Братья Стругацкие, Стажеры

 Есть один старый анекдот. На международном фестивале-конкурсе скрипачей после подведения итогов победителю вручают скрипку Страдивари. У скрипача в глазах слезы. Один из участников, входящих в состав советской делегации, спрашивает другого:

- Да что он в ней нашел? Скрипка как скрипка...

Но что тот ему отвечает:

- Пойми, для него эта скрипка - как для тебя маузер товарища Дзержинского.

Сегодня я держу в руках если не сам маузер, то, как минимум, гильзу от его патрона. Или даже сам патрон.

Уже собираясь уходить из букинистического магазина "Книжная лавка" я совершенно случайно обратил внимание на невзрачный темный томик. И обомлел, взяв его в руки. Потому что этот томик оказался первым изданием "Стажеров" братьев Стругацких. В душе возникло ощущение чуда. Первое. Издание. "Стажеров". 1962 год. Москва, "Молодая гвардия", тираж 115 000 экземпляров. Я видел несколько вариантов изданий. И как минимум два есть у меня дома. Но... Но ведь это - ПЕРВОЕ!

Третий роман двух Мастеров. Перед ним были "Планета Багровых туч" и "Путь на Амальтею". Важная точка в творчестве мэтров. В отличие от двух предыдущих романов в этом придуманный мир будущего более реален и многообразен. В "Планете" по сути соблюдается единство места действия - жестокая планета Венера. Кратковременные упоминания полигона и космодрома не в счет. В "Пути на Амальтею" выдуманный (а, может, подсмотренный) мир разрастается до борта "Тахмасиба" и далекой исследовательской станции на окраине Солнечной системы. И только в "Стажерах" мы видим такое невообразимо большое количество мест. И международный космопорт в Мирза-Чарле, и Марс с его загадками и казусами, и пояс астероидов с атавизмом в виде космических "золотых приисков", и исследовательские станции по всей Солнечной системе. А еще мы встречаем многих и многих людей. И у каждого свой характер, своя манера поведения, свои увлечения и проблемы. И все они так реальны, как будто написаны с натуры.

Я бы назвал "Стажеров" генеральной репетицией романа "Полдень, XXII век", который весь построен именно на рассказах о разных местах и всевозможных людях, связанных воедино общим местом действия, общим временем и общими целями в жизни. В "Полдне" мы видим, каким стал мир "Стажеров" через полтора столетия. И, черт побери, в этом мире хочется не только жить, но и работать. А это очень важный момент.

И еще. В "Стажерах" Стругацкие, на мой взгляд, точно и окончательно определили для себя следующий принцип - ни одно открытие, ни одно дело не стоят человеческой жизни. Рисковать собой человек имеет право ради лишь одного - ради спасения жизни другого человека. И этот принцип сохраняется во всех последующих повествованиях о Полдне человечества. И, сознаюсь, я, хоть и перечитал "Стажеров" уже несколько раз, до сих пор не могу спокойно читать о гибели Владимира Юрковского и Михаила Крутикова. Мне всегда до последнего момента верится, что всемогущий Быков, который вытащил их не из одной передряги, и в этот раз успеет...

Но не будем о грустном. Впереди у меня еще одна встреча с самым началом мира Полдня. Потому что теперь есть повод перечитать "Стажеров". Еще раз испытать радость от встречи со старыми знакомыми. А заодно и сравнить, есть ли разница между первым изданием и "каноническим" вариантом...


Рецензии