Новый взгляд на педагогику
В современных сложных условиях воспитание будущего гражданина многонациональной нашей страны сопряжено со многими проблемами. Воспитанник наш растет в очень трудное и нестабильное время, когда устои и нравы общества, человеческие ценности, высшие идеалы заново начали переосмысливаться. Старое болезненно отмирает, а новое только зарождается. Коммунистические идеи воспитания подрастающего поколения получили на стыке двух веков иное толкование. Западная модель в обучении и образовании все больше становится приоритетной, что отрицательно сказывается во взаимоотношениях детей, прежде всего подростков. Переориентация ценностей в психологическом плане для каждого человека процесс очень тяжелый и трудный. Утеря ориентиров, особенно в воспитании детей, тревожит не только педагогов и воспитателей, но и общество в целом, которому хотелось бы сохранить лучшие традиции прошлого.
Тысячелетиями накопленный опыт человечества в обучении и воспитании сегодня - решающий фактор в становлении личности. Педагогам и воспитателям в этот переходный период приходится опираться на лучшие традиции этнопедагогики, также на классиков педагогики. Очень кстати была разработана в эпоху больших перемен Е.П.Жирковым «Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия)». В ней четко и ясно было сказано, что «появилось поколение якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, слабо знающие родной язык, обычаи, историю и культуру своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, что приводит к деформации сознания нации». И впрямь искусственное насаждение, навязывание извне вредят ребенку. Без учета среды проживания, без учета традиционного уклада и быта его родителей детские сады и школы выпускают из своих стен уже «деформированную» личность.
Традиционный уклад народа саха уникален. Воспитание предков в экстремальных условиях Севера было строгим и требовательным, чтобы ребенок рос настоящим человеком, сильным не только телом, но и духом. Неотъемлемой частью у северных народов была нравственная чистота взаимоотношений. В экстремальных условиях Севера действовали неписаные законы нравственных ценностей, истинно угодные Богу.
Мировосприятие и мышление, привязанности, специфика родного языка - все это должно учитываться в воспитании и обучении. Потому «разработанная в духе новой политической платформы развития многонациональной страны с учетом Декларации и Закона о государственном статусе Республики Саха «Концепция обновления и развития национальных школ» - якутской, русской, эвенской, эвенкийской, юкагирской, чукотской, долганской - отвечает жизненным интересам коренных наций и всего народа республики».
Основой развития интеллекта для всех является родной язык. Приобщение детей к истории своего родного народа, привитие любви к родине и гордость за нее - это и есть работа педагога и воспитателя. Все воспитатели и педагоги мира признают, что судьба планеты Земля зависит от каждого из нас, от нашей реальной лепты и вклада на ее благо и процветание.
Когда говорят о развитии ребенка, то подразумевают накопление духовных качеств, которое протекает в неразрывной связи с историческим развитием народа. «Народное рациональное мышление – это по существу зародыш, предпосылка научно - рационалистического, материалистически философского мышления». Из чего становится ясным, что развитие личности ребенка не может рассматриваться вне общества, в котором он живет.
В советской системе образования уделялось внимание к личности, только как строителю коммунизма, без учета интересов того или иного народа, что невольно способствовало распаду Союза. Главным итогом суверенитета при всех имеющихся достижениях - это свобода личности.
В экстремальных условиях Севера выживали сильные люди, срабатывал закон естественного отбора. Сегодня с помощью лекарств и различных препаратов живут и со слабым здоровьем. Как отразится все это в последующих поколениях, о том молчат и педагогические, и медицинские науки. Экстремальные условия для северных народов являются суровой школой жизни, испытанием личности на мужество, где понятия добра и зла четко разграничены. Без понятия Серединного мира невозможно обучить ребенка добру и удержать от зла. В олонхо заключена глубокая философия народа саха.
Отправной точкой для ребенка всегда была семья. И впрямь ребенок растет в определенной среде, впитывает устои общества, вместе с тем неписаные законы и правила реальной жизни. Под руководством профессора и доктора психологических наук А.П. Оконешниковой была выпущена в 1994 году книга под названием «Вехи», которая пользовалась большим успехом в воспитании и обучении в семье, в детских учреждениях, также и в школах.
Особенно яркое и незабываемое представление о народной традиции дети получают во время ысыаха, где и сами становятся самыми активными участниками. По преданию, первый лавр по организации торжества и поклонения Айыы принадлежит Элляю Боотуру – основателю праздника ысыах.
Герои сказок и легенд как бы в этот день оживают. Разноцветные наряды русских, украинских, бурятских общин каждый раз украшают традиционный праздник народа саха. Где и сколько бы ни прожил человек на свете, он постоянно возвращается к опыту своего детства. Среда, в которой он рос, чему учила мать, что посоветовал отец в годы отрочества, навсегда запечатлеваются в памяти ребенка. Отчий дом, родная сторонка растит будущего гражданина.
Двуязычье закреплено во многих субъектах, как приобщение к мировой культуре. Бесспорно, тому способствует также знание английского языка. В условиях развивающейся демократии в многонациональной стране начали опираться в воспитании и обучении порастающего поколения на многовековой опыт предков. Этнопедагогика намного эффективнее. Она исходит от образа жизни и традиционного уклада самого народа. В экстремальных условиях северяне занимаются скотоводством, оленеводством, а южане тоже с давних времен занимаются землепашеством, садоводством, хлопководством. Так было и так будет впредь. За тысячелетия сложились укоренившиеся народные традиции, нравственно – этические нормы, духовные ценности. Но только после развала Советской Союза была признана народная педагогика.
Великий русский педагог К. Д. Ушинский, знаток человеческой природы писал следующие незабвенные слова в своем педагогическом труде: «Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми народными и единичными особенностями - его тело, душу и ум, - и, прежде всего, обращается к характеру, а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность. Почва эта, разнообразная до бесконечности, прежде всего, однако, распадается на большие группы, называемые народностями. Можно ли и должно ли разрабатывать эти различные почвы одними и теми же орудиями, сеять и производить на них одни и те же растения - или для каждой почвы педагогика должна открыть особые орудия и особые, этой почве свойственные растения? Вот вопрос, который мы здесь задаем себе» ( Изб. пед. соч., т. 1, с. 52 ). Эти слова великого педагога как никогда актуальны сегодня. Советская педагогика сделала в этом отношении большое упущение, начав стричь всех под одну гребенку.
Народ саха имел целую систему традиционных методов физического воспитания и развития активной личности. С малых лет ребенка воспитывали по определенным принятым возрастным категориям. Для каждого возраста были характерны свои методы и приемы воспитания. Использовались игры для привития таких качеств, как гибкость, ловкость, быстрота, меткость, смелость, решительность. Все они были связаны с выходом ребенка на лоно природы и нацелены на конкретные виды традиционных занятий. Восстановление полузабытого в настоящее время арсенала средств физического воспитания и активного развития, адекватное их отражение в содержании системы образования должно явиться фактором, сохраняющим и укрепляющим здоровье детей. Несмотря на финансовые трудности, медико-биологическое обследование здоровья северян сегодня продолжается и, в первую очередь, здоровье детей в экстремальных условиях Севера. Но сегодня они не утешительны. Есть проблемы, которые надо решать.
Педагог А.П.Азаров в своей книге «Педагогика свободы и любви» высказал новые взгляды и идеи. «Государственные и ведомственные дошкольные и внешкольные учреждения и школа и другие виды учебных заведений призваны стать местом, где человек будет приобщаться к культуре и духовным ценностям своего родного народа, осознавать выкристаллизованные веками и ныне сохраняющие свою ценность устои жизни, приобретать соответствующие умения, воспринимать элементы мировой культуры и общечеловеческой ценности». С таким выводом современного талантливого педагога А.П.Азарова нельзя не согласиться. В целом его работа перекликается с «Концепцией обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия)» Е.П.Жиркова. Новый подход в воспитании и образовании дает толчок к современной педагогике и к возрождению национального самосознания. В этом заслуга истинных педагогов большой многонациональной России.
Свидетельство о публикации №219090501152
Вячеслав Новичков 06.10.2020 17:21 Заявить о нарушении
С уважением Марианна
Марианна Макарова 3 07.10.2020 12:08 Заявить о нарушении