители, между делом балуются, играют на губной гармонике.
          Вдоль стреженного течения, у топких берегов с окаёмом из тростника и осоки, стелется совсем неширокая полоска земли. Не умиляет с виду неказистая, извилистая ленточка божьей тверди шириною от пятнадцати до тридцати метров. Именно на этом месте, вдоль реки обрели покой и встретили смертный час ратные однополчане. Кто бы мог подумать, что гиблое место предназначено для человеческой трагедии вселенского масштаба. Не на картах, а из солдатских уст воняющий тяжёлым духом, ужасный и проклятый всеми клочок земли получил название  «излучина смерти». 
          Людям, не побывавшим на поле боя, трудно вообразить истинную картину результатов кровавого противостояния. В кошмарном сне невозможно представить пристанище могильного упокоения. Однако вот он, наяву солдатский погост на изломе реки – результат безысходной срубки. Траурный вид побоища. Под летним палящим солнцем смертью пахнущее, смрадное месиво. Сплошная винегретная мешанина из тысяч протухших человеческих тел, покрытых трупными червями. Раздутые до размера бочки черные фигуры дурно пахнут. Зловонное крошево, обсыпанно миллионами жужжащих, зелёных, жирных падальных мух.
          Вся территория поля боя хорошо просматривается и простреливается немцами. Справа – река, слева – болото, впереди – враг. Нет никакой возможности миновать или обойти передовой рубеж. Именно там, на солдатском кладбище, за пирамидами вонючих трупов, зловонных костей пластаются ещё оставшиеся в живых друзья, непокорённые боевые товарищи. Среди атакующих бойцов должен быть корректировщик, ефрейтор из второго взвода, балагур и весельчак, любимец санбатовских девок, Стасик Кулёмин. Жив он или нет уже, неизвестно. Но кто-то же отстреливается на «передке» от наседающих фашистов? Если Кулёма всё-таки убит, место наблюдателя предстоит занять мне, наводчику.
          До месторасположения ротного баловня по грудам смердящей падали тянется перебитый сталью телефонный кабель.  Во что бы то ни стало и как можно быстрее предстоит восстановить разорванный контакт связи. На крае, словно воздух, нужна огневая поддержка миномётной роты...


Рецензии