Новый взгляд на педагогику


В современных сложных условиях воспитание будущего гражданина многонациональной нашей страны сопряжено со многими проблемами. Воспитанник наш растет в очень трудное и нестабильное время, когда устои и нравы общества, человеческие ценности, высшие идеалы заново начали переосмысливаться. Старое болезненно отмирает, а новое только зарождается. Коммунистические идеи воспитания подрастающего поколения получили на стыке двух веков иное толкование. Западная модель в обучении и образовании все больше становится приоритетной, что отрицательно сказывается во взаимоотношениях детей, прежде всего подростков. Переориентация ценностей в психологическом плане для каждого человека процесс очень тяжелый и трудный. Утеря ориентиров, особенно в воспитании детей, тревожит не только педагогов и воспитателей, но и общество в целом, которому хотелось бы сохранить лучшие традиции прошлого.


Тысячелетиями накопленный опыт человечества в обучении и воспитании сегодня - решающий фактор в становлении личности. Педагогам и воспитателям в этот переходный период приходится опираться на лучшие традиции этнопедагогики, также на классиков педагогики. Очень кстати была разработана в эпоху больших перемен Е.П.Жирковым «Концепция обновления и развития национальных школ в Республике Саха (Якутия)». В ней четко и ясно было сказано, что «появилось поколение якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей, слабо знающие родной язык, обычаи, историю и культуру своего народа, укрепилась тенденция отхода молодежи от традиционного образа жизни, происходит утрата сформированных веками нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа, что приводит к деформации сознания нации». И впрямь искусственное насаждение, навязывание извне вредят ребенку. Без учета среды проживания, без учета традиционного уклада и быта его родителей детские сады и школы выпускают из своих стен уже «деформированную» личность.


Традиционный уклад народа саха уникален. Воспитание предков в экстремальных условиях Севера было строгим и требовательным, чтобы ребенок рос настоящим человеком, сильным не только телом, но и духом. Неотъемлемой частью у северных народов была нравственная чистота взаимоотношений. В экстремальных условиях Севера действовали неписаные законы нравственных ценностей, истинно угодные Богу.
Мировосприятие и мышление, привязанности, специфика родного языка - все это должно учитываться в воспитании и обучении. Потому «разработанная в духе новой политической платформы развития многонациональной страны с учетом Декларации и Закона о государственном статусе Республики Саха «Концепция обновления и развития национальных школ» - якутской, русской, эвенской, эвенкийской, юкагирской, чукотской, долганской - отвечает жизненным интересам коренных наций и всего народа республики».
 

Основой развития интеллекта для всех является родной язык. Приобщение детей к истории своего родного народа, привитие любви к родине и гордость за нее - это и есть работа педагога и воспитателя. Все воспитатели и педагоги мира признают, что судьба планеты Земля зависит от каждого из нас, от нашей реальной лепты и вклада на ее благо и процветание.


Когда говорят о развитии ребенка, то подразумевают накопление духовных качеств, которое протекает в неразрывной связи с историческим развитием народа. «Народное рациональное мышление – это по существу зародыш, предпосылка научно - рационалистического, материалистически философского мышления». Из чего становится ясным, что развитие личности ребенка не может рассматриваться вне общества, в котором он живет.

 
В советской системе образования уделялось внимание к личности, только как строителю коммунизма, без учета интересов того или иного народа, что невольно способствовало распаду Союза. Главным итогом суверенитета при всех имеющихся достижениях - это свобода личности.
 

В экстремальных условиях Севера выживали сильные люди, срабатывал закон естественного отбора. Сегодня с помощью лекарств и различных препаратов живут и со слабым здоровьем. Как отразится все это в последующих поколениях, о том молчат и педагогические, и медицинские науки. Экстремальные условия для северных народов являются суровой школой жизни, испытанием личности на мужество, где понятия добра и зла четко разграничены. Без понятия Серединного мира невозможно обучить ребенка добру и удержать от зла. В олонхо заключена глубокая философия народа саха.
Отправной точкой для ребенка всегда была семья. И впрямь ребенок растет в определенной среде, впитывает устои общества, вместе с тем неписаные законы и правила реальной жизни. Под руководством профессора и доктора психологических наук А.П. Оконешниковой была выпущена в 1994 году книга под названием «Вехи», которая пользовалась большим успехом в воспитании и обучении в семье, в детских учреждениях, также и в школах.

 
Особенно яркое и незабываемое представление о народной традиции дети получают во время ысыаха, где и сами становятся самыми активными участниками. По преданию, первый лавр по организации торжества и поклонения Айыы принадлежит Элляю Боотуру – основателю праздника ысыах.

 
Герои сказок и легенд как бы в этот день оживают. Разноцветные наряды русских, украинских, бурятских общин каждый раз украшают традиционный праздник народа саха. Где и сколько бы ни прожил человек на свете, он постоянно возвращается к опыту своего детства. Среда, в которой он рос, чему учила мать, что посоветовал отец в годы отрочества, навсегда запечатлеваются в памяти ребенка. Отчий дом, родная сторонка растит будущего гражданина.


Двуязычье закреплено во многих субъектах, как приобщение к мировой культуре. Бесспорно, тому способствует также знание английского языка. В условиях развивающейся демократии в многонациональной  стране начали опираться в воспитании и обучении порастающего поколения на многовековой опыт предков.  Этнопедагогика намного эффективнее. Она исходит от образа жизни и традиционного уклада самого народа. В экстремальных условиях северяне занимаются скотоводством, оленеводством, а южане тоже с давних времен занимаются землепашеством, садоводством, хлопководством. Так было и так будет впредь. За тысячелетия сложились укоренившиеся народные традиции, нравственно – этические нормы, духовные ценности. Но только после развала Советской  Союза была признана народная педагогика.
 

Великий русский педагог К. Д. Ушинский, знаток человеческой природы писал следующие незабвенные слова в своем педагогическом труде: «Воспитание берет человека всего, как он есть, со всеми народными и единичными особенностями - его тело, душу и ум, - и, прежде всего, обращается к характеру, а характер и есть именно та почва, в которой коренится народность. Почва эта, разнообразная до бесконечности, прежде всего, однако, распадается на большие группы, называемые народностями. Можно ли и должно ли разрабатывать эти различные почвы одними и теми же орудиями, сеять и производить на них одни и те же растения - или для каждой почвы педагогика должна открыть особые орудия и особые, этой почве свойственные растения? Вот вопрос, который мы здесь задаем себе» ( Изб. пед. соч., т. 1, с. 52 ). Эти слова великого педагога как никогда актуальны сегодня. Советская педагогика сделала в этом отношении большое упущение,  начав стричь всех под одну гребенку.

 
Народ саха имел целую систему традиционных методов физического воспитания и развития активной личности. С малых лет ребенка воспитывали по определенным принятым возрастным категориям. Для каждого возраста были характерны свои методы и приемы воспитания. Использовались игры для привития таких качеств, как гибкость, ловкость, быстрота, меткость, смелость, решительность. Все они были связаны с выходом ребенка на лоно природы и нацелены на конкретные виды традиционных занятий. Восстановление полузабытого в настоящее время арсенала средств физического воспитания и активного развития, адекватное их отражение в содержании системы образования должно явиться фактором, сохраняющим и укрепляющим здоровье детей. Несмотря на финансовые трудности, медико-биологическое обследование здоровья северян сегодня продолжается и, в первую очередь, здоровье детей в экстремальных условиях Севера. Но сегодня они не утешительны. Есть проблемы, которые надо решать.


Педагог А.П.Азаров в своей книге «Педагогика свободы и любви» высказал новые взгляды и идеи. «Государственные и ведомственные дошкольные и внешкольные учреждения и школа и другие виды учебных заведений призваны стать местом, где человек будет приобщаться к культуре и духовным ценностям своего родного народа, осознавать выкристаллизованные веками и ныне сохраняющие свою ценность устои жизни, приобретать соответствующие умения, воспринимать элементы мировой культуры и общечеловеческой ценности». С таким выводом современного талантливого педагога А.П.Азарова нельзя не согласиться. В целом его работа перекликается с «Концепцией обновления и развития национальных школ Республики Саха (Якутия)» Е.П.Жиркова. Новый подход в воспитании и образовании дает толчок к современной педагогике и к возрождению национального самосознания. В этом заслуга истинных педагогов большой многонациональной России.

 


Рецензии
"Основой развития интеллекта для всех является родной язык" - фраза неточная. Она справедлива только для совсем маленького ребёнка. Он познаёт мир через язык, на котором общается с матерью. Но ведь все языки разные, и мощь и богатство языка, сформированные особенностями жизни далёких предков, тоже различаются. Язык племён, до сих пор живущих в отрыве от цивилизации (отдельные африканские племена, племена долины Амазонки) крайне беден - другой в их условиях и не требуется. Таким образом из Вашей фразы можно сделать вывод, что некоторые народы обречены на отставание, потому что являются заложниками своего бедного языка. Или всё таки не так? Тогда нужно сформулировать мысль точнее.

Вячеслав Новичков   06.10.2020 17:21     Заявить о нарушении
Вячеслав, спасибо, что поделились своим восприятием языка. С молоком матери ребенок впитывает язык, на котором общается мать.Опираясь на родном языке воспринимается окружающая среда, а затем на любом другом языке можно расширить кругозор и познать весь мир в силу своих возможностей.

С уважением Марианна

Марианна Макарова 3   07.10.2020 12:08   Заявить о нарушении