Сотка. Послесловие к Asuri

На фото - в здоровом теле здоровый дух:)). В спортивном клубе, в который хожу.



__________

На самом деле, здоровое тело вовсе не означает, что автоматически и дух будет здоров. Тут нет прямой зависимости. Как в одну, так и в другую сторону.

А древние говорили совсем не так, как мы привыкли слышать.

"Молитесь же, чтобы в здоровом теле дух был здоров..." - так в первоисточнике.

Абсолютно другой смысл...

Но к делу.

Вот и сентябрь.

В общем-то, я и летом не шибко-то отдыхал. Теперь осень... Надо работать серьезнее.

И я тут подумал кое-чего сказать на эту тему…

И немного доразъяснить Asuri...

В общем, эти заметки для тех, кто работает головой.

Кто изводит себя, потому что по-другому не умеет. Кто раздербанивает донельзя нервную систему, а потом глотает и глотает таблетки, и сутками не может заснуть. И день перестает отличаться от ночи.

Но тут уже новая, новая и, конечно же, срочная, нужная  и неизбежная работа не дает вздохнуть, отстраниться, восстановить силы…

И жизнь превращается в пытку, и ничего не помогает.

Так когда-то было и у меня... Заходишь в вагон метро в легкий летний день, в фуболке и шортах, о чем-то задумываешься... А когда вдруг спохватываешься - все вокруг уже давно в плащах и пальто, стряхивают с зонтов на пол капли дождя и не успевшие растаять снежинки... И смотрят на тебя изумленно...

Но всё равно надо работать... И я ее люблю, свою работу.

Но голова начинает отказывать, и безапелляционно и однозначно заявляет от имени всех других остальных частей и органов: "Мы бы попросили!"

И нервная система уже сама от себя одной бурчит насуплено и зло: «Ах, нет!.. Мы так не договаривались!..»

И вот уже маячит инсульт или энцефалопатия…

Надо с этим что-то делать...

Я  хочу немного поделиться некоторым своим личным, собственным, проверенным на себе опытом.

 И кому-то это пригодится и, знаю, поможет.

Сотка – это одно из моих упражнений для головы, для мозга, позволяющее снять напряжение, когда времени совсем мало, а усталость наваливается. И нет возможности просто перестать работать и отключиться.

Я о ней непременно расскажу. Чуть позже.

Итак. Здесь не про спорт.

Нет ничего тупее и глупее спорта. Это надо понимать.

Я вот про что. Про здоровье.

Надо различать спорт и то, что не очень удачно называется физической культурой.

А это совсем другое дело.

Вообще-то, есть три великих лекаря.

 Голод, холод и эта самая физическая культура.

Что касается головы, мозга - надо еще обязательно добавить свежий воздух. Не менее полутора часов в день.

А физическую культуру можно разделить на ту, что относится к телу, мышцам, внутренним органам – то есть  различные комплексы упражнений, из которых лучшими являются упражнения разных типов йоги. (замечу для тех, кто побаивается и не уверен, что получится - в йоге совсем не обязательно закидывать пятку за шею, там много вполне "нормальных" и доступных, но тем не менее очень хороших и действенных упражнений)

И на ту, что относится к работе мозга и нервной системы – разного рода медитации.
Например, из той же йоги.

Когда-нибудь я, может быть, напишу и про голод, и про холод (я уже лет пятнадцать ежедневно по утрам обливаюсь холодной водой, есть что посоветовать), и про разные толковые физические упражнения и т.д.

Пока - только про восстановление нервной системы, нормальной работы головного мозга.

Одна из наиболее толковых и расслабляющих в этом смысле – нидра-йога.

Там всё построено на одном любопытном наблюдении.

Как только мы (и тут не так просто подобрать глагол, не несущий в себе семантику напряжения) «собираем» внимание на каком-то участке нашего тела, там тут же снимается напряжение, а при более длительном «внимании», начинаются благотворные процессы восстановления.

Любопытно, что по воспоминаниям актрисы Лидии Смирновой, например, так «восстанавливался» Таиров (в более упрощенном виде, конечно,  - ложась на пол и перенося внимание с головы на руку, на ногу и т.д.)
 
На этом же принципе пробовал бороться с физическими напряжениями и зажимами  Станиславский.

Он, кстати, довольно серьезно в молодости увлекался восточной философией и всякого рода практиками, о чем мало кто знает. И даже поступил в Лазаревское училище восточных языков, будущий Институт востоковедения, и некоторое время там учился…

Чаще пьют таблетки. Но таблетки штука небезупречная, пусть даже растительные.

Одним из лучших транквилизаторов, в смысле безопасности для здоровья является, по свидетельству специалистов-медиков, алкоголь.

Лучше крепкий, в очень малых дозах – 20-30 мл.

Он действительно расслабляет мышцы. Но что касается мозга и нервной системы, расслабляющий эффект его, можно сказать, нивелируется тем вредом, который он таки наносит деятельности высшей нервной системы.

То есть, на мой взгляд, в постоянном режиме для восстановления нужно всё-таки пользоваться теми или иными медитативными техниками, откидывая их философско-религиозный смысл и оставляя полезный физический. А уж встречаясь с друзьями, не издеваться над собой этими 20-тью мл...

Две важнейших вещи надо уметь, надо научиться. Иначе толку не будет.

Первое, это уметь «чувствовать» то или другое место своего тела. Это требует некоторого времени поначалу. Но научившись почувствовать  отклик, скажем, третьего пальца на левой ноге или правой брови, это уже будет просто делать всегда.

Второе сложнее. Это визуализация.

Именно она очень здорово расслабляет отдельные участки мозга, и ты прямо чувствуешь, как снимается напряжение, которого раньше как будто и не замечал, и как будто иссушенная земля напитывается живительной влагой, и совсем другое, живое ощущение всего себя… Но, как правило, умение визуализировать необходимо поддерживать постоянно. Как навык, оно моментально уходит без практики, и его надо учиться делать заново.

Я чуть об этом еще скажу потом.

Самый простой тут путь - подобрать нужную подходящую редакцию той же нидра-йоги, скажем. Есть очень объемные и подробные, есть покороче. Нидра-йога расслабляет, освобождает и тело, и мозг. То есть там есть и перенос внимания с точки на точку, и визуализация.

Значит, надо выбрать и отредактировать текст. Не спеша наговорить его на рекордер, и может, чуть добавить монотонной недепрессивной музыки в каком-нибудь нехитром звуковом редакторе, их сейчас полно в инете.

Чтоб потом просто слушать и выполнять.

Если же проговаривать текст про себя, самому каждый раз давать себе команды, рано или поздно начинаешь отвлекаться.



Я решил эту проблему по-другому...

Решил, по крайней мере, до сих пор. Насколько это решение будет долговечным и действенным - посмотрим... Во всяком случае, вот уже на протяжении почти четверти века помогает, и помогает хорошо...


...Было не самое простое время в начале девяностых. Рушилось государство и многое вместе с ним.

Я работал дворником, чтоб было где жить.

Работал параллельно много еще где, чтоб было на что жить.

Водил экскурсии по цервквям и монастырям для наших и иностранцев, печатал буклеты, пек бублики на хлебозаводе...

Писал диплом на последнем курсе универа про духовный стих об Алексее, человеке Божьем, и одновременно учился на режиссерском факультете  ГИТИСа, куда поступил  за несколько месяцев до того... Писал инсценировки и музыку... Родился сын, а умнице-красавице дочке исполнилось пять…

В общем, картина знакомая многим…

Удивительно, но еще успевал бывать в спортзале - кёкусинкай, рукопашный... И как-то нормально...

Но вот когда пришлось еще и пойти подрабатывать на ТВ - съемки по нескольку сюжетов в день в разных местах, монтажи, монтажи, монтажи, часто ночью, потому что днем надо было заниматься всем остальным, адские подводки и тексты для, собственно, сюжетов...  ну, кто работал, знает...

В общем, через какое-то время почувствовал, что всё, мозг начинает реально разваливаться.

И в скором времени я просто-напросто свалюсь и уже не встану...

Почти с юности я довольно серьезно занимался восточными практиками - тантра, цигун, дао...

Поэтому, видимо, в общем-то достаточно легко и долго переносил изнуряющие и выматывающие нагрузки. И интеллектуальные и физические. Хотя, помню, на утренних лекциях в универе частенько засыпал.

Но вот, наконец, этих практик оказалось недостаточно.

И я начал погружаться в изучение того, как влияет на человека и воздействует на него звук. И уже с этой стороны начал более внимательно относиться к разным текстам, древним и не очень, постарался понять, как, скажем, суфийские, ордена Чишти, представления о влиянии звука на человека, могут быть перенесены на наш культурный код… Чтобы полноценно расслаблять и восстанавливать мозг и нервную систему. 

Нет смысла подробно сейчас писать о всех этапах. Но постепенно я научился делать для себя своего рода звуковые зоны, прослушивание которых порой просто вытаскивало меня из небытия…

Таких программ для себя я сделал несколько.

А  лет через пятнадцать это смогло воплотиться в ту самую Аsuri, которую мне заказали в разных вариантах (для мужчин, для женщин, узко тематические и т.д.).

Поначалу программа называлась «Ган римоним», «Гранатовый сад», так как думали выпускать ее в Израиле (ну, понимающие люди, конечно же, знают, что Еве хитрый змий подсунул вовсе не яблоко, а гранат, поскольку именно гранаты там, в раю, росли). Но тут грянул знаменитый кризис 2008-го, и руководство фирмы не захотело морочиться с сертификацией. Потому что это либо ждать пять лет. Либо гораздо быстрее, но уже за другие деньги. А в кризис было не до того…

Но программа, женский ее вариант, была уже сделана, гонорар за нее я с большущим удовольствием просадил в южных морях, а потому не слишком расстроился, и с радостью начал ее просто дарить направо и налево, хотя первоначально, понятно, руководство этой фирмы собиралось на ней хорошо заработать (стоимость комплекта, куда входили плеер с  программой, наушники и инструкция предполагалсь  для покупателя более 20-ти тыс. руб)...

В общем, несколько лет назад я решил выложить ее на ютуб, а инструкцию к ней здесь, на проза ру. Но, чтобы было повеселее, сделал это в форме рассказа...

Но важно - чтобы ею полноценно пользоваться, хоть она на ютубе и мр3, нужно научиться чувствовать различные зоны своего тела, и визуализировать предметы, и делать это достаточно быстро впоследствии. Где-нибудь потом я выложу ее в настоящем качестве.(1)


Надо иметь в виду вот что.

Сознание у нас главенствует.

А так называемое подсознание - как некая темная материя.

Но именно оно создает и открывает.

Сознательно сочинить что-нибудь толковое невозможно.

Будет вымученная ерунда.

А вот как-то спровоцировать и направить это самое подсознание – это и есть творчество, и кто-то просто умеет это делать, а большинство нет.

Оно часть нас. По крайней мере, в этой, земной жизни.

В творчестве взаимодействие сознания с подсознанием это отдельная история, и я сейчас касаться этого не буду. Здесь у всех всё немного по-своему.

Но, что касается здоровья, - надо научиться хотя бы минимально с ним, нашим подсознанием, общаться.

Тогда полноценно заработают все необходимые механизмы освобождения, восстановления внутренней силы, оздоровления, и даже омоложения.
 
Что касается самой внутренней "энергетики", философско-религиозные восточные доктрины, как правило, отмечают принципиальные различия между мужчиной и женщиной.  Я не буду в это сейчас глубоко погружаться, текстов на эту тему достаточно.

Отмечу только, что, например, согласно тантре, "глубинная" энергия, то есть сексуальная в нашей интерпретации, хотя это и не совсем полное и точное определение, считается неисчерпаемой у женщины, и ограниченной у мужчины.

Впрочем, человек обоих полов отличается тем, что может исчерпать самое неисчерпаемое... Либо работая до саморазрушения, либо переживая по самым разным поводам, значимым и нет, ну, и так далее...

Но что до разных трат -  это важно, поскольку творчество этой энергией во многом и питается. И то есть для мужчины, например, энергетически интимные взаимоотношения с женщиной гораздо важнее, чем наоборот. Хотя, понятно, что и для энергетики, то бишь "внутренней силы", женщины это тоже важно.

Это помимо того, что любовь, и без физических ее составляющих, сама по себе мощнейшая духовная сила... Дарующая крылья... И неведомые и необъяснимые обычным мышлением и сознанием источники энергии...

Но, касаемо физических аспектов -  для мужчины какой-либо эрзац, в виде мастурбации, например, согласно тантре, крайне губителен. Для женщины нет.

А отсутствие интимных взаимоотношений вообще, как таковых, на творчестве, на внутренней силе этого самого творчества, сказывается достаточно серьезно.

У мужчины.

У женщины тоже, но больше психологически, нежели энергетически.

Любопытно, например, замечание Флоренского о Канте, который, как известно, умер девственником - "потому и вся его философия какая-то вылущенная" - примерно так, не помню точнее...

А как же Гоголь? А Леонардо?

Тут совсем особые случаи.

И напрасно их стараются вписать в кургузые рамки своего убогого понимания ребята типа Карлинского и т.п.

Пристрочить, привязать к своим потаенным или, наоборот, декларируемым пристрастиям людей неизмеримо большего, чем сами масштаба и таланта - затея давняя для тех, кто таким масштабом не одарен.

Ну, и, зачастую, к своей так называемой "ориентации", если это тоже присутствует.

"Нетрадиционной"... Как стало почти привычным определять...

Ориентация это не "традиция", это то, на чем стоит мир.

Стрелка компаса показывает на север.

Это и есть ориентация. А отнюдь не традиция.

Всё остальное - дезориентация. Если компас вышел из строя.

Вот дезориентация как раз может быть "традиционной", известной издавна, и более экзотичной, "нетрадиционной"...

К Гоголю это не имеет отношения. Хотя с ним не так всё просто. Имеет отношение к Микеланджело или к Уайльду. Но не к Гоголю...

 Вся энергия таких немногих, как Гоголь, почти целиком в творчестве. Реальное, бытовое физическое далеко от них. Или вызывает отторжение. По тем или иным причинам.

Ньютон, Тесла, тоже сознательно отказавшиеся от близости с женщинами...

Великие монахи,  иконописцы, исследователи... 

Но в целом, то, что касается траты сексуальной энергии, возможно, не очень актуально для "нетворческих" и "неинтеллектуальных" профессий и сфер деятельности человека...

И менее затратных в смысле задействования нервной системы.

Китайское Дао, кстати, к сексуальной энергии, вообще к ее трате любым способом, относилось еще более жестко. В смысле ее бережливости.
 
Ну, это другая тема. 

Итак.

Нам дается тело, как какой-то суперсовременный напичканный электроникой самолет, и мы мало понимаем, что и как там фурычит.

 Мы не можем управлять обменом веществ, очень так себе понимаем про мозг.  Больше  опосредованно... Но другого тела у нас нет и не будет…


Чтобы тело хорошо расслаблялось, надо научиться чувствовать отдельные участки, зоны и так далее. Это дольше, но действует сильнее, чем разного рода постизометрические расслабления, например. Ну, и к мозгу они вряд ли применимы. Скорее опасны.

Главное, что надо помнить – это тело должно отзываться, а не мы его заставлять.

 Любое напряжение неприемлемо и толку не принесет.

Наоборот – надо «услышать, почувствовать», например, мизинец правой руки.
 
Ваше тело хочет помочь вам. Доверьтесь ему. Оно слышит. Но понимает не сразу и порой, по-своему.

Любое расслабление хорошо начинать с дыхания, которое имеет несколько видов и называется Нади Шодхана.
 
Попробуйте вдыхать одной ноздрей. И выдыхать другой. Как бы. Не закрывая реально другую ноздрю. И пытаясь почувствовать, как воздух движется внутри носовых пазух.
 
Вдыхаем правой. Выдыхаем левой. Вдыхаем левой, выдыхаем правой.

Дыхание свободное.

Это уже само по себе достаточно расслабляет и снимает напряжение.

Подышав так некоторое время, несколько минут, можно начать повторять себе (про себя, или негромко вслух) – «мизинец правой руки», если хотим сосредоточиться именно на нем. И пытаемся одновременно его почувствовать. Именно его. Не где-то рядом и вообще, не целиком кисть. Именно мизинец.

Когда он отзовется, вы это заметите. Не ошибетесь…  Можно чуть к нему прикоснуться. Это тоже помогает.

Как только отозвался (торопиться не надо), выбираете другое место. И так далее, пока не будет получаться легко и достаточно быстро.

Только тогда, собственно, можно начинать слушать и выполнять подготовленную вами медитацию.

В Asuri, например, текстовое сопровождение на основе нидра-йоги имеет лишь поддерживающее значение. Там главное звук. Но тем не менее, и само сопровождение расслабляет очень здорово.
 
И  вот на основе этого одно хорошее упражнение.

Вы вышли на улицу, и вам кажется, что поменяли атмосферу и прочее. На самом деле нет. Она осталась прежней, изменился лишь антураж…

Что надо сделать. Сесть или встать, где это возможно, и закрыть глаза. Немного подышать, как я описывал. Называть про себя и переносить внимание, не быстро, но и не очень медленно – «правая бровь, левая бровь, правая бровь, левая бровь…» Десять раз каждую.  Можно, чтоб не считать, просто загибать пальцы на руке.

 Уверяю вас, открыв глаза, вы увидите и услышите мир вокруг совсем другим. И это тоже здорово разгрузит мозг…

Визуализация.

Как я говорил, очень мощное средство для разгрузки мозга и нервной системы.

Можно пользоваться ею и отдельно. Например, если не можете заснуть.

Вы выбираете картинку. Например, море и парусник на нем.

Закрываете глаза. Дыхание.

Опять же. Никакого напряжения в голове, в мозгу и усилия быть не должно. Ничего не получится.

Надо про себя повторять, как бы подавая команду, «море, море…», много раз, одновременно еще более расслабляя мозг и тем выстраивая мостик от сознания к подсознанию, "всматриваясь" ненапряженно, не глазами, а как бы верхней частью мозга в появляющиеся пока еще неясные и бестолковые образы... Вы как бы посылаете манки подсознанию. Поначалу это может не получаться достаточно долго. Но потом, когда научитесь, будет получаться практически сразу.

Ваше подсознание слышит вас. И старается двигаться навстречу. Старается "понять" вас.

И это у него получается не сразу и часто не так, как задумывалось. И может оно выдать картинку моря не совсем ту. Например, неспокойное море. Или дождливое. Или другой корабль, не парусник... Надо терпеливо учиться находить общий язык с вашим же телом, с вашим подсознанием…

Что касается творчества, сочинения и т.д. - там всё работает по-другому и не так прямолинейно...

Есть, я считаю, три вида этого "видения".

Первый. Когда в мозгу появляется не сам образ, а как бы его идея, не имеющая завершенности и конкретности. Мы говорим себе, например, "стул", и в мозгу тут же появляется как бы его идея. Что-то на чем сидят, со спинкой и четырьмя ножками...

Второй. Когда мы напряжением, усилием воли и сознания пытаемся добиться нужного "изображения".
Толку от него в нашем случае никакого, только еще больше выматываем нервную систему и сам мозг.

Ну, и третий - когда подсознание само, наконец, выдает то, что надо.

Именно он нам и нужен.


Итак. Что должно быть в итоге.

Должна сама появляться картинка, которую вы называете. Лес, животное, горы, что хотите.

Полноценная картинка -  цветная, объемная, «сочная»...

В момент ее появления вы внятно почувствуете освобождение зажатых и забитых зон мозга и его кровеносных сосудов. В ней, в этой картинке, можно перемещаться, разглядывать предметы, - что-то вроде виртуальной реальности, но очень-очень достоверной...

Я не могу сказать, что там реально освобождается в мозгу и как перестраивается его работа, как об этом и не пишут древние тексты, обходясь общими словами и метафорами, но благотворное влияние на мозг очень ощутимо буквально сразу… И перераспределяются и уходят "зажимы"...



Я не выкладывал свои «мужские» звуковые протопрограммы, они очень индивидуальны, и не очень качественны по звуку, когда я их создавал, качественных семплов у меня еще не было, ибо их тогда еще не было нигде – но я знал, что "предполагается" и как должно "звучать", и потому мой мозг сам «добирал»… Ну, или, например, там довольно быстро меняются объекты визуализации, и человек, не имеющий многолетнего опыта просто не будет успевать...

А полноценный вариант, как Asuri "женский", не делал, поскольку для этого нужно иметь возможность несколько месяцев не заниматься больше ничем иным. Вообще. Это достаточно сложная и кропотливая работа, хотя при прослушивании может казаться простой и незатейливой... Фирма-заказчик мне хорошо оплачивала создание программы, и я мог тогда в течение почти полугода заниматься только ею.

Но для тех, кто находится в православной традиции, да и для всех остальных могу посоветовать там же на моей страничке в ютуб – «На горах Кавказа». Хотя записывал я этот текст с фрагментами моей музыки из разных спектаклей, конечно, с другой целью.

Оказалось, что неожиданно и восстанавливает тоже неплохо. Хотя конечно, не так глубоко и полноценно, как Asuri. Там тибетские чаши, например, есть, и много чего еще... Слушать, конечно же, в наушниках.

И я пользуюсь сам часто, когда нет времени слушать специальные мои другие программы – они более длинные по времени.


Иногда добавляю ту самую «сотку»...


Сотка - это вот что. Когда времени нет совсем, или где-то находишься, а надо как-то разгрузить мозг и прочее…

(Но надо уже неплохо уметь чувствовать зоны и визуализировать).

Надо закрыть глаза. И вместе с нужным дыханием «видеть» цифры, считая их от ста до нуля. Каждый раз следующая цифра должна появляться над тем или иным полушарием. Над каким-то его участком. Дальше к нему, ближе, сзади, спереди… Это как бы условные точки. Сто, девяносто девять, девяносто восемь, девяносто семь...

 Можно спускаться по позвоночнику или «раздвигать» границы над мозгом на несколько метров.

 Каждый раз тот участок мозга, над которым будет появляться цифра, будет ощутимо освобождаться.

Когда вы доберетесь до нуля, голова неплохо отдохнет. Правда, только на часа два-три. Но потом можно сделать ее еще раз. А уж дома разгрузить голову полноценно. Сном, медитацией...

Торопиться не надо. И если какой-то участок не откликается сразу – можно несколько раз повторить над ним одну и ту же цифру.


Ну, вот. Потом, как-нибудь допишу еще.

Сентябрь. Пора работать. Головой тоже.

Берегите себя. Другого здоровья не будет.

.

1 - ссылки (адрес) на полный вариант программы в wav формате и полную же инструкцию:


https://yadi.sk/d/2YbXmoxpndbOPg      (звуковой файл)
https://yadi.sk/i/dsJYoRmxVu2eeA      (инструкция)


Asuri без текста для опытных пользователей.
Может использоваться как женщинами, так и мужчинами. Сопровождать упражнениями на расслабление и визуализацией по своему выбору.
https://yadi.sk/d/TstLjCW0xVwmXQ 

.


2019.


Рецензии