Литература

Даже не знаю с чего начать.
Как подойти к описанию того восторга, трепета, какой я испытывала при виде книжных полок у кого-нибудь дома. Я медленно по несколько раз прочитывала названия, потом снова от первой до последней книжки, которые стояли на полке плотно, что трудно вытащить, и я боялась даже потянуть чтобы не повредить корешок, а на корешках имена авторов - Александр Дюма, Джек Лондон, Жюль Верн, Роберт Льюис Стивенсон и так далее. Обычно те у кого они были, не давали их читать, боялись наверное что испачкаются. Помню увидела у школьной подруги дома "Легенды о Тиле Уленшпигеле", попросила, она обещала спросить у папы, но, увы, папа не разрешил. В библиотеках были очереди, не дождёшься, поэтому каким-то образом всё равно появлялись случаи где-то увидеть и прочитать книжку о которой грезил.

 Так случилось, например, с книгой "Три мушкетёра". Я попала в больницу, с апендицитом, и в палату привезли девочку, которой потом родители принесли эту книгу. Я как увидела, чуть в обморок не упала. Девочка была хорошая, она её уже читала и дала мне. До выписки оставалось три дня, я её буквально "проглотила". Было мне двенадцать лет.
А помните "Робинзон Крузо" Даниэля Дэфо? Пришлось читать в поезде, времени одна ночь!

Ты переносишься, утопаешь в том времени, в чувствах, переселяешься, перерождаешься в тех героев, ты словно в них или рядом с ними, любишь, скачешь, страдаешь и спасаешь!
Не забыть никогда этого сладостного чувства предвкушения, что вот сейчас откроешь книгу и ты уже не ты, и тебя здесь нет в этом пространстве и в этом времени, и какая там школа с её нудной программой и с обязательной литературой для прочтения, нет, настоящее вот оно!

Каверин "Два капитана", "Катриона", "Похищеный" Стивенсона всего 5 томов, "Сага о Форсайтах" Голсуорси по-моему тоже 5, и ещё много, много чего прочитано мной где-то с седьмого по девятый класс.

Конечно нас учили видеть в литературе не только рассказ, как просто историю, а анализировать, видеть красоту описания событий, построение фраз, предложений, мотивы, выносить для себя ценности этического, морального и гражданского взгляда на жизнь, но...
Пусть меня простят Антон Палыч Чехов и Лев Николаич Толстой...разбирать какого-то Ионыча или как и что Пьер Безухов думал о дубе, поверьте, не самое увлекательное занятие, для юношей и и девушек лет четырнадцати- шестнадцати. Поэтому отвечать усно было не интересно и я выезжала на сочинениях. А тут уж меня хлебом не корми, была бы тема, я такого понапишу. Однажды учительница раздала открытки и попросила описать или точнее, выразить то о чём думается, глядя на картинку. Помню мне досталась зима, сугробы и кустики вдали. Я рассказала как бы я взбежала на этот снег, пушистый и сверкающий, и как воздушные хлопья окружили меня и падали на ресницы и как зайчик скатился бы снежным комом, ну и так далее. Все же писали так - на картинке стоит домик, около него дерево, пришла зима))) Вобщем подошла ко мне учительница, посмотрела, сказала что не ожидала, я тогда подумала - так вы же меня не знаете, меня, моего я, кто я и что я...не ожидала... Конечно, я была тихая, бойко не отвечала, а что у меня внутри и что там накопилось и сколько я книг прочитала, она и представить не могла. Но не я же должна была ей это говорить. Это она закончила университет имени Ломоносова, она изучала психологию, но... не ожидала.
Она сразу же записала меня на факультатив, где я её ещё раз удивила, когда прочитала "Жди меня" Симонова.

Но однажды и она меня удивила.
Она стояла у своего стола, потом окинула взглядом класс и сказала - Я читаю по вашим лицам, все ваши мысли, вы думаете что я ничего не вижу, ошибаетесь, я вижу по вашим глазам о чём вы думаете...
И тут я поймала себя на том, что непроизвольно опускаю глаза, чтобы не встретиться с ней взглядом.
Я Вас помню, Елена Сергеевна... Спасибо.

P.S. А Чехова Антон Палыча я обожаю, но обожание его рассказов началось где-то после тридцати, не знаю почему, хотя...доросла наверное)))
Да, и пусть простят писатели, которых не упомянула - Чернышевский, Гончаров и ещё кто-то...ну, тут уже ничего не скажу.


Рецензии