Практика

 
 

Разъяснение


Это второй из цикла рассказов "Школа".
   
1.Театр кукол               
2.Практика*
3.Овощи
4.Радиоузел
5.Школьные будни
6.Уроки и перемены


                Девятый класс. Всё, как-будто с начала. Новые ученики, другие преподаватели. Расписание другое. Из нашего дружного  8-го "Б"., после всех изменений, мы стали все-таки 9-ым "Б". Из наших остались Мэдж, Рон, Хом, Заф и я.

           В школу вернулись, ушедшие, после восьмилетки, Бах, Мэл, Пул и Шур.  Девочки тоже в основном были наши, родные.Ушли Соня и Рита. Мы радовались друг другу искренне и бурно.          

          В дополнение к основным предметам, ввели  "Производственное обучение". Идея всем нравилась. К  окончанию школы  планировалось обучить нас конкретной профессии.

         Аттестат и свидетельство о том, что выпускник является специалистом в указанной специальности. Эти документы мы должны были получить, окончив школу.

          Мальчикам предстояло учиться обслуживанию телеграфных аппаратов и оборудования  АТС. (Автоматических станций телефонной связи).

          Девочкам  "досталась" профессия оператора телефонной связи. Местной, междугородней и международной. На АТС и на коммутаторах.

         Обучение мы должны были проходить на Центральном Телеграфе. Организации серьезной и очень закрытой. Два раза в неделю, по четыре часа. Дни  "практики" надо было уточнить. На телеграфе такое делали впервые.

         У нас было три девятых класса. По 30 - 32 человека. Мальчиков было существенно меньше, чем девочек. В нашем классе было поровну, в двух других царил "матриархат".

         Мальчики нашего класса  попали в  "телеграфисты". Ребята из других классов на АТС. Девочкам еще предложили профессию  "чертежник". С обучением в одном из НИИ.  Наши  выбрали профессию телефонисток.

         Настал день начала  "практики". С утра все собрались у входа в ЦТ ( Центральный Телеграф). С нами были завуч и трое учителей. Пришли представители ЦТ и увели девочек. Потом увели АТС-ников. Нас повел в здание симпатичный, крепкий мужчина.

         Остановились мы у металлической двери, похожей на дверь тюремной камеры из кино.  Наш  "предводитель" открыл тяжелую дверь и пригласил внутрь. Дверь он сразу же запер. Мы оторопели. Это была ОРУЖЕЙНАЯ комната!

         Слева, у стены стоял металлический шкаф. Дверцы были распахнуты, а на двух полках, на  подставках  с ячейками, помещались револьверы "Наган". Штук около 30-ти. За шкафом стояла пирамида с карабинами. Мы затаили дыхание.

         - И чего ждем? Вооружайтесь! Только номер ячейки запомните! Можно брать и наганы и карабины. Смелей! -  раздался громкий голос нашего  "командира".

         Несколько секунд мы стояли молча, потом мигом разобрали револьверы. Это непередаваемые ощущения! Настоящий боевой револьвер! Как приятно было держать  его в  руке! Восторг! 

          Мы взводили курки, проворачивали барабаны, как в кино! Целились с опорой, на согнутую в локте свободную руку и  "стреляли"!

         Рон и Мэл взяли по два револьвера и изображали стрельбу  "по македонски", с двух рук. Мэдж взял наган, покрутил в руках и положил на место. Зато  ловко и с удовольствием управлялся с карабином.

         - Вот бы  "маслят" по полста на ствол! - мечтал Мэл,
демонстрируя знакомство с жаргоном.
         - Да! По полста нормально! - подыгрывал Пул.
       
          Мы с Хомом заткнули наганы за пояс и взяли по карабину. Нашему примеру тут же последовали. Передергивали затворы, целились и нажимали спусковые скобы. Здорово! Характерное  клацанье затворов радовало слух.

         Это продолжалось минут пять - семь. Потом мы вернули оружие на места. Не без сожаления, конечно.

        "Командир" спокойно наблюдал за нами. Вообще не вмешивался, не  комментировал, не делал замечаний. Когда оружие оказалось на местах, он достал пачку  "Примы", распечатал и положил на стол. Мы, как зачарованные, смотрели.

         - Не стесняйтесь, курите! - второй раз мы услышали его голос. К сигаретам никто не притронулся.
         - Можете курить свои! Пожалуйста! Покурим и начнем! У нас  объемистая программа, надо успеть! - он завоевал наше уважение легко и естественно. Посмотрел на нас.

         - За глаза Вы меня начали звать  "Боссом". Но это слово не наше, тяжелое. А  какое подходящее? Шеф - более по-русски, но не отражает ситуации. Я не шефствую, а обучаю! - он сделал паузу.

         - Надо найти приемлемое слово. И чтобы в школе не придирались. - обозначил задачу  "командир". Он говорил серьезно, но глаза его смеялись.

         - У меня предложение! Я думаю, что подходит слово "майор". На английском "Major"! То есть  "основной"! И суть отражает и звучит симпатично. - высказался я.

         - Суть отражает. Я - майор запаса! Значит утверждаем! На всякий случай: Виктор Владимирович Богданов. "Майор"! Мне нравится! - представился и рассмеялся он.

         - Я Ваш наставник. Всему, что надо, научу. Учить буду не один. По ходу разберемся! - майор обрисовал обстановку.
         - Еще раз! Курение не поощряется, но кто хочет, курите. Здесь можно!. - спокойно разъяснил он .
         - Да! Обращайтесь ко мне просто: "майор". Без  "товарища"! - не то предложил, не то приказал майор. Нам было это странно и непривычно.

         Мы переглянулись, достали свои сигареты и закурили. "Майор" Виктор Владимирович дымил с нами.  Потушили сигареты и начали.

- Сейчас разберем схему устройства коммутатора. Это телефонная станция на небольшое количество номеров. - он повесил на стену здоровенную схему коммутатора.

         Примерно двадцать минут Виктор  Владимирович  увлеченно рассказывал, как работает коммутатор. Схема постепенно из устрашающей становилась понятнее. Он  посмотрел на нас.

         - Ну! Хоть что-нибудь уяснили? - спросил майор с надеждой. Мы дружно закивали.
         - Отлично! Если что непонятно, готовьте вопросы. Еще раз. Он отпил несколько глотков аоды.

          Без суеты, без каких-либо эмоций, рассказал, как устроен и работает коммутатор. Он показывал на схеме, какие реле включают или выключают нужные элементы.

 Закончив, опять посмотрел на нас. Мы подтвердили, что стало намного понятнее. Так оно и было.

         - А мы сейчас еще разок посмотрим и разберемся со схемой! - спокойно, не раздражаясь, сказал наставник.

         Он прочел нам эту обзорную лекцию четыре раза! Это было необычно, но интересно. Потом майор сообщил, что к следующему занятию будут готовы наши пропуска.

         И тогда проведем экскурсию по Телеграфу, привыкнем к порядку и начнем учиться профессии. Он отпустил нас. Так прошел первый день. Мы провели на ЦТ четыре часа.
Скучно не было.

         Мы сидели в любимой беседке. На нее никто не покушался. Уже несколько лет здесь собирался наш класс.

         - Отец очень рад, что я в школу и в наш класс вернулся! - сказал Бах. Он сиял. Мы же рядом!
         - У нас класс необыкновенный!  Мы все дружим и учителя нас любят! - улыбаясь сказал Мэл. Хом  тихо аплодировал.

         - Мы за одно лето изменились. Девочки стали очень красивыми! - как-то раздумчиво сказал Шур.
         - Интересно, как они нас находят? Что о нас думают? - Пул сформулировал наши вопросы.

         - Шур! Ты самый красивый, тебе и выяснить легче! - смеялся Бах.
         - А просто спросить нельзя? - Хом был прагматиком.
         - У кого спросим? - спросил я.

         - У Розы! Она без  "сю-сю-сю" всяких растолкует! - подал голос Мэдж. Никто не заметил, как  подошла сама Роза.
         - Не парьтесь! Мы тоже удивлены, как мальчишки наши выросли! А вот повзрослели или еще  "в процессе", это мы посмотрим! Вот Вам без  "сю-сю"! - ответила и засмеялась она. Мы двинулись по домам.

         Все расписались в ведомости и получили пропуска. Теперь мы могли проходить через посты охраны.
. Пропуск показывали при входе и при выходе. Наряды охранников и в течение смены проверяли пропуска на рабочих местах.

         Майор показал нам и мощную аккумуляторную , как на подводной лодке, и оборудованное бомбоубежище. ЦТ  должен был и мог работать в любых условиях!

         Наконец мы вошли в огромное помещение. На специальных столах,  в трех длинных рядах, установлены телеграфные аппараты. На каждом столе по два. Стоял невообразимый шум. Одновременно работали  250 - 300 аппаратов. Это была  "большая" Аппаратная. Была и  "малая".

         - Как театры:  "Большой" и  "Малый" - не удержался я.
        -  Будут нам и опера, и балет, и драма! - радушно пообещал Заф.
         - Главное - чтобы не трагедия! - заметил  Мэдж.

         Телеграфные аппараты.  Их мы должны научиться ремонтировать. Несколько столов стояли отдельно. На них  производили мелкий ремонт и регулировку. На отдельном столе стояли отрегулированные, готовые  заменить  вышедшие из строя.

         Началось наше обучение. Каждый узел аппарата с нами  разбирал и собирал кто-то из опытных ремонтников. Мастера добивались, чтобы каждый умел обращаться с этим узлом.

         Виктор Владимирович вел теоретические занятия. Он умел донести до каждого нужную информацию. После первого занятия, мы с немалым удивлением поняли, что неплохо знаем схему коммутатора.
?
         - Виктор Владимирович! То есть майор! Если мы изучаем телеграфные аппараты, то на кой, в смысле зачем, нам сдалась схема коммутатора? - спросил Шур. Он чуть лукаво улыбался.

         - Сдаюсь! Сдаюсь! Поначалу решили, что надо Вам прочесть несколько обзорных лекций. Потом уточнили программу. Мы будем изучать только телеграфные аппараты. А  Вы молодцы! Подметили! Надеюсь, схема тоже пригодится. - он засмеялся.
         

         Мы провели только пять занятий. Потом нам сообщили, что все старшие классы едут  "на овощи". Учеба и практика возобновились через  24-ре дня.


          Нам изменили режим на Телеграфе. Мы работали два академических часа, потом часовой перерыв и еще два академ часа. Мы сразу освоили новый порядок. Почти час играли в теннис и бильярд. Между собой и с работниками.

         Это очень сблизило нас с мастерами, которые учили нас разным узлам аппарата. Они тоже весьма уважали теннис и бильярд. Хом, Шур и я занимались в секции настольного тенниса.  И сами становились для них.  "наставниками"!

         Наши пропуска позволяли проходить почти во все подразделения   ЦТ. АТС-ники таких прав не имели.  Иногда мы ходили проведать наших девочек. Чтобы попасть на АТС, следовало пройти через двор.

         Огромные деревянные катушки с разными кабелями очень заинтересовали нас. Подошли поближе. Это были многожильные телефонные кабели. На 16-ть, 24-ре и 32-ве жилы.

         Мы проведали девочек, посмотрели на их работу. У нас было интересней. Зато на  АТС было тише. Это плюс. Нам пообещали дать послушать чужие разговоры. Это было запрещено, но девочкии знали, как и что.

         На обратном пути встретили двух пареньков. Они, оказывается, жили в здании ЦТ! Одно крыло было жилым. Там  жили семьи сотрудников. С 12-ти лет всем жильцам оформлялили пропуска. Как у нас.

         Или это у нас, как у них! Домой и в город все жильцы ходили через проходную! Зато в доме было безопасно. И никогда ничего не отключали!

          Когда ребята узнали, что мы теннисисты-разрядники, то попросили дать им несколько уроков. Попросту говоря, поиграть с ними. Взамен пообещали многому научить нас. Так и договорились.

        Как-то ненавязчиво наступил Новый год. Мы все-таки были школьниками. Каникулы никто не отменял. На ЦТ  вернулись в середине января. Мы уже многое умели. Часто самостоятельно определяли причины неполадок и устраняли их.

         - Производственное обучение - это здорово! Но возникают вопросы... - начал Бах.
         - Я сейчас перечислю их, а ты скажешь, правильно ли я изложил ТВОЮ мысль - влез я. Бах покивал, помахал, как дирижер рукой и засмеялся.
         - А чего ты ржешь? Что он такого сказал? - спросил Чапа. Он был одним из  "новеньких". Очень своеобразный парень.

         - Они очень большие друзья! И у них давняя игра! То один побеждает, то другой! То есть, мы все большие друзья. Мы легко понимаем друг друга! - объяснил Шур.
         - Почти читаем мысли! А иногда не почти! Ну ты "на овощах" удивлялся иногда. Или забыл? - просветил Чапу Хом.

         - Значит, можете и передавать мысли? И на уроках? например, Заф отвечает, а ты подсказываешь? - Чапа соображал очень быстро. Каверзные вопросы  уважал и задавал их часто.

         - Нет! На уроках  мы настроены на учителя. Быстро переключиться на класс трудно. Но по мимике и взглядам кое-что понять удается. - растолковал я. Чапа кивнул.
         - С твоим аналитическим умом, ты скоро сам начнешь нес обучать! - резюмировал Рон. Чапа опять кивнул.

         Мы действительно говорили короткими фразами. Все понимали, незачем было распространяться. Договорились провести собрание, без учителей 0и обсудить наши классные дела  и  "практику". Было холодно. Пошли  по домам.

         В перерывах мы с удовольствием играли с ребятами- жильцами. Они схватывали на лету. Молодцы! Нам они показали, как  войти и выйти без пропуска и мимо охраны. Мы попробовали. Получалось без осечек. Могли,  правда попасться и внутри ЦТ. Но обошлось.

        .Еще они научили нас звонить из  "телефона-автомата" без монеты. Показали, как звонить по межгороду. Из обычного  "автомата". Бесплатно. Но звонок не мог быть долгим. Минуту-две, не больше. Почему не объяснили. Мы не спорили.

        .Так, что  "Высокие доГОВОРИВШИЕся стороны" выполнили и продолжали выполнять обещанное. Тихо и мирно учебный год подошел к завершению. Нам объявили, что месяц мы будем проходить практику.

         Работать каждый день по 6-ть часов. Что- то говорили, и о трудовом стаже и об оплате. Ничего конкретного.

         Хом, Мэл, Бах, Заф, Мэдж и я должны были работать в  "малой" аппаратной. Обслуживала она республиканские линии. Лето сразу мощно стартовало. Было жарко. Мы  были изнурены жарой.

         Девушки и женщины-телеграфистки в борьбе с жарой отбросили условности. Они сняли с себя максимум возможного. Проще говоря, многие остались в купальниках или просто в нижнем белье.

         Для нас это была большая  "нагрузка". Полуголые красотки отвлекали от работы. Мы постоянно косились и поворачивались в их сторону. Глаза даже уставали! Пришел майор. Посмотрел. Понял.

         - Ничего, мужики! Привыкните! Жарко! Рад, что у Вас порядок. Повесим еще десяток вентиляторов! Увидимся! - он  улыбнулся и пошел к выходу.
         - Наш майор мужик классный! - Мэл хотел еще что-то сказать, но передумал.

Обращение  "майор" не прижилось. За глаза мы звали  наставника так, а при контактах, по имени- отчеству. Он не настаивал. Нас не тяготило.

         Мы довольно успешно справлялись с текущей работой. С нами непременно находился кто-нибудь из мастеров. Ремонт был делом частым.
     Тт  Но в основном регулировка. И в этом деле были свои правила. Нарушать их без следов, было сложно. Имелась система контроля.

         После настройки и регулировки полагалось провести опробование аппарата. Для этого включали два аппарата "друг на друга" и передавали какие-нибудь тексты. Если всё было в порядке, то печатали свои имя и фамилию.

          Ленты с этой  "пробой" наматывали на стойки для красящей ленты.. Если аппарат выходил из строя по той же причине, раньше, чем через час, следовал  "разбор полетов". Таков был порядок. Все фиксировалось в особом журнале.

         Иногда мы хулиганили и печатали  "непечатные" тексты. И однажды Мэл ошибся и включил аппарат не на "пробный", а в линию. Он напечатал матерные стихи Пушкина. Аппарат вдруг начал принимать ответ. Там, куда ушла телеграмма Мэла, возмутились.

         Возник скандал. Усилиями нашего майора ситуацию удалось  "разрулить". А помог майору сам Александр Сергеевич. Стихи же, хотя и матерные, но самого Пушкина!

         В  школе Мэла уговорили принести томик из редкого издания  А.С. Пушкина. Стихи напечатали без купюр. Все читали, смеялись. Девочки фыркали, краснели и тоже читали…

         - Ничего! Не тужи! Зато ты популярен! - подбодрил Заф. Мэл, правда, не особенно тужил. Мы смеялись.
         - Девочки на нас косо смотрят. Бах рассказал, что в аппаратной телеграфистки одеты, точнее раздеты, как на пляже! -  сказал Пул.
         - Слово  "баня" тоже неплохо подходит! - внес лепту Рон. Мы смеялись. Посмеяться мы очень любили.

         - Это они ревнуют! - уверял Заф.
         - Мы их навестим и сами посмотрим, как они там, на АТС своей! - предложил я.  На том и порешили.

         Через пару дней мы втроем, Заф, Бах и я пошли на АТС. Девочек о визите не предупреждали. Нас встретили Роза и Света.  Обе в униформе, синих халатах. Они подогнали их по фигурам и выглядели замечательно!

         - Выглядите шикарно! - оценил Бах.
         - Фигурки у Вас, просто блеск! - восхитился Заф.
         - Мы же следим за нашими фигурами! - подчеркнула Роза, изображая взрослую женщину. Света кивнула в подтверждение.

         -  Мы тоже! - сказал я.
         - Что Вы тоже? - спросила Роза.
         - Мы тоже следим за Вашими  фигурами! - спокойно разъяснил я. Все захохотали.

         - Поймал меня! Я чуть внимание ослабила и вот, попалась! Но мы же Вам нравимся? - смеялась Роза.
         - Мы Вас обожаем! - с улыбкой, но серьезно сказал Заф. Смотрел он на Свету. Мы поддержали.  Но нам пора было возвращаться.

         Мы сидели в нашей беседке. Начал разговор Чапа. Ему поддакивал и подыгрывал Хач. Девочки задерживались.

         - Практика, считайте, закончилась! Мы все, по сути,  освоили профессию. - рассуждал Чапа.
         - Он говорит, что  не понимает, чего мы там будем делать еще два года. - расшифровал мысль Чапы Хач.
         - Щас я тож чаво ни есть скажу, а ты переведешь! - подначил их Мэл. Мы смеялись. Подошли наши девчонки.

         - В самом деле! Чему такому нас будут еще учить? - это Света повторила вопрос.
         - УЧИТЬ нас будут здесь, в школе! А на ЦТ нас будут ОБУЧАТЬ! - почесал  я язык.
          - Чего переживать? Отканикулим и узнаем! - Хом очень ласково всех успокоил.
         - А Вам еще пару дней на своих голых телеграфочек любоваться! - уколола нас Роза.
         - Как ты их назвала?  "телеграфочки"? Очень красиво! Надо запомнить! Но мы все же склонны к нашим "телефоночкам", да будет тебе известно! - отыгрался я.

          - Им это известно! Но требуется наше признание. "Чистое и сердечное"! - это Мэдж меня поддержал.
         - Да будет так! - согласился я.

         - Хорошо! Поговорили, как нашему классу полагается! Два новых слова родились! - радовался я.
         - Да! "Телеграфочка" и "телефоночка"! Неологизмы! - обнаУчил Мэл. Мы же 9-й "Б"!

         Практика окончилась. Экзаменов мы не сдавали. Майор устроил что-то вроде зачета.Нам это институтское слово не было понятно. Смысл обучения в следующем году сводился к повышению нашей квалификации до 3-его или до 4-го разряда. Это серьезно!

         У АТС-ников та же программа. На этом мы окончили 9-й класс. Мы были настолько дружны, что каникулы, казалось, разлучат нас надолго. А мы уже стали 10-м "Б"!


Рецензии