Удобной быть - не поле перейти

- Знаешь, меня так привыкли воспринимать, как удобную во всех отношениях, в том числе мои родственники, мои самые близкие, к примеру - мой двоюродный брат, так вот он с женой регулярно заезжает ко мне на пожить, ну, вроде как: "Мы будем проездом, но тебе же не сложно приютить нас?" И вот они в однокомнатную мою квартирку заезжают вчетвером, а там ещё я с сыном, и мне всегда казалось, что это правильно, они мне родные, и племянник мне дорог, он учится в университете, я его периодически подбираю к себе пожить, покормить, обстирать и постричь. Это бывает нечасто, однако на эти выходные он опять приедет.

Из всей упомянутой родственной компании меня обременяет только мой собственный двоюродный брат. Он очень тяжёлый в быту, неблагодарный, спасибо не скажет, всё получаемое воспринимает как данность, и доходит до нехорошего. Как пример - я рано ложусь спать, солнце заходит и мне пора, я его спрашиваю: "Лёш, когда планируешь ложиться?" А в ответ получаю не ответ по времени, мол, через час или полтора, ведь понятно же, почему я вопрос задаю, квартирка однокомнатная, тесно, все на виду, кто-то кашлянул - везде слышно, но он мне говорит: "Я тебе что, мешаю?" И мне даже стыдно становится, потому что не могу сказать, что да, мешаешь, мне на работу рано вставать, а вместо этого я отвечаю, что, дескать, нет, не беспокоишь ты меня совсем, всё в порядке, а сама при этом думаю, что пойду-ка я в туалет, подышу глубоко, а лучше на улицу тихонечко рвану, зимой, под дождь и небесный огонь, перед сном прогуляюсь, авось к утру не замёрзну.

И вот такие мелочи, хотя и не мелочи они вроде, во время пребывания брата для меня стрессом становились. 
А недавно он опять захотел ко мне приехать, дней на десять, погостить, пожить, а я, хотя мне было уже, если что, куда податься, лето всё-таки, поля для прогулок задумчивых бесконечные и дача с собакой недалеко, однако я ему сказала "нет". Сказала "нет" и добавила, что поищу для него съёмную квартиру на необходимый срок. И мы действительно нашли хорошую двухкомнатную хатку, он там жил и отдыхал, а я у себя дома спать ложилась когда хотела и к собаке на дачу не бегала, но я к чему всё это? К тому, что, представляешь, вот он уже сегодня уезжает, а у меня всё равно какое-то угрызение совести, что я по отношению к нему вот так поступила, заставив жить на съёмной квартире, деньги платить, а мне же не сложно было, мог бы у меня на все десять дней остаться, ничего, не рассыпалась бы, в туалете пару раз поплакать могла, да в лифте нашем говорящем с первого по девятый покататься, ожидая, когда же брат мой двоюродный спать ляжет. Откуда во мне это? Я же ничего ему не должна. Вот не могу тебе и даже себе объяснить. Только тяжело мне оттого, что я себя виноватой считаю, за то, что он всё это время на чужой квартире жил, а не у меня. Получается комплекс хорошей девочки, которая должна быть удобна всем. Мне этот комплекс всю мою жизнь мешает. Не хочу я быть удобной. Хорошей не хочу. Пусть лучше меня боятся и спрашивают моё разрешение. Вот как-то так. Скажешь чего?

- Скажу. Рассказанную тобой болячку я переживал с детства, хотя не был хорошей девочкой, зато хорошим мальчиком я очень даже был. Быть хорошим или удобным, как ты правильно добавила, это значит стараться соответствовать чужим ожиданиям, не разочаровывать других своими поступками и словами, причём, заметь разницу - не обижать или вообще вредить, а именно не разочаровывать, что означает, ты обязываешь себя плевать на собственные интересы в угоду тем, кто охраняет свои. И вот уже ты оправдываешь тех, кто тебе в тягость, ты ищешь и находишь причины даже извиниться перед ними, чтобы с новыми силами начать разбрасывать перед кем попало ценное своё.

Удобные очень редко требуют, ещё реже нападают, они учитывают любое постороннее желание, чих и пук, только чтобы остаться в чужих глазах хорошими, хотя этого, как правило, не происходит, потому что ты не становишься хорошей, тебя немедленно записывают в удобные, именно такие, кем можно безвозмездно воспользоваться и без зазрения совести передвинуть на целую вечность, если, например, нужно отдать долг. В порядке - ты же не будешь устраивать сцен, не станешь биться за своё, ты уже столько раз соглашалась, когда тебя просили подождать, ты столько раз понимала, когда тебе рассказывали о трудных временах, тебя всё и всегда устраивало, почему бы тебе, чёрт возьми, не подождать ещё одну вечность? Тебя записывают в слабые, понимаешь? В такие удобные слабые, которых можно использовать по своему усмотрению, пренебрегая твоими чувствами и желаниями, тебя просто насилуют вот так, потому что благодаря тебе уверены - ты всегда позволяла и сейчас не запретишь.

В человеческом мире, стремящемся к чуду и красоте, но неспособном отказаться от дерьма, нельзя жертвовать собой. Нельзя. Давать должен имущий. Вот станешь миллионером - купи брату квартирку с девочками и пусть себе по приезду он потеет от вопросов жены, какого хрена тут делают какие-то голые бабы, если он с семьёй приехал в зоопарк мороженое поесть. Ты ничего не потеряешь. Ты даже облагодетельствуешь брата, потому что именно в такой ситуации, кто знает, у него в голове что-то треснет и он вспомнит, как однажды и не единожды плевал на твою гостеприимность своим отношением к тебе. А может, ничего не произойдёт. И всё-таки, в мире людей, привыкшем к потреблению и продаже, нельзя быть терпеливым. Терпение в глазах абсолютного большинства тоже слабость, с этим никто честно не согласится, абсолютно искренне убеждая тебя в грандиозности доброты и терпеливого согласия, но сразу же пытаясь использовать твоё терпение в своих целях. А поэтому учись говорить нет. Как ты это уже сделала. Отказывай. Чтобы не пришлось снова задавать себе один и тот же опостылевший вопрос.
Кстати, если хотя бы один раз крепко отказать, с уверенностью можно заметить отношение изменения к себе. Тебя начнут  осуждать или даже ненавидеть, про тебя расскажут много ерунды и дряни, всё за глаза, улыбаясь тебе в лицо, но уже не особенно настаивая на своих интересах. Всё изменилось. Ты уже другая. Теперь с тобой будут считаться. Всё расставилось по своим местам и получило своё имя. Твой мир и чужое к нему отношение. И тебе не надо уходить из собственного дома в ночной лифт.

Лишь один нюанс. Это возможно и нужно - быть хорошей, удобной, милой и настоящей. С одним исключением. Всего одним. Ты никогда не почувствуешь тяжести в груди, если даришь свою хорошесть тем, кто её ценит. Тебе ни за что не придётся переживать своё неумение отказать, если вопрос задаёт тот, кто сам предложит тебе устраивающий вас обоих выход. Понимаешь? Спокойствие в груди плюс полное согласие с тем, кто напротив - вот неотъемлемое правило использования твоих качеств на людях. Чувствуешь ровно бьющееся сердце? Замечательно. Вдыхаешь от успокоенности полной грудью - всё в порядке, теперь можно вместе бежать на дачу и в бескрайнее поле, проситься в собачью будку и всю ночь кататься на лифте. Или посмотреть мультик, попить чаю и спокойно лечь спать. А иначе и быть не должно. И хотя бы в твоём доме, я надеюсь, по-другому больше не будет.



GC


Нельзя. Измерить. Справедливость
http://www.proza.ru/2016/09/04/1261

Мистер Фёст. И мистер Секонд
http://www.proza.ru/2017/05/16/1216

Порог
http://www.proza.ru/2016/09/07/361

Эволюция Скверны
http://www.proza.ru/2017/05/26/1697

Промолчи. Отомсти. Забудь
http://www.proza.ru/2017/09/11/1170

Осуди меня за справедливость
http://www.proza.ru/2016/10/02/1304


Рецензии