C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Из захолустья памяти. 7 глава

Кто-то, прочитав мои последние записи, может решить, что профессия проблемолога не требует особых усилий, если ты берёшь на вооружение дар, данный тебе Небесами. Хорошо, когда тайны человеческих сердец у тебя как на ладони. Увидел причину, устранил её, и все проблемы решены. Но что толку от моих способностей, если человек, которому ты оказываешь помощь, не хочет даже сам себе помочь?

Вспоминаю одну историю. Я только-только вышла на работу после длительного перерыва. Старых клиентов растеряла, а новых ещё не приобрела. У меня масса свободного времени. Потихоньку занимаюсь наведением порядка в своём кабинете. И вдруг взрывает тишину телефон.

Звонок звучит тревожно, словно набат. Я невольно вздрагиваю. Наконец, собравшись с духом, поднимаю трубку и слышу женский крик:         
- Помогите! Я погибаю!
- Что у вас случилось? Говорите, я вас слушаю, – понимая, что разговор будет долгим, усаживаюсь в кресло.
 
Там, на другом конце провода, слышатся всхлипывания. Я тщетно пытаюсь среди обрывочных сумбурных фраз уловить смысл сказанного:
- Я вас не понимаю. Расскажите, что у вас случилось, я постараюсь вам помочь.
Потихоньку женщина успокаивается:
- Я плохо говорю… на русском.
- Ничего, разберёмся. Вы подъехать ко мне можете? Я вам назову свой адрес.
- Нет, я живу в другом городе… Лежу в больнице… Мне соседка по палате дала ваш номер телефона... Она мне посоветовала к вам обратиться.
- Как вас зовут?
- Меня? Это… Зульфия, – в голосе чувствуется смущение.
«Предположим», – я внутренне настораживаюсь. Если человек боится назвать своё настоящее имя, значит сильно напуган. 
- Давайте не будем терять время. Объясните вкратце суть дела.
Она, с трудом подбирая нужные слова, пытается объяснить, что случилось. Слово за словом начинает проясняться картина.
Оказывается, это не женщина, а девочка-подросток. Она старшеклассница.
Лежит в больнице после неудачной попытки суицида, и к тому же у неё серьёзные проблемы с сердцем. Недавно умерла её мама – самый близкий и родной человек. Отец и раньше был деспотом, из-за чего мать умерла (сердечный приступ), а после её смерти он совсем озверел: кричит на дочь, унижает, обзывает, а если она что-то не успела сделать по дому, то может и избить. Денег на школу не даёт, всё пропивает. Девочка терпела сколько могла, пока однажды отец не напился так, что потерял человеческий облик. Он набросился на неё, как зверь, и стал срывать одежду. Ей удалось вырваться и убежать, и она какое-то время пряталась по сараям и чердакам. Вконец изголодавшись, вернулась домой в надежде, что отец одумался. Но он, увидев дочь, влепил ей такую затрещину, что она уже плохо помнила, как бросилась к аптечке и выпила целую горсть каких-то таблеток. Очнулась уже в больнице. Домой возвращаться боится. Как дальше жить не знает. Что делать? Помогите!
 
Помочь себе в этой ситуации может только она сама. И я начинаю ей подробно объяснять, что здесь можно сделать:
– Надо привлечь родственников, школу, полицию, одним словом – общественность.
Но девочка об этом даже слушать не хочет:
– Что вы?! Он меня убьёт! Отец предупредил, что, если я кому-нибудь расскажу, он меня убьёт! Нет! Я не могу!

Страх! Это мощная сила, которая блокирует волю человека. Лучше погибнуть от рук пьяного отца, но только не борьба. Бороться она с ним не может. Здесь и комплекс жертвы; и пример матери, покорно сносящей издевательства мужа; здесь и постоянные угрозы отца; и восточная кровь. Там уже в крови, в генах, авторитет главы семейства беспрекословен. Против отца она не пойдёт. Но она несовершеннолетняя, школьница, уйти от отца и жить отдельно не сможет. Негде и не на что. Что делать? Как помочь девочке?

Боже, как трудно работать дистанционно. Я не вижу её, не чувствую, а она меня.  Между нами огромное пространство. Немного подумав, спрашиваю:
- На теле есть гематомы после рукоприкладства отца: ссадины, синяки, царапины?
- Есть. Врач, когда осматривал, спросил: «Откуда?». Ответила: «С чердака упала, когда старые вещи туда перетаскивала». Рядом находился отец, я боялась врачу сказать правду.
Понятно.
- Ну, а где родственники?
- В нашем городе живёт больная бабушка – мамина мама, но отец с ней общаться строго-настрого запрещает. А ещё у меня есть старшие братья и сёстры, но они живут далеко, в других городах, у них свои семьи.

Едва ли кто-то захочет забрать её к себе, да и она не может переехать. Здесь надо школу заканчивать. Тупик! Остаётся только одно: найти здание повыше и головой вниз. (Но этого я ей не сказала, про себя подумала).
Ну, как запуганного человека, находящегося длительное время в стрессовой ситуации, убедить, что она находится под защитой закона. Тем более, что она ещё ребенок. Как ребёнку объяснить, что «спасение человека – дело рук самого человека»?
Я предпринимаю попытку:
- Домашние садисты по своей натуре – трусы, они смелые только с беззащитными женщинами и детьми. Но, когда подключается общественность, они становятся тише воды и ниже травы. Больше всего на свете они бояться гласности и полиции. Но она даже слушать не хочет. Бесполезно. Блок! На все мои аргументы у неё куча своих контраргументов…
 
Я бьюсь с ней день, бьюсь другой, бьюсь третий. Чтобы девочка меня услышала, надо завоевать доверие. Разговариваем о жизни, о друзьях, о школе, о мальчике, который ей очень нравится, но... с ним встречаться запрещает отец. И мы опять возвращаемся к отцу. Как только девочка вспоминает о нём, сразу же замыкается, закрывается и не идёт на контакт. Отвечает односложно: да... нет... не знаю.
О-о-ой! Что делать? Ломать стереотипы мышления, (если человек не понимает, что причины проблемы в нём самом) дело непростое, а, подчас, и бесполезное.
Надо что-то придумать! И я, исчерпав все свои доводы, хватаюсь, как утопающий за соломинку разговором о её вере.
- Ты в Бога веришь?
- Конечно!

Оказывается, она выросла в мусульманских традициях. Верит в Аллаха. Ну может быть оно и к лучшему. Потому что, если бы она верила во Христа, было бы ещё хуже. Библия учит терпению, смирению и кротости. А я из своего профессионального опыта знаю, что терпение рано или поздно доходит до критической точки. И тут случается переворот: жертва превращается в палача, а палач в жертву. Жертва, устав от насилия, хватает в руки нож и убивает своего палача. В женских колониях немало таких «кухонных» убийц.
Собираю все свои извилины в пучок, вспоминая: что я знаю из Корана, и про Аллаха? Ничего! Только то, что и в исламе также не одобряется самоубийство. Говорим об Аллахе, о Коране, об исламе...

Практически каждый день мы с ней на связи. То она мне звонит, то я ей (когда выпадает свободная минутка). Но мы так не продвинулись ни на один шаг. Девочка видит из этой ситуации только один выход – смерть!

Вот спрашивается: где логика? Если смерть для неё спасение, тогда зачем она обращается за помощью? Да, логики в её поведении нет, это и понятно. С одной стороны она боится жить, а с другой - умирать. Видать, совсем запуталась. 

А у меня уже больше нет сил. Я устала. Иссякла! Столько сил потрачено, времени, и всё впустую. Мне уже становится всё равно, как она распорядится своей жизнью, и я в отчаянии бросаю ей вызов:

- Хочешь умирать – умирай! Это твоя жизнь, и только ты можешь оборвать её или изменить. Если начнёшь за себя бороться, то ты станешь счастливой: будешь жить у бабушки, которая тебя любит. Тем более, что она не препятствует тебе встречаться с твоим любимым мальчиком. Хочешь быть счастливой – стань ею! Я больше ничем не могу тебе помочь. Прощай! – и я отключаю телефон.

Проходит неделя, другая. Я мысленно молюсь: «Господи, помоги! Я сделала всё, что только могла, но я не всесильна!» Наконец, среди многочисленных звонков клиентов, слышу весёлый голос девочки. Мой первый вопрос:
- Ты как?
Отвечает:
- Хорошо! Я позвонила бабушке и всё ей рассказала. Она позвонила моим старшим братьям и сёстрам. Они все приехали, промыли отцу мозги, забрали мои вещи. Сейчас живу у бабушки, встречаюсь со своим мальчиком. Готовлюсь к выпускным экзаменам. Спасибо вам, вы меня спасли.
Облегчённо вздыхаю:
- Девочка, ты сама себя спасла! Спасла тем, что, преодолев безумный страх, стала бороться за своё счастье. Молодец! Ты сдала экзамен Жизни на «Отлично»!


(Продолжение - http://www.proza.ru/2019/09/09/955)


Рецензии
Юность - опасный возраст, особенно, если нет рядом близких и надёжных взрослых. Хорошая глава!

Нина Джос   13.03.2020 14:12     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.