Немного о текстах русского рока

 Однажды в автобусе услышал фразу диктора на каком-то радио: "Совершенно непонятно, о чем спела группа "БИ-2", но спели круто". Эта фраза и спровоцировала меня на эту, в общем-то, давно задуманную статью о музыке. Точнее даже не о музыке, а о текстах песен. По возможности буду двигаться по времени в обратную сторону - от дня сегодняшнего в прошлое.

Итак. Совершенно непонятно о чем спела группа. Беда всей современной музыки. Текст представляет собой комбинации удачно подобранных слов, зачастую в сумме не дающими никакой осмысленной картинки. Вроде бы и звучит круто, и даже какие-то обороты цепляют, но непонятно о чем. Песня вывозится за счет плотного мощного звука, что само по себе, конечно, неплохо, но всё-таки хотелось какой-то идеи. Про разные ляпы умолчу по причине того, что далеко не все запоминаются. Вспомню только один - у "Ночных снайперов". Сто-пятьсот раз слышал эту песню и только с полгода назад почувствовал какой-то диссонанс. "Кто в жизни король, тот в любви королева". Может быть, найдется кто-нибудь, кто объяснит мне сакральный смысл этой фразы?

Но случаются приятные исключения. Иногда приятно послушать "Немного нервно", Каина Л., "Город 312" и других. Но о них не будем - мой мозг еще не настолько переработал их творчество, чтобы я мог свободно о нем рассуждать. Скажу одно - услышал я, что это хорошо.

В конце девяностых опять же в маршрутке услышал припев: "На одной ноге стою / На самом краю. / Что здесь делаю не помню, / Просто стою. / Может, в небо улечу / у всех на виду, / Только не толкай, / А то упаду." Текст гениален в своей примитивности. Такие тексты следует высекать метровыми буквами в мраморе. Притом, желательно заставить это делать автора. Чтобы думали. Но при визуализации картинка получается прикольная.

И раз уж заговорили про визуализацию. Беда многих "поэтов-песенников" в том, что они не визуализируют свой словесный ряд. Многих перлов тогда можно было и избежать, но с другой стороны, без перлов скучно.

Но продолжаем двигаться назад. Движение весьма дискретно, многое будем просто оставлять без внимания, иначе будет бесконечно долго, а потому скучно. В конце 90-х я услышал Арбенина с его "Зимовьем зверей". Сразу стало понятно, что Арбенин гениален. Много текста, насыщенного всевозможными образами и, как это можно назвать, "системой перекрестных ссылок". Константину мало было создать в песне яркий видеоряд, ему надо было вставить рядом с картинкой ссылку "см. сюда", и это хорошо. Самое сложное - это понять, что это именно ссылка. Для этого надо знать исходный материал используемых произведений. От древнегреческого эпоса до творений русско-советского рока, до которого мы еще доберемся. Ленинградец Арбенин часто выступал в одной обойме еще с двумя питерцами - Комаровым и Башаковым, но Башаков долгое время был для всей страны не более, чем создателем песни "Кто такая Элис?" (неплохой, кстати, ремейк нежно любимых "Смоков"), а Комаров лично меня "взял" не как текстовик, а как композитор и аккомпаниатор. Девятиструнная гитара, на которой он творит чудеса - не видел бы вживую, подумал бы, что писали несколько партий накладками. Послушайте, очень рекомендую. Всех троих.
А теперь, как и обещал, нырнем в трясину (зачеркнуто) пучину русско-советского рока. Неглубоко нырнем, возле поверхности, потому как там как в сказке - чем глубже тем страшнее. Вдали от поверхности можно нарваться на каких-нибудь "Инструкцию по выживанию" или "Автоматических удовлетворителей", а уж что творится в самых глубоких глубинах.... Брррр.... Свят-свят-свят, чур меня, чур! Сразу оговорюсь, что всех, о ком я буду тут говорить, я люблю самой нежной любовью, ибо это и детство мое пионерское, и юность моя комсомольская в одном флаконе. Это то, что слушалось на магнитных лентах в сто второй копии. Вы пробовали расслышать музыку и расшифровать тексты в сто хотя бы первой копии? Попробуйте, и Вы посочувствуете археологам, расшифровывавшим древнеегипетскую клинопись.

Русский рок прямолинеен. Он прям, как копье и линеен, как зависимость y=ax. Если Виктор Цой сказал Вам, что "белый снег, серый лед на растрескавшейся земле", то в тексте нет ничего кроме белого снега, серого льда и растрескавшейся земли. И не надо рыть глубже, это всё от лукавого. Но Цой со своим "Кино" был очень хорош и необходим в конкретное время и в конкретном месте. А именно - в восьмидесятых в Советском Союзе. Ах, как мы орали его "Алюминиевые огурцы"! А сегодня хоть кто-нибудь расскажите мне, о чем это? Есть легенда, что песня навеяна поездками на сельхозработы (была тогда такая практика, кому интересно - расскажу отдельно). Мы с одногруппниками тоже сочинили песню в колхозе. Но это тоже другая история. А Цой... Цой - это феномен. Основной его плюс - он был понятен, но не попса. Потому что слушать "попсу" для многих было "впадлу", уж извините за лексикон того времени. Хотя, между прочим, сам Виктор всегда считал "Кино" поп-группой и вполне официально заявлял, что "косит" под "The Cure"...

Шевчук мог быть хорошим поэтом. В первых его песнях, еще акустических, были весьма милые стихи, даже что-то "серебрянновековое" проскакивало. Но - не сложилось. Хотя подарил нам массу замечательных вещей. Концертник "Черный пес Петербург" был заслушан мною до дыр. Это было какое-то колдунство. Кроме текстов там было четкое осознание того, что Шевчук просто мастерски управляет настроением огромного зала, заставляя его то взлетать, то падать. Волшебство, уж не знаю, доброе или нет. А вот дальше Юрий Юлианович разочаровал. В следующих своих альбомах он выплеснул такое количество негатива в раскрывшиеся души слушателей, что и говорить об этом не хочется. Притом негатива кокого-то своего личного, который нормальные люди наружу и не показывают вовсе. Да и бог с ним, спасибо за то, что было раньше.

И Кинчев. У него всегда в текстах было много пафоса, но сначала это не бросалось в глаза. А потом - чем дальше, тем больше. "БлокАда" с ее "компромисс - не для нас". Немножко разбавилось все это "Шабашом", но ненадолго. Честное слово, религиозность и псевдопатриотизм - это совсем не то, чего я ожидал от Кости Панфилова. До сих пор нежно люблю его "Доброе утро", "В сторону леса" и "Лунную воду"...

А про БГ мы не будем. Просто - не будем и всё.

И Майк. Тот, который Науменко. Тот, который "Зоопарк". Тот, которого подрастающее поколение знает исключительно по фильму "Лето", не имеющим, на самом деле, ничего общего ни с Майком, ни с Цоем кроме песен. Хорошо, что песни Цоя пел Цой. И хорошо, что песни Майка пел Зверь. Но пел он их не по-майковски, а по-зверски. Не скажу, что это плохо, но, если Вам интересна атмосфера того времени, послушайте именно Майка. Он хорош. Он чертовски хорош, разрази меня гром. И он действительно хорошо знал западную музыку того времени, хоть знать ее было в те времена очень тяжело. Не любили ее у нас официально. У нас тогда много чего официально не любили. А Майк очень неплохо перепел многие "их" вещи на "наш" лад. Но незаслуженно забыт. Может быть потому, что в смерти его не было совсем никакой романтики. Смерть вообще скверная штука, а Майк умер в своей квартире после травмы головы просто потому, что его поздно там обнаружили и уже не успели спасти...

И в заключение - о человеке, от которого есть-пошел русский рок, вернее текстовая его составляющая. Александр Башлачев. Поэт с большой буквы. Как он играет со словами! Он жонглирует ими, плетет из них многослойные кружева, сплетает несколько слов в одно, а потом другое слово распускает на несколько. Про его стихи - а это именно стихи, а не тексты песен - бессмысленно говорить. Это надо услышать. И не единожды. С первого раза Вы в лучшем случае поймаете первый смысловой слой, а там их не два и даже не три.

"Имя Имен в первом вопле признаешь ли ты, повитуха?
Имя Имен... Так чего ж мы, смешав языки, мутим воду в речах?
Врем испокон - вродь за мелким ершом отродясь не ловилось ни брюха, ни духа!
Век да не вечер, хотя Лихом в омут глядит битый век на мечах."
/конец цитаты/

Хорошего прослушивания!


Рецензии