Привет из средневековья Kнига Women Женщины

Рассвет и закат,
Меж ними колосок
В земном поклоне…
(хокку)

Сэкера, продолжая раскланиваться, прижалась щекой к родной скрипке. Зал аплодировал стоя. Да, после  того, как ей, неоднократной победительнице международных конкурсов, доверили играть на скрипке Страдивари  «Восходящее солнце»,  та стала для юной скрипачки родной.
И она, Сэкера, талантливая дочь Японии, то ли от того, что ее имя  было созвучно с именем
знаменитого старинного инструмента, то ли от необычайной  гордости, что именно ей доверили его, старалась играть еще лучше; еще  вдохновеннее, вчитываясь в  партитуру композитора...
…………………….
Стареющий Антонио Страдивари не оставлял своих экспериментов. В каждое из своих творений он вселял душу, и тогда скрипка или виолончель по - настоящему пели, и голос инструмента был не похож ни на какой другой...
Сегодня по случаю мастер купил у заморских купцов экзотические  японские сорта ели и клена. Опробовать новые материалы, чтобы создать потом из них более совершенную конструкцию - его извечная цель и задача...
Ель обычно используют для верхней деки. У этой разновидности  деревьев ярко выражена упругость, что и позволяет достичь хорошего  звучания басовых нот.
Нижняя же дека, наоборот, отвечает за верхние ноты , поэтому он, Страдивари, и купил клен,  соответствующий этой цели.
Г риф -  еще один важнейшей элемент инструмента, который постоянно контактирует со струнами и соответственно быстро изнашивается. Его делают поэтому из палисандра или эбенового  дерева.
Но главное все- таки не в волшебном лаке, над секретом  изготовления которого Страдивари бился многие годы, и не в особой форме инструмента, а в уникальной однородности древесины, что  никогда не повторяется...

………..
Сэкера, которой недавно исполнилось 22 и которая уже несколько лет жила в Европе, в минуты радости и горести всегда вспоминала свои родной город Киото, его музыкальные традиции и фестивали, старые узкие улочки и  деревянные чайные домики с неизменными гейшами... Нет,  конечно, институт гейш претерпел существенные изменения по сравнению с периодом Второй мировой войны. Тогда в стране было более 80 тысяч гейш, сейчас их осталось чуть больше тысячи. Кроме того, эта профессия перестала быть наследственной, и дочь гейши не обязана была тоже становиться гейшей. Эту профессию выбирали, как и любую другую,  проходя курс мастерства у наставниц. Наконец, в новое время  переосмыслили
предназначение  гейш, которое долго истолковывалось неверно. Гейша- образованная
интеллектуалка, в функции которой входило вести  разносторонние беседы во время
чайной церемонии. Знание традиций, этикета, высокий интеллектуальный  уровень и такт
были основой основ профессии, а умение носить  исторический костюм и грим составляло
неотъемлемую часть образа...
Сэкера тоже иногда надевала кимоно и делала особую прическу, но это была скорее ностальгия по  стране и ее обычаям, нежели  желание подражать кому- то.
 - Бабушка, я в порядке, концерт  прошел хорошо, - говорила она в тот же вечер, нажав кнопку светящегося экрана.
И довольная бабушка тоже делилась с ней радостными новостями:
-Во дворе зацвела сакура, которую они вместе когда -то садили.

 Дедушка уже купил билеты, и они скоро прилетят к ней в гости, так что грядущие каникулы они проведут вместе, путешествуя по Европе…

………………………
В 1681 -ом году  Антонио Страдивари, уже известный скрипичных дел мастер, купил в Кремоне дом рядом с монастырем доминиканцев. Открытая с двух  сторон крыша служила ему для сушки музыкальных инструментов  после покраски. Там же мастер часто работал в хорошую погоду.
Высокий, худой, с неизменным белым колпаком на голове, он   неустанно трудился и призывал 11 детей своих поступать также. Постепенно он разбогател, и в Кремоне даже сложили поговорку: «Богат как Страдивари». Первую свою скрипку он изготовил в 1666 -  ом году и почти 20 лег придерживая стиля своего наставника Амати. Однако дух познания манил его дальше, и он  начал экспериментировать. Резкий отход от стиля Амати выявился тогда, когда великому маэстро исполнилось уже 60 лет. Так на свет появилась его собственная скрипка, она была удлиненной формы, да и для деки он стал использовать клен радикального распила. При этом тембр звука с сопрано поменялся на меццо- сопрано. И с этого времени уже никто не мог превзойти маэстро!
Своим инструментам он любил давать имена, они тоже были его детьми. Одну из любимиц он назвал «Восходящее солнце»,   ибо было в ней сочетание восточных пород деревьев, на себе познавших, что такое первые ласковые лучи восходящего солнца...
…………………….
Откланявшись, Сэкера ушла к себе в гримерку, там она бережно уложила драгоценную скрипку в футляр и собралась уже было переодеваться, как  ее окликнули.
Она, как была, в  концертном платье, вышла и увидела музыкантов из оркестра, с которыми сдружилась за время репетиций и которые позвали ее пить шампанское в соседнюю гримерку. Голова у  Сэкеры закружилась: в ее 22 такой  фурор, такой успех, столько радостных пожеланий и столько друзей!
 Через полчаса она вернулась, счастливо улыбнулась самой себе в огромное, во всю стену,  зеркало и принялась переодеваться. 
Затем, бережно взяв футляр, она сделала пару шагов по направлению к выходу и вдруг остановилась. Футляр показался ей слишком легким!
- Вроде шампанского выпила всего несколько глотков, а такое ощущение тяжести,- мелькнуло у нее в голове.
Но она вернулась к гримерному столику у зеркала, поставила футляр на стол и осторожно, как она всегда это делала, открыла его.
Солидный старинный футляр был пуст!
……………………………
Майя расплакалась на прощанье. Дом бабушки снесли, и из всех ценных вещей она, единственная наследница, взяла из некогда теплого приветливого дома икону, которая всегда висела  в изголовье у бабушкиной кровати.  Майя не была  человеком верующим, лишь  памятью  о бабушке руководствуясь, упаковала она икону в холст,  уложила ее на дно  сумки  и отправилась в  обратный путь.
Грустно глядя  из окна автобуса на скромные перелески, Майя  вспоминала времена своих давних  школьных каникул, когда вместе с друзьями успевала здесь все  обегать и осмотреть…
Давным давно уехав из родных мест сначала на учебу, а потом в поисках работы, она поселилась в Центральной Европе, и теперь уже к ней спешили в отпуск бывшие земляки и бывшие одноклассники, чтобы вместе «всё обегать и осмотреть.»   
В аэропорту багаж Майи почему – то вызвал особый интерес таможенников. Нет, там ничего не звенело и не бренчало! Но бабушкина скромная икона вдруг была изъята и тут же еще до появления экспертов была возведена в ранг предметов старины, а сама Майя причислена к категории преступников…
…..
Огромные стеклянные прозрачные стены и высоченные потолки аэропорта… Профессионалы выполняли  свое дело, в то время как  Майя, вытирая слезы, доказывала, что ее преступление вовсе не преступление, и что полу - стертый лик божий из дома ее бабушки не является  произведением  искусства. А  счастливая  Сэкера, которую привезли сюда же на опознание похищенного инструмента полицейские, нежно прижимала  к груди свою скрипку, ощущая ее тепло, словно тепло родного человека почти на генетическом уровне, словно привет из далекого средневековья…
Суматошная ночь подходила  к концу. Горизонт освещало  восходящее солнце!
      26 07 2019 Лида – 03 08 2019 Клайпеда


Рецензии