Былинные земли. Путешествие в Бели, часть 2

(Продолжение)

ТАМ СЕЛИЛСЯ БОГ ПЕРУН

Этим летом мы предприняли попытку восстановить маршрут южной части улльского перехода, отправились по предполагаемому бывшему руслу славной речки. Компанию мне составил житель Веребок, следопыт, исследователь географического и археологического местного наследия Василий Хацкевич.

Мы начали свой путь с небольшой возвышенности на северо-западной стороне деревни, прилегающей к Береще. Невысокая пологая горка называется Перуниха. В период всеобщего антирелигиозного настроя название исказили, оно звучит сегодня неприлично, однако сути не меняет: в древности место служило ареной, где люди поклонялись своим Богам. Такой вывод сделали минские ученые, обследовавшие взгорок. Перуниха – в честь Бога Перуна, которого почитали древние жители.

Мнение не беспочвенное – на вершине холма лежит камень с изображением креста, которому очень много лет. И дорога уникальная. Она служила для связи двух возвышенностей - Пышнянского и Лукомского. На карте 1795 года, которую любезно предоставил один из ведущих историков Беларуси Вячеслав Носевич, хорошо прослеживается древний маршрут, обозначенный "из местечка Краснолуки". Карта составлялась на православном языке, так как территория была присоединена к Российской империи. Маршруты, указанные на ней, еще "досистемные" - то есть, до строительства великого торгового пути: Березинской водной системы. Из Краснолук, а это вблизи Борисова, пеший путь лежал в обход березинских болот, на Пышно, где сворачивал к Березино, и далее в Вилейку и Вильно. Путь был долгий, через ряд речек, вброд. Один из них был у деревню Веребки, которая стояла на западном берегу озерного стока. Я слышал разные версии происхождения Веребок, но главной считалась "системная", то есть связанная с устройством Березинского канала. Ан нет. Указанная карта наглядно отобразила семантику. Веребки от слова "вербна", а это значит, что название впитало религиозный подтекст. Что ж, вполне логично. Территория на протяжении веков входила в состав окоема, выделенного для процветания Виленского бернардинского монастыря.

Вторая карта нарисована спустя пятнадцать лет, в 1810 году, и отобразила первые перемены, связанные с устройством системы. На этой карте хорошо видно, что в области Вербны проложен выпрямляющий участок канала, и название уже соответствующее - Веребки. И профиль "из Краснолук" сориентирован в сторону Оконского озера. Шли на Селище, сокращая путь. А за Перунихой начиналась развилка, откуда уходило ответвление к Лепелю - на Стаи и Полоцк. По нему попадали к Святому озеру, где еще пятьсот лет назад указывалась церковь Николая Чудотворца.

Спустившись с вершины Перунихи, можно пройти пару верст назад - к точке, где нашли древнее поселение приозерных жителей. Там начиналась Березинская низменность, заполненная многочисленными водоемами. Регион был необыкновенный. Топонимика намекала на некую оконечность. На более старой карте там выделялись два похожих озера - Оконово и Оконица, и берег был усеян тремя поселениями с похожими названиями: Оконье и Оконица. А в сторону Вербны лежали еще два населенных пункта - Будище и Дедница. На последующей карте их уже нет, что возможно связано с устройством канала. Да и озеро Береща отсутствует, сток в канал обозначен из Оконского озера. Непонятно и загадочно, что подогревает интерес к прошлому.

А более необыкновенным выглядит поиск древних предметов. Среди археологических находок обнаружены раритеты, которым по нескольку тысяч лет. Есть и такие, что свидетельствуют о взаимопроникновении культур. Так, бурштын (янтарь), найденный на Дубовце, указывает на тесные связи с северными народами.

(Продолжение следует).

На снимке: вид с Перунихи.
04.09/19


Рецензии