Как Иван-дурак деревню хотел спасти

I. Иван да Василиса
http://proza.ru/2023/07/30/756

II.
На Заре - на зорюшке, да у края полюшка, у леса потаённого, не каждую годину приметишь гиблый дом - домовину. Четыре бревенчатых стенки, две старых курьих коленки, огромные шпоры, чтобы рвать живых с петушиным задором. Крыша – сена-солома. Да крыльцо в три ступени до дома, ведёт прямо в пыльные лубяные сени. Стонут половицы, рыщут тени.
- Скрип да скрип.
 
Лапы - курьи, хохолок - акулий. Окна – глазища, жутко темнотой моргают: тебя ищут, нутром диким зазывают.
-У-у-у. У-у-у-у.
 
Стоит изба к лесу передом, а к тебе задом. Не проходи рядом! Когтями переминается, цепь сорвать пытается.
- Звяк. Звяк.
 
На крыльце - котяра, мурчит: как дед Михай, с крутого Яра слышно, во сне храпит - рычит.
-Хыррр. Хррр.
 
 У избы поганой то Леший мелькнет, то мужик дурной-пьяный. То дитё, то бабка, пройдёт гордо - репу тяпкой несёт, то краса-девица. Пшеничная коса по траве плывет и не треплется. Девица бела, как луна бледна и кожа чуть светится.
- Вот это да.
 
Однажды в такую годину Ванька-дурак взял единственный пятак: решил, что рискнёт, за советом к бабе Яге на рассвете пойдет, озадачит: ну, а как иначе? Ежели судьба его деревню со всех сторон фигачит, а он в стороне: ни мычит-ни телится.
- Да ну?
 
Только Лихо Одноглазое гладкой скатертью по дороженьке жизни для всей деревни люто стелется.
- О-ё-ё-шеньки.
 
Дошёл Иван почти до леса, до самого буерака. На окраине потоптался, лицо росой умыл, пятернёй причесался. С за пазухи табачок достал, нюхнул, чихнул, нос рукавом пару раз теранул. Самокрутку выкурил. И ещё чихнул.
- Апчхи!
 
Подошёл к гиблому домине да гаркнул, как положено дурнине:
Избушка, избушка,
Это я – Ванюшка. Дурак.
Пришел к тебе с понюшкой.
Испробуй знатный табак.
 
Вздрогнул гиблый домина. Вот это бесовщина. Бока во мхах, в лапах – болотная тина. С места не сдвинуть. Жуткая картина.
- Брр.
 
Дурно пахнет Ванькино дело. Призадумался Иван. Долго ли простоял, коротко ли помолчал над дурною приметой. О деревне своей думы не отпускал. На солнышко с тоской посмотрел – увидит ли когда ещё? Кто знает об этом? Осознал: плата нужна сильней. Сейчас расскажу о ней.
 
Снял Иван колпак, достал медный пятак. Подошёл к избушке не с заду, а сбоку, где по пояс чертополоху. Крикнул гиблому домине, как положено деревенской детине:
Избушка, избушка,
Это я – Ванюшка. Дурак.
Принёс тебе медный пятак.
Повернись, ко мне не эдак, а так!
 
Вздрогнул. Закудахтал, ветхая скотина. Ставни, деревянные крылья-крылины, замахали, подняли песок, осыпали глину. Дыбом волосок! Что за бесовщина? Бока во мхах, в лапах – болотная тина. С места не сдвинуть. Жуткая картина.
- Куд-кудах-тах-тах.
 
Хуже некуда Ванькино дело: запахло не керосином: беспределом. Призадумался. Долго ли простоял. Коротко ли помолчал над дурною приметой. О деревне своей думы не отпускал. На звёзды с тоской поглядел. Молитву, под нос, тихо басом пропел. Не видать красоты больше этой.
Поднял без воли перст. Вздохнул тяжело, сотворил троекратно одесную окрест. Снял, дрожа, нательный крест. Закинул через плечо, навсегда, подальше, в лес.
 
Подошёл к избушке с другого боку, где тоже по пояс чертополоху. Обреченно и тихо молвил гиблому домине, как положено деревенской доброй детине:
Избушка, избушка,
Это я – Ванюшка.
Дурак. Ой, дурак.
Принес табак и медный пятак.
Повернись, ко мне не эдак, а так!
Беду от родных отвести хочу.
Одним, без тебя, никак.
Отныне я - твой вечный батрак.
 
Вздрогнул домина. Полетели из окон гусЯ-лебядины. Ставни - деревянные крылины, замахали, подняли песок, осыпали глину. Дыбом волосок!
Стены заплясали, заходили ходуном. Кот – в сторонку, плач ребенка, крики филинов угасли в матах простофилины.
- Угу. Угу-гу-й! Гу-гу-й!
 
Закудахтала, взлетела ветхая скотина, треклятая домовина. Из трубы – коромыслом дым-дымина. Вокруг себя облетела, подняла клубы чёрной пыли-пылины. И встала К лесу задом, к Ивану - передом! Вот это бесовщина… Бока во мхах, в курьих лапах - болотная тина. Жуткая картина.

Эх… Вышла баба-Яга. Да прищурилась. О крыльцо глухо стукнула костяная нога, - жуть сия никогда не забудется.
 
Костяная нога в мире скелетов с подругою Смертушкой ходит. А живая – по нашему бродит, сны и явь меж собою путает, колобродит.
 
В ступе с метлой границу миров облетает, как привратник, все засовы её охраняет. Пеплом, с погребальных костров, дома злых людей посыпает. В полнолуние все владения проверяет. По болотам бродит, с кикимор, жабами да пиявками, дань собирает.
- Ха-ха-ха.
 
Как потянет ноздрёй дух человеческий, волос дыбом встанет, взъерепенится. Птахи замертво попадают, вусмерть заиндивеются.
- Бряк. Бряк. И быдымжь
 
Змеи зашипят, заизвиваются. Под ракитою, что у чёрной Калины гиблой реки, гады скользкие зашевЕлятся, засобираются. Приползут посмотреть твари мерзкие, как Иванушка да с душой светлой прощается.
- Шшшш. Шшшш.
 
Прохрипела Яга, как калитка кладбищенская да скрипучая: «Знаю, с чем пришёл. Обо всём ведаю. Про душу светлую свою забудь. Я сегодня её, касатик, отведаю».
- И-и-и-и.
 
И всё, - только его и видели.
Сгинул. Навсегда.
 
***
Так что, сидите дома, детки. Прижимайте попы покрепче к табуретке. Маму да бабушку слушайте. С папой да дедушкой конфеты кушайте.
 
А лучше, всё, что дано – цените. Душу свою берегите. Для людей трудитесь да добром светитесь.


_________________
Послушать сказку в авторской озвучке можно по ссылке:

https://vk.com/wall300040574_480

Источник арта: russkaja-skazka.ru


Рецензии
Здравия, Ольга! Сказочка страшная, зато складная.
Заплетено из слов повествование. Так и надо сказки сказывать.
С почтением

Владимир Радимиров   19.06.2023 07:02     Заявить о нарушении
Спасибо вам. Это самая первая моя сказка. Выпрыгнула без спроса, без задумки, за полтора часа, как есть. Финалом не удлалетворена, но она меня не спрашивала.

Сейчас к ней просятся начало и финал. Так что, надеюсь, допишу и опубликую. Спасибо вам за интерес и отклик.

Ольга Аникушина   19.06.2023 18:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.