Бабы сеяли горох

Каким был русский огород в старину

Огород в старину и сейчас, как говорил известный юморист, – две большие разницы. И по тому, что сажали, и по методам возделывания почвы, и по отношению к этому занятию. Так что же выращивали наши предки на своих участках? Давайте заглянем в этот ретро-огород…


Посадил дед репку

Сказка про репку, которая выросла большая-пребольшая, не могла бы родиться в наше время. Потому что репа сегодня – не частый гость на огороде. Если и растет, то в небольшом количестве, лишь ради разнообразия, а не как основная культура. Наши же предки считали репу овощем №1. При неурожае зерновых этот корнеплод заменял крестьянину хлеб. Из него хорошая хозяйка знала больше десятка разных блюд – готовились они легко и быстро (не случайно же говорится: «Проще пареной репы»), были питательными и вкусными. Репа для русской северной деревни была настоящей палочкой-выручалочкой. В нашей, как мы сейчас говорим, зоне рискованного земледелия неурожай зерна - основы основ крестьянского стола - не был редкостью. А репа – культура холодостойкая, скороспелая, большого ухода  не требующая. Такая была у картофеля – нынешнего «второго хлеба» - замечательная предшественница.

Картошка от «Котенина»…

А вот картофель трудно пробивал себе путь в России. Первый мешок семян этой культуры был привезен в страну еще при Петре 1. Потом была попытка № 2 – уже при Екатерине П. Но дело шло туго – крестьяне упорно не желали сажать эту непонятную культуру, которую в сердцах прозвали «чертовыми  яблоками».  Люди не знали, как за ними правильно ухаживать, как сохранить семена до весны. Да и вкусовые качества оценили не сразу -  правильно готовить картофель крестьяне не умели. Люди были малограмотны, все новое принимали в штыки. 
Власти же понимали: картофель – более урожаен, чем репа, более питателен, хорошо хранится, а значит, лучше может справиться с голодом и народной нуждой. Особенно в тех краях, где крестьяне не могли из-за малоплодородных почв, плохих климатических условий, малоземельности обеспечить себя хлебом до нового урожая.
Но требования расширить площади посадки картофеля встречали активное сопротивление. В 30-40-х годах 19 века в стране случились настоящие картофельные бунты, в которых участвовало более 500 тыс. крестьян. Люди протестовали против принудительных посевов картофеля, которые установило правительство. Протесты были жестоко подавлены войсками, но власти в итоге были вынуждены требование об увеличении картофельных площадей отменить. Однако от самой идеи не отказались. Только вместо кнута был выбран пряник. Ставка была сделана на пропаганду этого клубнеплода и премирование за разведение «сего овоща преимущественно на полях».
Тут как раз и отличился наш знаменитый земляк, поэт, литературный критик,  драматург и добрый знакомец Пушкина Павел Катенин. «По рассмотрении ответов о посеве и урожае картофеля в 1843 году в Костромской губернии его Сиятельством г. Министром Государственных имуществ… входил с представлением о награждении в числе других отличившихся костромского помещика отставного гвардии полковника Котенина (иногда его фамилию писали так – авт.)», - сообщают «Костромские губернские ведомости».


… и свечи от губернатора
Вообще в «Костромских губернских ведомостях» тех лет много советов, касающихся сохранения и преумножения урожая. Содержание этих газет сильно отличается от нынешних: сообщения о прибывших и выехавших из губернии, о сборе пожертвований для погорельцев, объявления о сыске беглых крепостных, пойманных бродягах. И тут же - о продаже лошадей и торгах имений и о том, как правильно пить чай. А также множество сельскохозяйственных советов – как сохранить семена озимой ржи, как защитить посевы от гусеницы, как очистить конопляное масло; публиковались обзоры урожая хлеба и других культур. Ну и пропаганда все того же картофеля в различных вариациях. Например, так: «Вот довольно свежая новость. Из картофеля нашли средство делать свечи и свечи очень хорошие. При этом поступают так: к известному количеству растопленного воска прибавляют треть самой лучшей картофельной муки, смешивают все это хорошенько и потом выливают, как водится, в формы. Свечи, приготовленные таким образом, говорят, горят гораздо лучше стеариновых, и, что в наш промышленный век очень важно, обходятся несравненно дешевле. Картофельная свеча, весом в 6 лотов, горит от 14 до 17 часов, превосходит яркостью пламени свечу восковую и не производит ни копоти, ни дыма». Новостью этой поделился ни кто иной, как костромской  гражданский губернатор. Авторитетно? Еще как!

«Бабье дело»

К концу 19 – нач. 20 в.в., считают исследователи, «огородничество составляло незначительную отрасль сельского хозяйства Костромской губернии с общей площадью не более 800 десятин». Даже свекла, морковь и лук ввозились из чужих краев. Развитию огорода мешало то, что большинство костромских крестьян были заняты отхожим промыслом, а женщины, на которых ложилась забота и о грядках, и о доме, и о детях, и о скотине, и о заготовке кормов, не могли одни справиться со всем этих. Селяне называли огород «бабьим делом».  А баба и глубоко не вспашет, и о научных технологиях возделывания культур толку не имеет. А, значит, и отдачи большой ждать тут нечего.
В лучшем случае семья имела 10 грядок, а чаще и того меньше. Вот как описывается состояние крестьянского земельного удела деревни Глебовское Буйского уезда в материалах Этнографического бюро князя Тенишева: «Крестьяне сеют озимую рожь и яровые: овес, ячмень, пшеницу, горох, лен, картофель и незначительное количество гречихи. Земля глинистая, значительно удобряется навозом. Огород имеется почти у каждого крестьянина, но овощи: картофель, лук, брюква, редька, свекла, подсолнечники, капуста и др. возделываются только для себя».  В некоторых уездах культивировали хмель (Костром¬ской, Кадыйский, Галичский и др.). Чтобы  побаловать детвору, выращивали горох, бобы.
Когда в России появились земства (1864 год), одной из своих задач земцы поставили сельскохозяйственное просвещение населения, проведение мероприятий, который дали бы крестьянину знания по развитию его хозяйства, повышению плодородия почвы. Правда, эти благие пожелания отодвинули на задний план другие, более серьезные проблемы – медицинская помощь бедным, ликвидация безграмотности. Но все же время от времени проводились мероприятия и по агрономическому  ликбезу, которые давали некоторый результат.

«Продается крапива, лопух, белена со скидкой»

До нас дошла интересная фотография 1908 года. Сделана она известным в Костроме фотографом Михаилом Риттером. Историю этого снимка рассказал краевед Андрей Анохин. В начале 20 века в Костроме появилось местное общество садоводства, членом которого был, в том числе, и фотограф Риттер. Общество долго добивалась от городских властей выделения земли для занятий садоводством и огородничеством – гласные советовались, обсуждали, рассуждали. Наконец, в 1908 году появилось постановление городской думы выделить участок - «идя из города по ул. Мясницкой, по правой стороне, начиная от реки Черной». На этом месте был установлен щит «Питомники Костромского общества садоводства», но осваивать земли члены общества почему-то не спешили. Участок стоял  заросшим. М. Риттер с семьей провел протестную акцию. Фотограф  выставил жену и детей с плакатами, на которых было написано: «Продается в собственность крапива, лопух, белена со скидкой. Продажа оптом и розница» и сфотографировал. Это ли возымело действие, или что-то иное – неизвестно, но пустырь стал преображаться в сады, которыми пользовалось не одно поколение костромичей.

А не откушать  ли нам брюквы?

Увлекались садоводством огородничеством и дворяне. Разбивали сады в английском стиле, строили теплицы и оранжереи, в которых выращивали диковинные для здешних мест овощи, фрукты, цветы. Большая семья барона Демме в Костроме на ул. Пастуховской имела участок, позволяющий заниматься промышленным огородничеством. Здесь выращивали не только овощи для продажи, но и великолепные розы. В барских усадьбах было большее разнообразие культур, чем на крестьянских огородах. Выращивали ягоды – клубнику, землянику, малину, смородину, а также такие непонятные бедняку растения как помидоры, спаржа, капуста брокколи, кольраби, салат, физалис, петрушка, сельдерей, кориандр, фенхель… Да, да, помидоры долгое время были диковинкой!
Вот какие экспонаты демонстрировались на выставке Костромского отдела Императорского Российского общества садоводства в1910 год:  лук порей, артишоки, репа разных сортов, картофель «Силезия», «Император», «Уругвай», «капуста савой», «капуста авериская», капуста брюссельская, яблоки «Пепин английский», «Глогерока», «Ранет Креюднера», «Кронсельское», «Антоновка», «Боровинка», «Бужбон», «Императорский налив», «Грушевое осеннее», груша «Козловская» от Мичурина,  привитая к обыкновенной рябине, малина ремонтантная, земляника «Св. Антоний Падуанскай», фасоль ранняя «Победа», брюква «Красносельская», тыквы весом более пуда и пр. Из цветов – лилии, сальвии, петуньи, пеларгонии, георгины, лобелии, канны, различные сорта роз…
Некоторые наименования семян и сейчас продаются в садоводческих магазинах. Например, той же брюквы «Красносельская». Правда, любителей этого овоща в наше время не много, больше она идет на корм скоту.

«Даже рябину воруют по ночам»

 В предреволюционные годы, хотя отходничество было уже не таким массовым, как в 19 веке, огородничество по-прежнему было женским делом. Еще заботу о посадках поручали детям и старикам. Как сообщает «Статистический ежегодник Костромской губернии» за 1912 год, огороды чаще всего разводят на усадебных участках, реже на реке и совсем редко на островах и в полях. Выращивается в них главным образом капуста, специальные  участки под капусту называются капустники. В Костроме они были, к примеру, в конце нынешней ул. Ленина, а также на островах Волги. Много садится огурцов, редьки, свеклы. Семена покупают чаще всего на базаре или у торговцев, реже на земских складах. Потребности крестьянской семьи не всегда удовлетворены собранными на своих огородах продуктами, потому примерно половину своего годового потребления крестьянин покупает на стороне. Садоводство развито слабее, чем огородничество. Костромичи обычно сады разводят по огороду и только в редких случаях на отдельных участках. Из плодовых деревьев, - сообщает исследователь, большинство составляет яблони, из ягодников – смородина, крыжовник, малина. Яблони обычно покупают в питомниках уже привитыми, сами садоводы редко занимаются прививкой. Костромичи часто жаловались, что из-за суровых зим гибнут яблони, груши, вишни. Другая беда – воровство из садов, которое сильно развито и часто сопряжено с порчей деревьев. «Потому хозяева снимают даже зеленые яблоки, иначе могут лишиться всего урожая  - даже рябину воруют по ночам», - пишет автор ежегодника. Необходимо, считает исследователь, преподавать основы огородничества крестьянам – «нужны курсы о том, какую пользу может принести грамотное садоводство, если разводить в питомниках выносливые, испытанные сорта садовых растений».

 Галичские огуречники

Изображением огурцов в Галиче сегодня любят украшать посуду, кухонные принадлежности, полотенца. Это своеобразный символ, который напрямую связан таким знаковым и для города, и для всей губернии местом, как Галичское озеро.  Когда-то галичане использовали плодородность берегов озера для обустройства огуречников.
Краевед М.Виноградов в работе «Галичское озеро и галичский рыбный промысел», изданной в 1914 году, так рассказывает о слободских огородах: «На некотором расстоянии от берега в дно вбивается ряд высоких свай, их основания переплетаются и обкладываются ельником, таким образом получается плотная и крепкая гать, которая немного выдается своей верхушкой над весенним уровнем озерной воды. Пространство от гати до берега заваливается хворостом, на который сверху накладывается слой чернозема около ; аршина толщиной; получается сооружение с горизонтальной поверхностью, очень плодородной почвой и присутствием воды под ней. На черноземе делаются из навоза лунки, внутрь которых насыпается «лыва», т.е. тонкий растительный перегной, добываемый со дна озера… в «лыву» садится огуречная рассада. Весь огуречник обносится плетнем из расступившихся березок, а молодая рассада прикрывается первое время соломенными или стеклянными щитками от морозов и слишком сильного солнечного жара». Кстати, озерный перегной использовался и на обычных огородах. Ну а нынешние садоводы, которые ненавидят всякую «химию», и сейчас с удовольствием  используют сапропель.

«Король Ранних» и «Первая из всех»
 
После революции 1917-го получило распространение потребительское огородничество. Особенно оно было распространено в Костромском и Галичском уездах. Начинается развитие семеноводства. Так, в  20-х годах появляется селекционно-опытное хозяйство «Перебор» под Костромой, которое занимается изучением оптимальных сроков обработки почвы, сроков посева, применения минеральных и органических удобрений и пр. Губернская станция защиты растений, рассказывает исследователь А.Федосов,  – снабжает население ядохимикатами, листовками – пропагандирует меры борьбы с вредителями и болезнями огородных растений. Наиболее часто тогда встречались капустная тля, капустная белянка, капустная муха, земляная блоха, капустная совка, расповая блестянка, морковная муха, репная белянка, совка Гамма, а наиболее распространенными болезнями были: капустная кила, ржавчина лука, ложно-мучнистрая роса лука. Рассадник под Костромой в Богданово специально выработал рекомендации  - какие сорта лучше всего разводить в нашей губернии. Это томаты «Король Ранних», «Алиса Рузвельт», «Эрман Спаркс», кукуруза «Первая из всех». Кроме того, в  20-е годы в Костроме были весьма популярными сорта капусты «Пучежская», «Слава», «Местная», «Коломенка», свекла «Египетская» и «Сахарная», морковь «Нантская» и «Святая Валерия»,  огурцы «Муромские» и «Вязниковские», лук «Романовский» и «Ростовский», петрушка «Сахарная».


Экзотика в северном краю

Виноград сегодня не редкость в костромских садах. Но у кого-то весь урожай – одна гроздь, а кто-то собирает тазами. Разводили экзотические для наших мест фрукты-овощи-ягоды и наши предки. Про оранжереи барских усадьб мы уже упоминали. В советские годы также находилось немало энтузиастов. Полистаем «Северную правду». В 1949 году она рассказывает об ученом, зоотехнике-селекционере Вагинаке Шаумяне, который был одним из создателей костромской породы крупного рогатого скота. Но в этой заметке о других успехах Шаумяна – в садоводстве: «Плодово-ягодный сад доктора сельскохозяйственных наук В.А.Шаумяна в Костроме невелик. Он занимает 0,15 га. Два года назад тов. Шаумян занялся любительским садоводством. Теперь в саду произрастают до 14 сортов яблонь, арбузы и дыни, синие южные баклажаны, кукуруза, перец, люцерна, сахарный горох, множество сортов редиса и др. Тов. Шаумян выращивает арбузы и дыни уже в течение 10 лет. Первые опыты были произведены еще в совхозе «Караваево». Сорт арбузов «Стокс», выращенный в этом году в открытом грунте в саду тов. Шаумяна, дал обильный урожай. Арбузы весят по 4 кг и более. По своим вкусовым качествам не уступают знаменитым астраханским арбузам».
Другой энтузиаст-мичуринец В.И. Воскресенский проживал в Татарской слободе Костромы. «Путем прививок,  - писала «Северная правда» в 1960 году, - он вывел морозостойкие сорта плодовых деревьев. Крупные с красными прожилками яблоки – это высокоурожайный сорт «бельфлер-китайка». Немало вишен и слив. Восьмой год в его саду созревает виноград. Вначале он акклиматизировал «Северный белый», сейчас полноценные грозди дают уже пять сортов винограда».
Экзотику выращивал и Алексей Иванович Шмаков из Макарьева. Его руками на Земле разбит не один сад. Он их оставил людям - в память о себе. А в своем личном саду Шмаков выращивал цитрусовые деревья, виноград, арбузы, алычу, китайский лимонник и даже пробковое дерево.

«Мантуровец» от нерехтчанина

 А вот житель Нерехты Анатолий Иванович Пучков за разнообразием сортов томатов не гонялся, он выращивал у себя лишь один сорт помидор. Тот, что вывел сам. Назвал он его «Мантуровец», поскольку испытанием сортов когда-то занимался в этом городе. «Пучков задался целью путем гибридизации и последующего отбора создать хороший сорт, пригодный для востока области, - сообщает «Северная правда» в 1968 году, - начинание оказалось успешным: новый сорт, который Анатолий Иванович назвал «Мантуровец», был выведен и вот уже свыше 10 лет культивируется. Куст небольшой, раскидистый, в условиях Нерехты большая часть плодов вызревают на корню, плоды средней величины, гладкие, красные, хорошего вкуса. Урожай с куста 3-4 кг».
Поискала в магазинах, на сайтах садоводов этот сорт томатов. Нет нигде. Неужели, как и многое из советских достижений, и это тоже утрачено? Жаль, если так...

Зинаида НИКОЛАЕВА.


Рецензии