Да не остановится человек в своей эволюции!

Решила перенести из своих Литдневников (26.01.2015) публикацию, на мой взгляд, дающую ответы на многие вопросы нынешнего, прагматичного и сумбурного времени.
Идеи “русских космистов” – это путь к Свету, который может показаться несбыточной мечтой в условиях 21-го века, начавшегося с войн, ненависти, эскалации насилия и чудовищных преступлений против человека. И всё же… вспомним, о чём размышляли наши великие предки.


Термин «русский космизм», как характеристика национальной традиции мысли, возник в 1970-е годы, хотя выражения «космическое мышление», «космическое сознание», «космическая история» и «космическая философия» встречались значительно раньше. В российской литературе первоначально преобладало узкое понимание “русского космизма” как естественнонаучной школы, однако впоследствии всё большее значение начинает приобретать широкая трактовка его как социокультурного феномена. При этом исследователи отмечают разнообразие и условность классификаций этого феномена по двум причинам: все «космисты» были одарены талантами в различных сферах культуры, и являлись оригинальными мыслителями, создававшими достаточно независимые философские системы.
Русский космизм – это целый пласт русской культуры, включающий в себя не только учёных , но также поэтов, музыкантов, художников. В этом ряду оказываются имена Ломоносова, Тютчева, Вячеслава Иванова, Скрябина, Рериха и многих других.
Именно в России, ставшей родиной научного учения о биосфере и переходе её в ноосферу, вызревает уникальное космическое направление научно-философской мысли, широко развернувшееся в ХХ веке. В его ряду стоят такие учёные и философы, как В.И.Вернадский, К.Э.Циолковский, Н.В.Фёдоров, А.Л. Чижевский, Н.А.Умов, А.В. Сухово-Кобылин.
В философском наследии мыслителей русского религиозного возрождения – В.С. Соловьёва, П.А. Флоренского, С.Н.Булгакова, Н.А.Бердяева – также выделяется линия, близкая пафосу идей русского космизма. Обозначим принципиально новое качество мироотношения – это идея АКТИВНОЙ ЭВОЛЮЦИИ, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в соответствие с высоким разумом и нравственным чувством. Речь идёт по существу об управлении духом материи, об одухотворенном мире и человеке. Космисты сумели соединить заботу о большом целом - Земле, биосфере, космосе с запросами высшей ценности – конкретного человека. Недаром такое важное место здесь занимают проблемы, связанные с преодолением болезней и смерти и достижением бессмертия.

Научно-философские теории В.И. Вернадского можно сравнить с прочным фундаментом, без которого идеи и проекты космистов могли бы обернуться прекрасными, но всего лишь воздушными замками. “В наших представлениях об эволюционном процессе живого вещества мы недостаточно учитываем реально существующую направленность эволюционного процесса”- считал учёный. Действительно, от моллюсков до “гомо сапиенс” – это нарастающее движение неотразимо обнаруживает себя. Это объективный природный процесс, закономерно длящийся в полярном векторе времени, устремляясь постоянно в одном, необратимом направлении.
Последовательное совершенствование нервной, мозговой ткани, что и привело к созданию человека, по меньшей мере, намекает на спонтанные импульсы самой эволюции, на её внутренние закономерности, на некую её “идеальную” программу, стремящуюся к своей реализации. Ещё писатель и мыслитель А.Н. Радищев в своём философском произведении “О человеке, его смертности и бессмертии” задавал вопрос: “Но неужели человек есть конец творения? Ужели сия удивления достойная постепенность, дойдя до него прерывается, останавливается, ничтожествует? Невозможно!..”
Объективная устремлённость развития живого не может остановиться на человеке в ныне существующей, ещё далеко не совершенной природе. “Процесс организмов шёл непрерывно и не может поэтому остановиться на человеке” – утверждал Циолковский. В этом уверен и Вернадский: “за сознанием и жизнью в нынешней форме неизбежно должны следовать “сверхсознание” и “сверхжизнь”.

Родоначальником всей активно-эволюционной, космической мысли в России был “искатель истины” Н.Ф. Федоров с его учением “общего дела”. Он приходит к мысли о том, что всеобщим познанием и трудом человечество призвано овладеть стихийными, слепыми силами вне и внутри себя, выйти в космос для его активного освоения и преобразования, обрести новый, бессмертный космический статус бытия, причём в полном составе прежде живших поколений. Сознательное управление эволюцией, высший идеал раскрывается у Фёдорова в последовательной цепочке задач, среди которых – работа над преодолением смерти, преобразование физической природы человека, творческая деятельность бессмертной жизни во Вселенной. Для исполнения этой грандиозной цели русский мыслитель призывает ко всеобщему познанию, труду и обобщению опыта в пределах реального мира, при уверенной предпосылке, что эти пределы будут постепенно расширяться, доходя до того, что пока сегодня кажется нереальным и чудесным.

Необычайно важна для него идея истинного коллективизма – “Жить со всеми и для всех”, направленного на общего врага каждого без исключения – смерти, разрушительных стихийных сил. Новый грандиозный синтез наук, к которому пришёл Фёдоров, должен быть осуществлён в космическом масштабе. Лаборатория учёных распахивается на всю природу, весь мир, углубляется в самого человека, в тайны смерти и зла. Жизнь человека затухает, по меньшей мере, по двум причинам – внешним – стихийность среды, её разрушительный характер, что может быть преодолено всеобщим познанием, трудом, регуляцией природы. И внутренним – сама материальная организация человека неспособна к бесконечному самообновлению. Развивая технику, человек добился колоссальных успехов, осуществив сказочные мечты о коврах-самолётах, сапогах-скороходах, сумел, находясь дома, наблюдать весь мир через телевизор. Но, развивая технику, человек совершенно не покушается на свою собственную природу, оставляя СЕБЯ САМОГО как есть, ограниченным физически и умственно. Разрыв между мощью техники и слабостью самого человека растёт и даже начинает ужасать фантастическими предвидениями о “восстании машин”, порабощением людей будущими роботами.


Нельзя отрицать значение техники, нужно только поставить её на место. Технизация – считает Фёдоров – не может быть главной ветвью развития. Нужно, чтобы человек ту же силу ума, расчёты, озарения обратил не на искусственные приставки к своим органам, а на сами органы – их улучшение, развитие и радикальное преображение, например, чтобы человек мог бы сам летать, видеть далеко и глубоко и т.д.
“Человеку будут доступны все небесные пространства, все небесные миры только тогда, когда он будет воссоздавать себя из самых первоначальных веществ, атомов, молекул, потому что тогда только он будет способен жить во всех средах, принимать всякие формы”.
Фёдоров часто говорит о необходимости глубокого исследования механизма питания растений, по типу которого возможны перестройки и у человека. Человек должен так чутко войти в протекающие в природе естественные процессы, чтобы можно было по их образцу, но на более высоком, сознательном уровне – обновлять свой организм, строить для себя новые органы, одним словом, овладевать естественным направленным тканетворением.
Мечта о бессмертии в трудах Фёдорова обрела достойные очертания – впервые в истории был предложен реалистический путь опытного познания и преобразования законов природы.
Его философия стала синтезом православно-религиозной метафизики и теоретических идей естествознания. Учёный считал, что глубинный смысл христианства заключается в Воскрешении предков, воскрешении отцов детьми. Но Воскрешение осуществит Бог НАШИМИ руками, с помощью современной науки, которая от Бога. Миллионы воскрешённых, конечно же, не уместятся на нашей планете, поэтому Фёдоров предлагал заселить ими другие планеты. Так рождался замысел освоения космического пространства…


Сейчас человечество находится в своей земной (теллурической) стадии развития. Ему предстоит пройти ещё две – солярную (солнечную) и сидеральную (звёздную), предполагающую проникновение в глубины космоса и их освоение. Это и будет “Всемир,” “всемирное человечество” Такое звёздное будущее возможно лишь при колоссальном эволюционном прогрессе человечества, преобразовании им своей собственной природы. “Человека технического” сменит “человек летающий”, “высший, то есть солярный, человек просветит своё тело до удельного веса воздуха… и для этого выработает своё тело… в эфирное, то есть наилегчайшее тело. В результате человек как бы сбросит свою нынешнюю тяжёлую телесную оболочку и превратится в бессмертное духовное существо.”
Нравственно-философская тенденция, которая обосновывала самодостаточное значение человеческой личности, солидарно-родственную связанную цепь поколений, была одушевлена идеалом всеобщности Фёдорова. Человеческая личность – высшая ценность и, следовательно, такая же ценность – её бесконечная, преображённая жизнь, причём развитое нравственное чувство требует спасения буквально всех погибших, возращения всех утраченных. Философ призывал не потерять ни единого, чутко ценить даже слабые проявления человеческой индивидуальности, которая должна быть развита до своего совершенства у всех без исключения всеобщим и личным творчеством и трудом.


Одним из вариантов активно-эволюционного осмысления задач человека в мире стала теория НООСФЕРЫ, которая является неотъемлемой принадлежностью круга идей русского космизма…
По мнению авторов ноосферной теории, человек – кульминация спонтанной, бессознательной эволюции, но вместе с тем и некое начало с предпосылками для нового, разумно направленного этапа самой эволюции. С первой мысли человека о себе и мире, с первого простейшего изобретения начался тот, опоясавший ныне всю планету, информационный поток сведений, знаний, концепций, теорий, который даёт нам наиболее образно представление о некой новой специфической оболочке Земли (ноосфере), как бы наложенной на биосферу, но не слитой с ней и оказывающей на биосферу все большее преображающее воздействие. Она потому и называется сферой разума, что ведущую роль в ней играют разумные, идеальные реальности: творческие открытия, духовные, художественные, научные идеи, которые материально осуществляются в преобразованной природе, машинах, научных комплексах, произведениях искусства. Но уже трактовка Фёдоровым регуляции как “правящего разума природы”, как “внесения в природу воли и разума” содержит в себе ядро ноосферной теории.
Фёдоров предсказывал нынешнее опасное направление во взаимоотношениях человека и природы, называл его утилизацией и истощением природы, утверждал, что “цивилизация лишь эксплуатирующая, но не восстанавливающая не может иметь иного результата, кроме ускорения конца”. Да и ноосферный информационный поток содержит в себе идеологии и концепции антигуманные и ложные, осуществление которых или приносило колоссальные бедствия Земле, или грозят в будущем ещё большими, вплоть до гибели самого человечества и биосферы.

Человек - существо ещё далеко не совершенное, вместе с тем существует идеал и цель высшего, духовного человека. Так и создание человека – ноосфера, ещё достаточно дисгармоничная и вместе с тем высший идеал становления реальности. И отношения между этой реальностью и этим идеалом весьма сложны. Породив разум как орудие своего дальнейшего развития, но орудие, наделённое свободой, эволюция словно пошла на риск.
В русском космизме, начиная с Фёдорова, прочно утверждается убеждение: человечество, самодовольно погрязшее в низшей свободе, никогда не сможет обрести высшей свободы благого избрания идеала ноосферы (или Царства Небесного), если оно не начнёт направленно преобразовывать свою физическую природу, с тем, чтобы она постепенно становилась способной осуществлять высший, ноосферный идеал. Прочное нравственное совершенствование человека возможно только с физическим его преображением, освобождением от тех качеств, которые заставляют его пожирать, вытеснять, убивать и самому умирать.


Дальнейшее развитие человечества, по Вернадскому, будет состоять в “изменении форм питания и источников энергии, доступных человеку.” Учёный имеет в виду овладение энергией Солнца, а также “непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных веществ. Уже в растении солнечная энергия “перешла в такую форму, которая создаёт организм, обладающий потенциальным бессмертием, не уменьшающим, а увеличивающим действенную энергию исходного солнечного луча”.
У Фёдорова эта проблема не только поставлена, но и осмыслена как одно из направлений в деле реального овладения человеком бессмертной природой. Циолковский тоже писал о будущем человеке, “животном космоса”, прямо ассимилирующем в своём питании солнечные лучи и элементарные вещества среды и могущем быть бессмертным.
“Смерть противна самой природе человека. Вероятно, человек интуитивно понимал, что века, на протяжении которых шла эволюция, потрачены зря, если жить ему всего 50-70 лет”. Но если есть запрограммированный “вирус смерти”, как считают некоторые учёные, то он может быть заменён “вирусом бессмертия”, который проникает в каждую клетку организма, омолаживая её или делая бессмертной. То есть для победы над смертью необходимо обнаружить “первопричину смерти”, понять основные механизмы жизни, которые можно будет регулировать в нужном направлении. Наступит эра долгожителей, а затем и практически бессмертных людей.

Пока трудно вообразить, какие блага принесёт человечеству победа над старостью и смертью. С развитием общества, расширением человечества в пространстве, развитием его мощи, человеку будет всё теснее в рамках его видового жизненного предела. К тому же, пока человек смертен, сохраняется причина зла и страдания, приводящая к вражде, разделению, соперничеству, вытеснению на всех уровнях. Даже постепенное увеличение видовой продолжительности жизни должно привести к нравственному подъёму человечества. Если прогресс научный, технический идёт неуклонно, то нравственность не имеет такого последовательного прогресса. Одна из причин этого – частая смена поколений, причём каждое поколение и каждый человек в нём начинают буквально с нуля и только в длительном процессе воспитания и образования они должны овладеть духовной и нравственной культурой, достигнутой человечеством к их рождению, не говоря уже о том, чтобы продвинуть её дальше.


Исправлять горькие плоды неверной духовно-нравственной ориентации уже часто попросту не остаётся времени жизни. И умудрённый опытом, знанием, просветлённый осознанными заблуждениями человек уже уступает место детям, которые начинают повторять или даже усугублять старые ошибки. Так что продление жизни – это предоставление человеку возможности развить свою уникальную личность, для которой станет неприемлемым уничтожение, напротив, станет возможным приступить, как призывал Фёдоров, к изучению прошлого, наших предков, подготовке методов их воскрешения и преображения.
Созерцательное отношение или религиозное переживание единства человека в космосе, существовало тысячелетия. И только с Фёдорова и Циолковского и других мыслителей-космистов в философию и науку входит требование ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ со стороны человечества (так сказать, соборного микрокосма), направленной на макрокосм. Фёдоров подчёркивал неотделимость Земли от космоса, тонкую взаимосвязь происходящего на нашей планете с Вселенной. В ХХ веке обработка огромного статистического материала показала, что периоды стихийных бедствий, эпидемических и инфекционных заболеваний совпадают с циклами солнечной активности. В ходе дальнейших исследований было обнаружено: биологические и психические стороны земной жизни связаны с физическими явлениями космоса – каждая живая клетка реагирует на ту “космическую информацию” (термин, введённый Вернадским), которой пронизывает её “большой космос”. Само явление жизни на Земле – это продукт деятельности всего космоса.


Общие черты космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществлённого в России – это понимание ВОСХОДЯЩЕГО характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости сознательно-активного её этапа.
У религиозных космистов высшая цель движения носит название Царства Божьего, Царства Небесного. Возникает новый взгляд на человека, как на существо эволюционирующее, космическое. Высшим благом жизни нельзя признать просто исследование и бесконечное познание, ставящего задачу созидания временного, материального комфорта живущим. Высшим благом и высшей целью может быть только жизнь в её духовном развитии, продвижении, жизнь личностная, сохранение, продление её, стремление к преодолению старости и смерти, обретение бессмертия.
Сила космистов в том, что они обосновали нравственную и объективную необходимость активной эволюции. Наследие русских космистов даёт каждому отдельному человеку сегодняшнего дня самый верный ориентир в его поисках истины, обретении высокой цели, нравственный императив.



















 


Рецензии
На это произведение написано 38 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.