Свобода

Был теплый августовский вечер. Нежный ветерок обдувал лицо, солнце уже почти село, и мир замер в чарующей гармонии. Как будто кто-то вернул его в те времена, когда он был совсем юным. Первозданная его красота меня зачаровывала, унося в былые столетия.

Но времени для раздумий почти не было. В этот вечер я садился на поезд, который две недели подряд будет уносить меня в далёкое путешествие, отпуск, в котором не был около 10 лет. Постоянно сменяющийся вид из окна, стук колёс, мерное покачивание вагона... Всё это напоминало что-то далёкое из детства, где я был так счастлив, когда первый лучик солнца играет на твоём лице. И ты, отдавшись свободе, бежишь навстречу новому дню. Где мама так нежно обнимает тебя, а папа несёт на руках сквозь житейские невзгоды. Как же это было давно, словно уже даже не со мной. Эти мысли заставили меня улыбнуться, а ведь мне уже за сорок, и жизнь уже такая яркая. Свобода лишь слово, а счастье... "Есть ли оно?" За свою жизнь я не обрёл чего-то большего, чем другие. Скорее с ходом времени я пропускал важные вещи, как песок сквозь пальцы. И тёплые воспоминания о прошлом всё сильнее давили на безысходность действительности.
Мысли меня обволакивали словно теплое пальто, и я уходил всё дальше в себя. Но тут в мое купе зашёл человек, который оторвал меня от всех этих размышлений. Я взглянул на него - ничем не примечательный парень лет 20-23, обыденная молодёжь. Но в его глазах уже отражалась не безбашенность и желание веселья, а одиночество и поиск покоя и тишины.
Он быстро занял свободное место, воткнул наушники и повернулся лицом к стене. В нем было что-то знакомое, то, что было так давно, но я не стар и ещё помню. Он напоминает меня в его возрасте. "О чем он думает? Куда он едет?...
И зачем?..." - этот вопрос занимал мой разум более всех остальных.
Не удержавшись, я тронул парня за плечо:
- Извините, прошу прощения за беспокойство, но что вы слушаете?...
Он посмотрел мне в глаза с выражением усталости и безразличия. Парень молчал.
Полминуты раздумий всё же привели его к решению, что проще ответить, чем проигнорировать. Он вынул один из наушников и предложил мне.
Я осторожно взял наушник, там ничего не играло. С удивлением я спросил:
- Вы любите слушать тишину?...
Он ничего не ответил. Я и так всё понял...
Видимо, собеседник мне попался ещё тот. Я надел очки и стал смотреть в окно. Как неожиданно мой попутчик снял наушники и спросил меня:
- Вы любите дождь?...
Ответ последовал не сразу.
- Конечно, я люблю дождь. Люблю, когда теплые капли падают на мое лицо, когда так легко дышать, я чувствую, что свободен!
- А вы? Почему вы спросили про дождь?...
Попутчик слегка нахмурил брови и задумчивым взглядом окинул меня. В нём не было желания особо продолжать беседу, но он всё же он ответил немного прокуренным тихим голосом:
- Знаете, я бы, конечно, мог сослаться на то, что вскоре грянет гроза, но, как вы сами видите, за окном ни облака.
Эти слова прозвучали грубовато, однако, стало ясно, что простой отмазкой он не хотел скрывать искренних причин своего вопроса.
Парень продолжил:
- Многим людям нравится дождь, хотя стольким же и нет. Но видеть в нём лишь капли с неба не правильно для меня, - он пристально посмотрел мне в глаза, - Вы заинтересовали меня. Конечно, не своим типичным ответом, а словами об ощущении свободы.
Его ответ заставил меня призадуматься. Я снял очки и с минуту смотрел в пол купе. Колеса поезда монотонно стучали и, поддаваясь их ритму, я обрёл какое-то странное спокойствие и уют. Взглянув на собеседника я спросил:
- Что для вас свобода? Вы ведь так юны, смогли ли вы уже познать лишения?
Он ещё пристальней углубился в меня своими тёмно-серыми глазами и усмехнулся:
- Знаете, возможно да, а возможно и нет.
Эти слова заинтересовали меня.
Помолчав, попутчик решил докончить свой ответ:
- Свобода есть то, чего у нас нет. Мы все не свободны, думаю, вам известно это более, чем мне. И именно этого вы не признаёте.
Протерев очки и, смотря в окно, я задал вопрос :

- Если свободы нет то, что сделать, чтобы ее обрести? В чем выражается? Как ее постичь? Или это недостижимая величина, которую я ищу.
- Вы не ищите, вы бежите от понимания того, что её нет.
- Видимо я задаю много вопросов, на которые нет ответов. Увы, мой возраст ещё не тяготит меня, и я столько в жизни не видел.
- Хах, прошу прощения.
Вам стоит проявить немного терпения, и я отвечу на всё, -
Парень опустил усталый взгляд на кровать. В какой-то мере я пожалел о своей нападке на него, ведь, похоже, что состояние у него не лучшее.
Странный собеседник лёг, отвернувшись к стене и вскоре уснул. А я остался наедине со своими мыслями и догадками.
Просидев около часа, уснул и я. Тьма окутала мои глаза, и я забылся. Через часа три проснулся и увидел, что тот парень сидит и молча смотрит в окно, докуривая свою сигарету. Дым от нее распространялся так медленно и обволакивал постепенно купе, оставляя атмосферу таинственности.
- С пробуждением. Если я вам мешаю, то могу выйти, - холодно поприветствовал он меня.
- Нет, останетесь. Вы не мешаете.
- Что ж, - ответил парень, докурив сигарету, - вас интересует, что есть свобода в моём представлении?
- Да, меня интересует это понятие, что есть свобода в понимании столь юного человека?
- Да, меня интересует это понятие, что есть свобода в понимании столь юного человека?
- Свобода - это несбыточная мечта. И, думаю, вам это известно это более других.
Мы пленники. Пленники общества, пленники своих мыслей, пленники законов и морали, пленники работы, пленники собственных взглядов и мнения, пленники дорогих нам людей...
Мы пленники самой жизни, - с долей грусти заключил парень.
Стук колес поезда выбивал свой ритм, я планомерно покачиваясь пытался переварить слова юноши.
- Свобода...
Прошептал я и замер...
Юноша улыбнулся. И улыбка это навсегда запечаталась в моей памяти. Невероятно было увидеть столь прекрасный момент счастья на столь грустном и потерянном лице с бледным оттенком кожи, синяками под глазами, в которых можно утопить весь мир, и с таким пронзительно-печальным взглядом.
Его слова были мне давно известны, хотя я не желал признавать этого.
Он собрал свои вещи, ожидая остановки на станции.
Наши пути, пересёкшиеся на какие-то сутки, разошлись, как два поезда, уходящих каждый в свою вечность. Это был просто разговор или нечто большее мне ее ведомо познать... Но свобода осталась в сердце навсегда!...


Рецензии