Прага. Танго на Рашиновой набережной
Как написано в статье на русском языке в Википедии, авторами проекта являются хорватский архитектор Владо Милунич и канадский архитектор Фрэнк Гери. Строительство велось с 1994 по 1996 годы.
Имена и фамилии указаны почти правильно, а вот с гражданством получился прокол: Владо Милунич стал гражданином Чехословакии в 1956 году, а Френк Гери с 1946 года является американским гражданином.
Как вспоминает архитектор Владо Милунич, к появлению в чешской столице одного из самых популярных сегодня зданий привела цепь счастливых случайностей, начавшихся с того, что их семью, семью эмигрантов, поселили в доме, где жил будущий президент Чехословакии Вацлав Гавел.
Следующая случайность произошла в 1968 году, когда Вацлав Гавел, в то время "враг народа № 1", захотел перепланировать свою квартиру на две – одну для него, вторую для его брата Ивана - и попросил сделать это своего соседа-архитектора Владо Милунича.
В те годы коммунистические власти часто задерживали "врага народа", поэтому архитектор придумал тематическую шутку, "украсив" кабинет Гавела тюремными нарами и наручниками: действительно, зачем заказчику каждый раз после ареста или освобождения получать шок от смены обстановки?!
Милунича через день "приглашали на беседы" органы госбезопасности, пытаясь, в числе прочего, уговорить его поставить в квартире Гавела подслушивающие устройства.
Случайностью было и то, что рядом находился разрушенный бомбардировкой жилой дом, поэтому Гавел и Милунич, глядя на него, фантазировали, что бы построить вместо этих уродливых развалин.
Дальнейшими "случайностями" стали "Бархатная революция", превращение "врага народа № 1" Вацлава Гавела в Президента Чехословакии и желание нового президента покончить с руинами.
"Примерно в это время у меня появилась идея как-то улучшить эту зону, что-то построить на месте разрушенного бомбежкой дома. Создать что-то полезное, культурный объект, - вспоминал Владо Милунич в своём интервью Кате Белозайцевой (Katya Belozaiceva) в ноябре 2015 года. - Я хотел, чтобы будущий объект был символом Бархатной революции. Первый вариант был такой – построить скульптуру – чехословацкую Жанну Д'Арк, которая бы смотрела в направлении Пражского града. Вторая идея – открывающийся стручок фасоли, из которого фонтаном плещется национальный триколор. Я начал готовить эскизы. Хотелось, чтобы там находилось кафе с отличным видом на город".
На нижнем снимке справа читатель видит эти задумки архитектора – и Жанну, и фасоль с триколором, и кафе на крыше в его рисунках из книги "Танцующий дом, Золотое сечение" 2003 год.
В своей книге Владо Милунич говорит о замысле проекта - дом, который мог состояться только в результате Бархатной революции, должен быть ее отражением.
Поэтому он задумал здание, состоящее из двух частей, подобно обществу, в котором меньшая активная демократическая часть всегда отделена от равнодушного большинства, что особенно заметно при тоталитарных режимах.
Теперь, с крахом этого режима в стране, динамичная часть её общества, по мнению архитектора, будет увеличиваться и она, эта часть, может и должна отступать от жёстких рамок, сложившихся при коммунистах. Её символизируют башни, вызывающе выступающие из форм и границ застройки.
Случайности в продвижении проекта на этом не закончились, поэтому приведу некоторые сведения о втором, уже знаменитом к тому времени архитекторе.
Гери родился в Торонто 28 февраля 1929 года в семье Сэди-Тельмы и Ирвина Голдбергов. Отец был сыном еврейских эмигрантов из России, а мать приехала в Новый Свет из Польши. Вот почему сына они назвали Эфраимом, но для всех с самого рождения он был просто Фрэнком. Около десяти лет семья прожила в небольшом шахтёрском посёлке, в школе которого мальчик впервые столкнулся с антисемитизмом однокласников. Поэтому позднее, уже взрослым, он официально сменил имя и поменял фамилию – вместо Голдберга стал просто Гери.
"Танцующий дом" в Праге стал еще одним знаковым творением Гери.
По предложению президента Чехии Вацлава Гавела, Гери проектировал его вместе с хорватским архитектором Владо Милуничем: дом решили построить на месте руин, оставшихся после бомбардировок Праги во время Второй мировой, но компания, владевшая участком, выдвинула условие - или архитектором будет Гери, или мы не даем согласия.
Соавторы сошлись в мнении, что башни, символизирующие динамичные слои общества, будут представлять собой отношения мужчины и женщины.
Владо Милунич предположил, что это может быть похоже на танец.
Фрэнк Гери решил, что их танцующая пара будет ещё и памятью прославленным голливудским танцорам Джинджер Роджерс и Фреду Астеру. Ему очень нравилась эта великолепная пара, а в ножки Джинджер Роджерс он был просто влюблён! Гери в шутку даже назвал дом «Джинджер и Фред».
Та из башен, что расширяется кверху, символизирует мужскую фигуру (Фред), а вторая напоминает женскую фигуру с тонкой талией и развевающейся в танце юбкой (Джинджер).
И хотя сначала здание вызывало неоднозначную реакцию местных жителей, т.к. очень контрастировало с готическим обликом города, сегодня оно стало гордостью Праги и одной из точек притяжения туристов.
Вот так почти случайно два архитектора из противоположных концов земного шара в тесном сотрудничестве создали позитивный символ города, танцующего по случаю краха тоталитаризма.
Свидетельство о публикации №219090400984
Нина Измайлова 2 12.09.2019 10:21 Заявить о нарушении
Борис Готман 12.09.2019 11:46 Заявить о нарушении