Семейное счастье

Олег с Леной жили вместе шестой год. Жили скверно. Не сложилось их семейное счастье. Олег этого как будто не замечал. Именно из-за того, что Олег ничего не замечал, Лене было ясно, что семья не удалась. И почему, ей тоже, наконец, стало ясно: муж разлюбил. И ничего с этим нельзя было поделать. Он ни в кого не был влюблён, нигде не задерживался.. Но её он разлюбил.
   Когда Лена это поняла, она устроила мужу грандиозное объяснение, пытая, любит он её или нет. Но муж только отмахнулся от неё.
   Лена обиделась и решила продемонстрировать ему, что тоже разлюбила. Не стала обращать на него внимание. Но он ничего не замечал. Можно было сойти с ума от такого равнодушия.
   Лена не могла долго этого выдерживать и сменила тактику. Надо, чтоб он её заметил! К чёрту экономию! И Лена начала щедро тратиться на наряды. Он удивился, но смирился. Ему опять было всё равно.
   И Лена решилась на крайние меры: мешать ему спокойно жить. Правду говорят: беда всему научит. Тихая, бесхарактерная Лена научилась кричать на супруга, ругать за всякие мелкие промахи: пусть лучше его ненависть - всё-таки какое-то чувство - чем безразличие.
   Муж сначала возмутился. Но вскоре стал безропотно покорен. Лена перешла к террору. Но его ничем нельзя было вывести из равновесия.
   Наконец, у неё кончились все силы и эмоции. И однажды, после приступа ярости, она заявила мужу, что жить с ним больше не будет. Он приготовился было пропустить мимо ушей очередной поток обвинений и обид. Но она не кричала. Олег с некоторой заинтересованностью поднял глаза на её красное, некрасивое от слёз лицо, и встретился с измученным, но твёрдым взглядом.
   Сегодня Лена не была зациклена на своих переживаниях. Сегодня она могла слушать. Ей непременно нужно было знать, что у него на душе. Контакт между супругами наметился. Олег сел за обеденный стол. Лена молча поставила чайник, приготовила чашки для чая.
- Ты не любишь меня, - низким усталым голосом заключила она.
- Почему? Люблю. Не отрицаю: я эгоист. Но ты сама не хочешь меня понять. Дело не в том, что я разлюбил. Я устал. Три года без отпуска, смена - то в день, то в ночь - попробуй-ка ты.
   Ты упрекаешь меня, что я на работе иногда отдыхаю, но это не отдых, когда на работе нет работы. Этот "отдых" изнуряет ещё больше.
   И мне нужно увидеть мать: возле неё я почувствую себя отдохнувшим. Я часто думаю о ней, о родном доме. Ты же криками прерываешь мои мысли, и я не хочу тебя слушать. Мне тяжело ходить, тяжело думать, а надо - чтобы накормить и одеть семью.
   Я не могу работать там, где мне бы больше нравилось: там меньше платят. А я должен думать о достатке семьи. Давай не будем больше ссориться.
- Никогда?
- Никогда.
- Ладно, попробуем.
   Пока шёл разговор, дети молча занимались какими-то своими нехитрыми делами. Сыну 4, дочке - 2 года, казалось бы: что они понимают? Но, увидев добрые улыбки отца и матери, дети тут же подлетели к отцу. Началась весёлая возня. А Лена стала готовить ужин.
   Потом дети, удобно устроившись на диване с отцом, смотрели вечернюю сказку.
   Ничего особенного не произошло. За окном по-прежнему отцветала осень. Но впервые за последние годы Лена была спокойна и счастлива. Муж так и уснул перед телевизором. Дети (как много значит для них, когда дома счастье!) без всяких каприз, сами, с большим старанием убрали за собой игрушки и легли спать.
   Лена включила свою любимую музыку (сегодня все мелодии звучали как гимн счастью) и ещё долго прислушивалась к своему новому ощущению - ощущению счастья.
   Она теперь точно знала, что счастье - это не краткий миг, а что-то долгое, надёжное, спокойное. Теперь, когда они с мужем поняли друг друга и решили больше не ссориться, горизонты счастья стали необозримы.
   Это было совсем новое ощущение и такое долгожданное, что не хотелось ложиться спать, чтоб оно не исчезло. Нужно было привыкнуть к нему. Все чувства последних лет - ревность, ненависть, зависть, обида - ушли в прошлое. Осталась уверенность, что счастье надёжно, надолго, если не навсегда.
   Теперь можно спокойно работать, растить детей, не завидовать чужим удачам, не хвататься судорожно за уходящую молодость. Человек всю жизнь стремится к счастью, и если он достиг его, значит, пролетевшие годы прожиты не зря.
   Так думала Лена, слушая музыку и заканчивая обычные домашние дела, которые сегодня не казались в тягость.
- Он меня любит! - Сегодня Лена поверила этому, и жизнь стала лёгкой и радостной.

1987


Рецензии