Первый наместник

ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛ П.А. РУМЯНЦЕВ –
ПЕРВЫЙ НАМЕСТНИК КУРСКОГО КРАЯ

Петр Великий (1672-1725), в целях более эффективного управления страной, разделил ее на несколько губерний и ввел должности генерал-губернаторов. В соответствии с этим Курск и Посеймьем вошли в состав Киевской губернии.
Во времена царствования императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761), после очередной государственно-административной реформы, число губерний увеличилось. В связи с этим реформированием Курский край, начиная с 1749 года, стал входить в состав Белгородской губернии.
Потом не стало Елизаветы Петровны. Следом закончился короткий срок царствования Петра III (1728-1762). У руля российской государственной власти прочно обосновалась императрица Екатерина II (1729-1796), расправившаяся не только с собственным супругом-императором, но и с самозванкой княжной Таракановой, и с потенциальным претендентом на российский престол Иваном Антоновичем (1740-1764), и с Емельяном Пугачевым (1740-1775). А Курский край по-прежнему продолжал входить в состав Белгородской губернии.
Город Курск, утеряв значение города-крепости, превратился в заштатный провинциальный городишко, коих на просторах Российской империи было предостаточно. Но вот наступил 1780 год, и, вследствие новой государственной реформы, по Указу императрицы Екатерины II, в феврале месяце  было образовано Курское наместничество. Это нововведение обещало поднять статус Курска на более высокий уровень.
Первым наместником в Курске самодержавной волей императрицы был назначен  уже прославившийся не только в России, но и в мире, генерал-фельдмаршал Петр Александрович Румянцев-Задунайский (1725 – 1796).
В личном багаже полководца были уже поход против Пруссии в 1757 году, участие в звании генерал-поручика в сражении под Франкфуртом в 1759 году. За последнее сражение он был награжден императрицей Елизаветой Петровной орденом Святого Александра Невского. В его послужном списке были и взятие прусского города Трептау, и осада и взятие Кольберга в 1761 году, когда трофеями для победителей стали 2903 пленных вражеских солдат, 146 орудий, 33 тысячи ядер и бомб, 500 тысяч пуль, 20 знамен и большое количество провианта. За взятие Кольберга Петр Александрович новым императором Петром III был произведен в генерал-аншефы, а также награжден орденами Святой Анны и Святого апостола Андрея Первозванного.
 А еще в его багаже были громкие победы во время русско-турецкой войны 1768 – 1774 годов: взятие Хотина и Ясс, крепости Журжа, победы над турками у Рябой Могилы и у речки Ларги в 1770 году. За победу у Ларги императрица Екатерина II наградила его орденом Святого Георгия первого класса. За этим последовала победная битва на реке Кагул, когда в один из критических моментов сражения Петр Александрович лично повел гренадер в штыковую атаку и опрокинул неприятеля в «волны Дуная». Призом победителей стали «весь турецкий лагерь, 140 орудий,  шестьдесят знамен, множество военных снарядов и две тысячи пленных». И около сорока турок погибли как во время сражения, так и в волнах Дуная при бегстве. Императрица пожаловала полководца званием графа и чином генерал-фельдмаршала, а солдаты – приветствием: «Ты прямой солдат».
После Кагульской битвы им были взяты Измаил, Килий, Браилов, Бухарест, крепость Салча и осада Силистры. А в 1774 году замечательная победа над 150-тысячной турецкой армией, способствовавшая заключению выгодного для России Кучук-Кайнарджийского мира.
За эти победы к фамилии Румянцев была добавлена почетная приставка Задунайский. И к прежним наградам в фельдмаршальский ранец добавились фельдмаршальский жезл, украшенный алмазами; шпага, усыпанная бриллиантами. А еще золотой лавровый венок и масличная ветвь, также украшенные алмазами; крест и звезда ордена Святого Андрея Первозванного; медаль с изображением самого полководца; орден Черного Орла от прусского короля Фридриха, орден Святого Владимира  первой степени; сотни тысяч рублей; серебряный сервиз; картины и, конечно, тысячи крепостных душ.
Кроме того, в багаже графа и генерал-фельдмаршала числились успешные дипломатические и государственные дела, способствовавшие возвеличиванию Отечества. Нашлось там место и теоретическим трудам полководца по вопросам военного искусства, как «Инструкции», «Образ службы», «Мысли» и др.
Ко времени назначения на Курское наместничество Петр Александрович (от брака с княжной Галицкой, Екатериной Михайловной) имел трех сыновей – Николая, графа и будущего государственного канцлера; Сергея, графа и будущего тайного советника; Михаила, обер-шенка.
Конечно, Петр Александрович не мог похвалиться такой богатой родословной, как потомки Рюриковичей или Гедиминовичей. Родоначальником их рода считался нижегородский боярин Василий Румянец, живший в XV веке. К их роду принадлежал и прадед Петра Александровича – воспитатель Петра I боярин Матвеев, павший от рук взбунтовавшихся стрельцов в 1682 году.
Отец полководца, Александр Иванович Румянцев (1680 – 1750), был близок к Петру I. Именно он вместе с графом П.А. Толстым (1645 – 1729), выполняя волю императора, ездили в 1717 году в Священную Римскую империю, чтобы задержать и доставить в Россию царевича Алексея Петровича.
Вот с таким богатым арсеналом чинов, званий и родовитых предков предстояло прибыть и начать исполнять функции наместника в Курске Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. И не только в Курске, но еще и в Малороссии и в Слободской Украине. К этому времени Петру Александровичу шел уже 55 год, так как родился он в 1725 году, вскоре после кончины императора Петра Великого.
Словом, назначенный в Курск наместник был вполне самодостаточен в материальном и морально-нравственном плане. Что же касается его внешности и психологического портрета, то, по мнению историка Д.Н. Бантыш-Каменского (1788-1850), жившего в одну эпоху с Румянцевым-Задунайским и хорошо его знавшего, «Петр Александрович был высокого роста; стан имел стройный, величественный; лицо привлекательное, чуждое притворства, всегда спокойное. Важная походка придавала ему гордость. Он отличался превосходной памятью и крепким сложением тела. Не забывал никогда, что читал и видел, не знал болезней и на семидесятом году жизни своей мог проехать верхом в день пятьдесят верст. Был набожен без суеверия, благоговел перед императрицей, умевшей возвеличить Россию. Любил солдат, как детей своих, заботился о них и в поле и на квартирах. Воодушевлял храбрых воинов своей уверенностью в победе и был любим ими…». А по воспоминаниям А.В. Суворова, начинавшего полководческую карьеру под непосредственным руководством Румянцева (как, впрочем, и Г.А. Потемкин, и другие знаменитые русские полководцы), Петр Александрович почти всех своих солдат (!) знал в лицо и по имени, не говоря уже об офицерах. Однажды, спустя десять лет после знаменитой Кагульской битвы, он, проезжая через Орел, вдруг увидел своего бывшего солдата, служившего ныне сторожем. Тут же приказал вознице остановить экипаж. Соскочил и, подойдя к оробевшему «служивому», расцеловал его за былую храбрость.
Следуя дальше рассказу Д.Н. Бантыш-Каменского о характере П.А. Румянцева-Задунайского, среди прочих его положительных черт можно назвать то, что он обладал «умом прозорливым и основательным», что «соединял в себе твердость и предприимчивость», что был «неустрашим при исполнении воинских предначертаний», а также «не унывал среди опасностей и был наделен редким присутствием духа».
Не менее восторженную характеристику дал этому знаменитому полководцу и другой историк – Н.М. Карамзин (1766 -–1826). По определению Карамзина, П.А. Румянцев-Задунайский «был мудрым полководцем, знал своих неприятелей… мало верил слепому случаю и подчинял его прихотям рассудка… не знал ни страха, ни запальчивости». И так далее…
Таким вот был первый курский наместник.
Как сообщает курский краевед, журналист и литератор В.Б. Степанов к книге «Наместники и губернаторы Курского края. 1779 – 1917 гг.», граф П.А. Румянцев-Задунайский, получив назначение на новую должность, с прибытием в Курск не спешил. Привыкший все делать основательно, он потребовал от белгородского губернатора П.С. Свистунова принять меры к подготовке «казенных строений» для присутственных мест. По-видимому, кроме того, имелась нужда и в строительстве здания для самого наместника с семьей и домочадцами.
Не забыл он и о «кадрах», с которыми ему предстояло работать. Для этого в октябре 1779 года вновь требует от белгородского губернатора списки с данными о чиновниках Курского наместничества.
И как далее пишет курский краевед и литератор В.Б. Степанов, «27 декабря 1779 года при праздничном звоне курских колоколов, стечении почти всех жителей города и окрестностей, в присутствии знаменитого полководца и 389 дворян, съехавшихся из всего нового наместничества, в слободской тогда, но замечательно красивой церкви Сергия Чудотворца (нынешнем кафедральном Сергиево-Казанском соборе), была совершена литургия и прочтено императорское объявление о торжественном открытии наместничества на территории, занимаемой ныне Курской, Орловской и Белгородской областями. Отныне Курск стал первенствующим городом наместничества».
К сожалению, короткий срок нахождения в должности наместника (до июля 1781 года), не позволил ему в полной мере исполнить планы по благоустройству города и наместничества, по борьбе с мздоимством и лихоимством, по реформированию судебной системы, по развитию школьного образования и культуры. Эти планы найдут свое воплощение несколько позже и при других наместниках и генерал губернаторах.
Как говорится в книге «Курск. Очерки истории города», уже в 1782 году в Курске было 48 % грамотных людей среди купцов, 26 %  –  среди мещан. В среднем среди посадского населения мужского пола было 37 %  грамотного населения. Правда, грамотных женщин по-прежнему были лишь единицы.
С 1783 года в Курске стало функционировать училище для дворянских детей, которое в 1786 году преобразуется в Главное народное училище. А в 1794 году на улице Херсонской строится Малое народное училище с двухлетним курсом образования.
В 1792 году в Курске в здании дворянского собрания открылся первый театр и стала функционировать первая городская типография, в которой были напечатаны несколько книг, в том числе «История о городе Курске». На страже духовного здоровья населения стояли 2 монастыря, 16 церквей и 213 представителей духовенства. Население города насчитывало около17690 человек. Из них купеческого и мещанского сословия было 8140 человек – 46 % всего населения. Дворяне составляли 1,8 % населения города или 136 мужчин и 184 женщины. Несколько больше было чиновников. Они вместе с семьями составляли около 3,1 % населения, или 550 человек. Дворовых людей насчитывалось 766 человек – 4,4 %, а крепостных крестьян – 938, или 5,3 %. Остальное население города – однодворцы и крестьяне. Городской посад делился на несколько слобод, располагавшихся вокруг церквей: Солдатская, Рассыльная, Подъяческая, Городовая и Черкасская. Начали формироваться жилые массивы вокруг Преображенской, Фроловской, Николаевской Сергеевской и других церквей. Кроме городских слобод, имелись и пригородные: Стрелецкая, Пушкарная, Казацкая и Ямская.
В городе развивалась промышленность и торговля. Как отмечают исследователи данного периода времени городской жизни, в Курске насчитывалось 11 производств, требовавших специальных зданий. Из 68 кузниц 20 располагались в каменных помещениях. Кроме кузниц, в городе имелось 36 кожевенных мастерских, что говорит также и о развитии животноводства в губернии; 15 кирпичных заводиков, 7 известковых, по 1 салотопенному, маслобойному и гончарному заводику. Из всего работного люда 685 человек числились в цеховых товариществах, в том числе 130 сапожников, 50 шапошников. Торговля осуществлялась не только внутри страны, но и за ее пределами – с Польшей и Пруссией. В самом городе имелось три Гостиных двора – Большой, Малый и Верхний. Только в Большом имелось 193 лавки, из которых 145 «красных», то есть, торгующих красным товаром. Кроме того, торговля осуществлялась и вне гостиных дворов – из лавок прямо на улицах посада.
Вот такое хозяйство досталось Петру Александровичу, и он, приученный к порядку и дисциплине, с ним справлялся.
После окончания срока нахождения на Курском наместничестве, П.А. Румянцев-Задунайский был направлен в Малороссию. В 1788 году при осаде Г.А. Потемкиным-Таврическим Очакова, Петр Александрович направил армию на помощь новой политической и военной звезде на российском небосклоне. А в следующем, 1789 году, отойдя от дел, удалился в имение под Киевом, где занимался сельским хозяйством и вел частный образ жизни, много читал, что-то писал.
Умер Петр Александрович Румянцев-Задунайский 8 декабря 1796 года на 72 году жизни, пережив императрицу Екатерину II на один месяц и два дня. Похоронен в Киево-Печерской лавре, «у левого клироса соборной церкви Успения Богородицы». Недалеко от места погребения Петра Александровича его старшим сыном Николаем Петровичем был установлен памятник. Другой памятник великому полководцу был установлен и в городе Глухове.
О жизнедеятельности Петра Александровича Румянцева-Задунайского написано немало публицистических и научных работ. Большой популярностью у читателей пользуется исторический роман М. Петрова «Румянцев-Задунайский», а у кинозрителей – фильмы, снятые, в том числе, и по мотивам этого романа.

Используемая литература:
Балязин В. Сокровенные истории дома Романовых. М.: Армада, 1995. – 477 с.
Бантыш-Каменский Д.Н.  Российские генералиссимусы и генерал-фельдмаршалы. М.: АСТ,; Мн.: Харвест, 2005. –  832 с.
Биографический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Мировая история. М.: Эксмо, 2008. – 864 с.
Блонский Л.В. Царские, дворянские, купеческие роды России. М.: ООО «Дом  Славянской книги», 2009. – 523 с.
Большая Курская Энциклопедия. Том 1.  Книги 1,2,3. Курск, 2005 – 2009.
Брикнер А.Г.  Иллюстрированная история Петра I и Екатерины II. М.: Эксмо, 2007. – 768.
Века А.В. История России.. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005. – 1056 с.
Из истории Курского края. Сборник документов и материалов. Воронеж, ЦЧКИ, 1965.
История СССР. Т. 4. М.: Наука, 1967. С. 154-155.
Колосов Д.В., Вронский О.Г., Родин А.И., Шведов А.В. Великие битвы в истории России. М.: ООО «Дом  Славянской книги», 2008. – 479 с.
Кулюгин А.Н. Правители России. М.: ООО «Дом  Славянской книги», 2006. – 461.
Курск. Краеведческий  словарь-справочник. Курск, 1997.
Курский край. Научно-популярный журнал. Выпуск 2. Курск, 1998. – 68 с.
Ломоносов М.В. Записки по русской истории. М.: Эксмо, 2007. 736 с.
Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. М.: АСТ, 2006. – 704 с.
Романовы. Исторические портреты. Книга первая. Михаил Федорович – Петр Ш. М. Армада, 1997. – 602 с.; Книга вторая. Екатерина II – Николай II. М.: АРМАДА, 1997. – 683 с.
Русский биографический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. М.: Эксмо, 2007. – 928 с.
Советская историческая энциклопедия.  Т. 16. М., 1976. Стб. 237.
Советский энциклопедический словарь. М. 1988.
Соловьев С.М. История России с древнейших времен. В 15 кн. и 29 т. Книга  7, тома 13-14, книга 8, тома 15-16.  М., 2001.
Степанов В.Б. Наместники и губернаторы Курского края. 1779 – 1917 гг. Курск, 2005. – 244 с.
Халин К.Е. Полководцы России. М.: ООО «Дом  Славянской книги», 2005. – 432 с.


Рецензии