Фарфор с Худа
Странность же тарелок заключалась в том, что уходили они за большие суммы, заметно превышая аукционную стоимость любых других (кроме редких статуэток) фарфоровых изделий. Приобретали их в основном высокопоставленные флотские чины. А однажды три таких тарелки приобрело английское Адмиралтейство (теперь они находятся в Национальном морском музее).
Такой ажиотаж вокруг вроде бы невидных тарелок был не случайным. Эти тарелки были из сервиза, которым пользовались офицеры английского линейного крейсера «Худ» («Hood»).
И если тарелки и прочая посудная мелочь в художественном отношении выглядели скромно то блюда, салатницы и другие крупные предметы сервиза имели кроме монограмм изображения «Худа», ведущего огонь из всех восьми орудий главного калибра. Хорошо бы эти предметы сервиза выставить в музее. Но как их выставишь если они покоятся на дне Датского пролива не глубине 2 800 метров.
Если попросить сто случайных человек с улицы показать на карте Датский пролив, то с заданием справится едва ли один человек. А может и не справится. Обычно, Датский пролив начинают искать возле берегов Дании, хотя всем со школы известно, что кроме Скагеракка и Каттегака там никаких проливов больше нет.
А находится Датский пролив намного севернее Дании. Он разделяет Гренландию и Исландию. Почему он назван Датским — большой вопрос. Может быть не его название повлиял тот факт, что он омывает берега Гренландии, которая принадлежит Дании.
Известен же он тем, что там в период Второй мировjй войны, в 1941 году Kriegsmarine отвалил Royal Navy обидную плюху. Немецкий линкор «Бисмарк» во взаимодействии с тяжёлым крейсером «Принц Ойген» потопил английский линейный крейсер «Худ», которого не очень удачно поддерживал линкор «Принц оф Уэльс»
Два грозных немецких корабля отправились в разбойничий поход. Они вышли из польской Гдыни и пройдя через Датские проливы, повернули на север, двигаясь вдоль берегов Норвегии. Там «Принц Ойген» дозаправился («Бисмарк» от дозаправки отказался, а зря). После чего рейдеры повернули на запад и, обогнув Исландию, намеревались через Датский пролив прорваться в Атлантику, чтобы гробить суда на транспортных коммуникациях союзников Узнав об этом, англичане, для предотвращения такого опасного прорыва, послали на перехват немцев линейный крейсер «Худ», линкор «Принц оф Уэльс» и несколько эсминцев. Возглавил соединение вице-адмирал Холланд. Он держал свой флаг на «Худе».
Английское соединение вышло из Скапа Флоу, что на севере Англии.
Дойдя до Исландии, корабли соединения бросили якоря на рейде английской военно-морской базы и приступили к топливной дозаправке. После чего соединение вошло в Датский пролив.
Матрос Генри Девис был одним из вестовых офицерской кают-компании «Худа». По боевому расписанию его место было на зенитном мостике правого борта, куда он резво бежал по сигналу боевой тревоги. Его заведованием был четвёртый зенитный 28-ми миллиметровый автомат, где он выполнял обязанности второго номера. Тревоги объявлялись часто. То дымы возникнут на горизонте, то появятся неизвестные самолёты, то ещё что.
Сидя в железном кресле на продуваемом ветром зенитном мостике, он с ненавистью смотрел вниз на серые холодные волны и со страхом представлял себя либо барахтающимся в ледяной воде, либо погибающим в водовороте, созданном тонущим кораблём. Он был не трус, но его охватывал жуткий ужас, когда он понимал, что снаряды противника могут оставить от него мокрое месиво. Это ужас не покидал его даже ночью. Ему постоянно снились кошмарные сны, в которых он попадал в различные кораблекрушения. Все эти страхи буквально извели матроса. Он не знал, как от них отделаться.
До сего времени «Худ» участвовал во вспомогательных, второстепенных операциях (набеги, конвои), а в этот раз, как оповестил по корабельной трансляции командир корабля сразу же после выхода из Скапа Флоу, биться придется на равных с сильным противником, с линкором «Бисмарк». Какое «на равных»? Смазывает командир. Из справочника, который есть в каждой башне, следует, что, действительно, вооружение, броня, скорость обоих кораблей примерно одинаковы. Но Худ» старше своего противника на 20 лет. А значит конструктивно он более слаб, чем «Бисмарк». Кроме того, оптика у немцев качественнее английской, а это в бою может иметь решающее значение. «Ох, уделает нас немчура!», — малодушно подумал Генри.
От этих мыслей всё в груди матроса переворачивалось. А мама, а Мэри?! От чувства неизбежности предстоящего смертного боя холодела душа. И решил Генри сбежать с корабля. Сбежать и будь, что будет. Он решил, что всё, «что будет», — лучше ледяной купели Датского пролива.
Он знал, что в Исландии корабли станут под заправку. Вот это и будет шанс избежать кровавого кошмара. Конечно, за дезертирство — расстрел. Но Исландия была независимой и нейтральной страной, поэтому ей до дезертира не будет никакого дела. Правда в Рейкьявике и в других городах Исландии расположены английские морские пехотинцы, но их мало и у них свои заботы.
Готовится к побегу он стал сразу же по выходе из Скапа Флоу. В брезентовый сак Генри положил кое что из одежды, которая сгодится на берегу, в частности, — тёплую куртку, купленную им ещё в Англии. У него в рундуке под грудой обмундирования были спрятаны красивые тарелки, которые он потихоньку вынес из кают-компании. Тарелки он намеревался подарить маме, как флотский сувенир. Он разглядывал фарфор и думал, что с ним делать. Не выбрасывать же. Генри думал, думал да и засунул тарелки в сак, завернув их в тельняшки.
Корабли соединения не подошли к причалам военно-морской базы, а бросили якоря на её рейде. К «Худу» сразу же пришвартовался танкер. Когда кончилась суета с подачей шлангов, Генри, пользуясь темнотой, перелез через бортовые леера и спрыгнул на палубу танкера. Там он залез за вьюшку и прикрылся брезентовым чехлом. Откачав нужное количество мазута, танкер отошёл от корабля и почапал в базу. Когда на ошвартованном к стенке танкере всё уснуло, Генри вылез из укрытия и сошел на берег. Благо вахтенный у трапа отсутствовал. Теперь нужно было выбраться с территории базы. Через проходную он не пошёл. Могут задержать. На территории базы было темно и пустынно. Моряк нырнул за сараи, подошел к ограде и легко перемахнул через неё.
Из карт, что стопками лежали в штурманской рубке, его приятель отыскал по просьбе Генри карту Исландии, где было видно, что рядом с военно-морской базой находится небольшой городок. Имея это в виду, Генри в рассветной серости выбрался на дорогу и направился в сторону городка.
Улицы городка были ещё безлюдны. Моряк, бредя по центральной стрит. быстро нашёл небольшой отель. Двери отеля были заперты. Генри позвонил. Вышел заспанный администратор. В отеле моряк зарегистрировался как Томми Беккер и назвал себя демобилизованным матросом, ищущим работу. У него не было местных крон, но адми нистратор не отказался от фунтов. Конечно, мужчина почувствовал какую-то фальшь в сложившейся ситуации, но копаться не стал. А чего копаться-то? Клиент имел приличный вид, оплатил номер за неделю вперед. А всё остальное администратора не касалось.
На «Худе» обнаружили силуэты немецких рейдеров утром 24 мая. Было 5.45. Ещё не совсем рассвело. Адмирал Холланд приказал идти на сближение. Расстояние между противниками быстро сокращалось. Когда до «Бисмарка» оставалось 13 миль, «Худ» в 5.50 открыл огонь из четырёх носовых орудий. Через минуту рявкнули 6 носовых орудий «Принца оф Уэльс», который шел уступом, оторвавшись от флагмана на пол мили.
В 5.55 оба немецких корабля открыли огонь по «Худу». Первые снаряды «Бисмарка» с исключительной точностью легли вблизи носа «Худа», залив его палубу фонтанами вздыбившейся воды. Для первого залпа это было очень хорошим результатом. Первый же залп «Принца Ойгена» лёг с небольшим недолётом.
После второго залпа немецких кораблей снаряд с «Принца Ойгена» разорвался на палубе «Худа», вызвав крупный пожар, после чего «Ойген» перенёс огонь на «Принца оф Уэльс»
Бой был скоротечным. Он продолжался 8 минут. Пятый залп «Бисмарка» накрыл английский флагман. В 6.00 на «Худе» произошел мощный взрыв боезапаса. Корабль разломился надвое. Кормовая часть сразу же ушла под воду. Носовая часть продержалась минуту-другую, а затем, приняв вертикальное положение, также ушла в пучину. В это время «Принц оф Уельс», получив три снаряда в корпус, поставил дымовую завесу и вышел из боя.
В этом бою английские артиллеристы оказались менее профессиональны чем немецкие: из пяти залпов «Худа» ни один снаряд не достиг цели. Был ещё и шестой залп, который в отчаянии произвели в никуда артиллеристы носовой башки, когда «Худ» начал тонуть.
Прибывший через два часа к месту боя английский эсминец подобрал трёх матросов с «Худа». Они окоченевшие сидели на спасательных плотиках. Кроме этих трёх счастливцев больше никто из 1418 человек, составлявших экипаж «Худа», не спасся.
Это просто дикий ужас когда сразу, одновременно расстаются с жизнью тысяча человек. И это может быть только на флоте. На суше такого на случается. А ведь бывают катастрофы страшнее, чем гибель «Худа». Так в Цусимском сражении броненосец «Император Александр III» перевернулся и ушел на дно со всей командой. Не спасся никто.
Первыми в мире трагическую весть о гибели «Худа» получили от английских военнослужащих жители исландского городка, расположенного рядом с английской военно-морской базой. Когда эта новость дошли и до ушей Генри, его сразу же потрясли два чувства: безмерная радость от того, что его не было на корабле во время боя и такая же безмерная печаль по погибшим товарищам. Но самым главным ощущением было счастливое осознание полной безопасности. Теперь его никто не будет искать, теперь его никто не задержит. Матроса Генри Девиса нет на этом свете. Матрос Генри Девис навеки занесён Адмиралтейством в список военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга. Теперь он Томми Беккер.
Чтобы помянуть несчастных моряков с «Худа» и отметить своё счастливое спасение, Томми спустился в бар. Там он с чёрной бутылкой крепкого английского «Bulldog» и грудой сэндвичей уселся за столик и приступил к поминальной акции, запивая сендвичи горячим еофе.
После двух стопок к столу подсела хозяйка отеля. Её звали Розалия. Это была крепкая. белокурая женщина лет на пять, а может быть и на десять старше Томми. Она одна вела дела отеля. Её муж год тому назад утонул на рыбалке. Тело его так и не нашли. Очевидно течением его унесло в открытое море.
— Позвольте отвлечь вас на минутку, — вежливо начала Розалия.
— Да хоть на двадцать, — добродушно отреагировал Томми.
-- Я слышала, что вы ищете работу.
— Совершенно верно.
— Я могу предложить вам работу по уходу за территорией возле отеля и по поддержанию порядка в саду и на огороде. Ну и разный мелкий ремонт и подсобная помощь.
И работа и оплата труда, предложенная Розалией, для первого случая полностью устраивала Томми. Он согласился.
С утра до вечера Томми с удовольствием занимался стрижкой газонов, пропалыванием грядок, подметанием тротуара. Он участвовал в разгрузке продуктов, убирал в бумажные мешки скопившийся за день мусор. После занудного существования на корабле такая вольная жизнь ему нравилась.
Вскоре очередная военно-морская новость всколыхнула городок: погиб линкор «Бисмарк».
Адмиралтейство побледнело от негодования, когда узнало о потоплении «Худа». На «Бисмарка» был науськан почти весь королевский флот, находившийся в Атлантике. Наглый обидчик должен быть уничтожен!
В охоте на «Бисмарка» участвовало 2 авианосца, 3 линкора, 2 крейсера, 4 эсминца и другие корабли. Разве от такой своры отобьёшься? А «Принцу Ойгену» повезло. Ему удалось оторваться от погони и укрыться в Бресте.
Командир «Бисмарка» безусловно предполагал, что англичане вцепятся в него мёртвой хваткой. В такой ситуации нужно было не стремиться в Брест, а самым полным чесать на юг. Там затихариться и переждать аврал. Может быть Эрих Линдеман, командир "Бисмарка", так бы и сделал, но топлива у него было в обрез. Наверное он очень пожалел, что отказался от дозаправки в Норыегии.
27 мая в 8.47 утра «Бисмарк» атаковали 15 торпедоносцев с авианосца «Виуториес». Три попадания потрясли корабль. Вышли из строя рулевые механизмы. Корабль потерял маневренность. Линкоры «Король Генрих V» и «Родни», а также два крейсера начали обстрел «Бисмарка». Англичане достаточно быстро добились попаданий. За полчаса линкор получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, возник сильный крен. В 9:31 смолкла последняя четвертая орудийная башня крейсера, после этого по рассказам выживших членов команды командир корабля отдал приказ о затоплении линкора. «Бисмарк» до конца не спускал боевой флаг, что позволило «Родни» подойти на расстояние в одну-две мили и в упор расстреливать беззащитный корабль.. Крейсер «Дорсетшир» в период с 10:20 до 10:36 выпустил по немецкому линкору 3 торпеды, каждая из которых попадала в цель. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего корабля.
«Бисмарк» пережил «Худа» всего лишь на три дня. А «Принц Ойген» провоевал всю войну. После капитуляции Германии он достался американцам, которые использовали его при ядерных испытаниях на аттоле Бикини. Линкор выдержал два взрыва, а после третьего перевернулся и затонул.
Томми быстро прижился в городке. Многие местные знали английский язык. поскольку изучение английского и датского языка было обязательным в общеобразовательных школах. Да и сам Томми значительно преуспел в освоении местного языка. У него завелись знакомые. Он стал вечерами наведываться в паб. Все было хорошо. Вот только с женщинами была проблема. Проституток в городке не было. На военно-морскую базу иногда привозили проституток из Рейкьявика, но после сеансов с матросами, они убывали обратно, не останавливаясь в городке. Местные же барышни чурались его. Чужак!
Электрическая розетка в спальне у Розалии искрила при втыкании штепселя. Хозяйка попросила Томми исправить неисправность. Томми просьбу выполнил, но в спальне задержался. До утра.
Вскоре Розалия и Томми объявили о помолвке. А тут и свадьба. Хотя Томми было 25 лет, женщин он знал мало. Проститутки не в счет. Они не инициативны. Что скажешь, то и делают. Поэтому Розалия для него была настоящим открытием. Чего только она не придумывала. Ах, Розалия! Это от неё он узнал какие ласки больше всего приятнее её киске. Да много чего узнал. Правильной женщиной была Розалия.
Оказалось, что общение с женщиной — это не сунул-вынул и пошел. Оказалось, что общение с женщиной — это почти искусство. У Розалии была индийская книга, переведённая на английский. О, там всё было расписано и разрисовано.
Вскоре появился сынок. Назвали его Генри. И покатилась спокойная, размеренная, жизнь. Годы шли за годами. Вот уж и три спасённых матроса с «Худа» ушли в мир иной. И он стал как бы меморией: единственный член экипажа погибшего линейного крейсера. Впору в музее выставлять.
Вообще англичане любят хранить в музеях разные вроде бы незначительные корабельные артефакты. Так однажды волны прибили к берегу Гренландии деревянный транец от шлюпки с «Худа». Всё! Национальный морской музей в Лондоне включил его в свою экспозицию. А в 2001 году были обнаружены останки «Худа». Они лежали на глубине 2 800 метров и представляли собой три груды обломков. Видать взрыв боезапаса так потряс конструкцию корабля, что корпус его, опускаясь на дно, продолжал разваливаться. Среди обломков заметили судовой колокол (рынду) и решили его понять. В 2015 году специальным устройством этот колокол был поднят. Он сразу же стал экспонатом Национального музея королевского флота в Портсмуте.
Тарелки с «Худа» использовались в семье Томми Бейкера по их прямому назначению. С них ели. И особенно не берегли. Одна тарелка имела скол, другая — трещину. Но когда Томми, почувствовав приближение смерти, поведал сыну историю, связанную с этими тарелками, они стали раритетами.. Теперь их берегли и использовали только в торжественных случаях.
После смерти Розалии дела повёл её сын Генри. Да не очень удачно. Военно-морскую базу закрыли, городок опустел. Кто уехал в Англию, кто в Канаду. Постояльцев почти не стало. Жили, еле-еле сводя концы с концами. Вот тогда и пришла в голову Генри мысль распродать фарфор с «Худа». В вдруг он будет высоко оценен. Вот тогда и появились тарелки с голубой монограммой из трёх букв на международных аукционах.
Кстати, автор забыл рассказать о судьбе напарника «Худа», линкора «Принц оф Уэльс». Судьба его сложилась тоже трагически.. В декабре 1941 года он был переведён в Сингапур. Вскоре при возвращении из боевого похода его атаковали японские самолёты. От попадания пяти торпед и нескольких бомб линкор перевернулся и затонул.
Для любознательных.
Параметры «Худа»:
Главный калибр — 8 орудий калибра 381 мм
Толщина броневого пояса — 305 мм
Толщина лобовой брони башен — 380 мм
Максимальная скорость — 31,9 узлов
Спущен на воду в 1918 году.
Параметры «Бисмарка»:
Главный калибр — 8 орудий калибра 380 мм
Толщина броневого пояса — 320 мм
Толщина лобовой брони башен –360 мм
Максимальная скорость — 30 узлов
Спущен на воду в 1939 году
Почему-то автору «Бисмарк» более симпатичен, чем «Худ». Наверное потому, что «Бисмарк» честно вел бой, один на один, а на «Бисмарка» англичане навалились целой стаей. Черчилль в своих мемуарах отмечает, что гибель «Худа» потрясла королевский флот и отчасти деморализовала его: такой могучий корабль, гордость флота и не продержался и восьми минут. Уничтожить «Бисмарк» было необходимо. Любым путём, любым способом.
Свидетельство о публикации №219090501308