Глава XXX из повести Времена не выбирают

XXX Салехард – город на полярном круге.

В Горагорской средней школе на урок географии учитель приносил карту СССР, вешал её на гвозди приколоченные по краям школьной доски. Мы ученики смотрели на эту карту и всегда высоко в центре карты на Северном Полярном круге, прочерченном пунктирной линией через весь Крайний Север, в устье большой реки Обь видел загадочный далёкий и недосягаемый город со странным названием Салехард. Небольшой город Салехард с населением около 30 тысяч человек всегда обозначался на всех картах, в то время когда города  с большей численностью населения не всегда обозначались на картах, Такое происходило по той простой причине, что Салехард был столицей Ямало-Ненецкого автономного округа. Я не мог себе и представить в те далёкие школьные годы, что судьба когда-то занесёт меня в этот далёкий полярный город.
Город был основан в 1595 году казаками и получил первоначально название Обдорской крепости или острога. Название происходит от реки Обь и коми слова «дор» со значением «сторона, берег», таким образом Обдорск значит «приобский берег». Обдорский острог стал самым северным в Сибири. В декабре 1930 года Обдорск становится центром Ямальского (Ненецкого) национального округа и в 1933 году получает новое национальное название – Салехард. В 1938 году - получает статус города.
Название города Салехард происходит от ненецких слов Саля и хард «поселение на мысу». Расположен город на возвышенном мысу при впадении реки Полуй в Обь. Ближайшая железнодорожная станция в городе Лабытнанги — находится в 16 км от Салехарда, на противоположном берегу Оби. В хорошую ясную погоду из города видны отроги гор Полярного Урала. Салехард - является единственным в мире городом, который расположен непосредственно на Полярном круге.
Уникальность географического положения города отражена в символической стеле «Полярный круг» или «66-ая параллель» Стела имеет  двойную многометровую пирамиду с полукругом в центре. Изготовлена из  поликарбоната с разноцветной подсветкой, символизирующей северное полярное сияние. Полярный круг — это воображаемая линия на поверхности Земли, которая является границей полярного дня и полярной ночи. Северный Полярный круг делит Салехард на две части. Таким образом, часть города находится в Приполярье, другая часть – в Заполярье.
По горам Полярного Урала проходит линия водораздела между бассейнами рек европейской Печоры (Уса) и азиатской Оби. Наиболее крупные реки восточного склона Ямало-Ненецкого автономного округа: Щучья, Лонготьеган, Сыня, Собь. Самым привлекательным для горных маршрутов объектом Полярного Урала является горный массив Рай-Из, который отличается повышенной технической сложностью для восхождения и знаменит своими непередаваемыми «марсианскими» пейзажами. У подножья одноименной горы Рай-Из расположен заполярный посёлок Харп (северное сияние), где добывают хромиты – руду для получения ценного металла – хрома и находятся две исправительно-трудовых колонии. 
В мае 1999 года Салехард представлял из себя провинциальный городок - административный центр Ямало-Ненецкого автономного округа. Из многоэтажных кирпичных зданий выделялось пятиэтажное здание администрации округа на центральной площади, и еще два жилых пятиэтажных домов в центральной части города. Преобладающая застройка – одно и двухэтажные ветхие деревянные дома постройки конца 40-х 60-х годов прошлого века, местами покосившиеся или просевшие серединой дома из-за непрочного фундамента. Город расположен в зоне вечной мерзлоты, и вот по причине неравномерного подтаивания мерзлоты от тепла жилых помещений дома приходят в движение и постепенно валятся.
Из промышленных предприятий в городе рыбоконсервный завод, речной порт, аэропорт, транспортные и строительные организации, жилищно-коммунальная контора.
На центральной площади, как и положено - памятник В.И. Ленину. В середине мая стояла еще морозная погода, чередующаяся с оттепелями, поэтому на улицах было ещё много не растаявших до конца заледенелых сугробов. С трудом можно пройти по сохранившимся в те годы дощатым тротуарам на центральных улицах.
Приехав на работу в Салехард, я в ближайшие выходные с интересом посетил Салехардский краеведческий музей имени А.С. Шемановского – бывшего игумена Русской православной церкви, миссионера, историка, этнографа, основателя первого музея на Ямале. В музее хранится более тысячи предметов и документов 501-й стройки - железной дороги Чум-Салехард-Игарка, построенной наполовину и заброшенной после смерти И.В.Сталина в 1953 году. Эта дорога получила страшное неформальное название «Мертвая дорога».
Первоначально в заполярье планировалась 500-километровая железная дорога от станции Чум на Печорской магистрали  европейской части СССР до мыса Каменный на восточном побережье полуострова в районе мыса  должен был быть построен новый крупный морской порт.
К декабрю 1948 года железнодорожные строители продвинулись вплоть до станции Лабытнанги, что на левом берегу Оби, напротив Салехарда. Однако в 1948 году неожиданно выяснилось, что на Обской губе, в районе мыса Каменный, создать новый морской порт невозможно. Глубина  этой части Обской губы не  превышает 5 метров, а возле берегов - полутора метров. После этого   запоздалого «открытия» строителям оставались два варианта: углублять до 10 метров дно огромных пространств Обской губы, или прекратить строительство дороги к Мысу Каменному.
Первый вариант был не выполним по техническим условиям того времени. Поэтому в январе 1949 года  Совет Министров СССР, не  считаясь с уже произведенными затратами по строительству почти половины трассы, постановил прекратить работы. В эксплуатацию был введён лишь короткий участок Чум-Лабытнанги, соединяющий железнодорожную сеть европейской части страны с устьем реки Обь.
Несмотря на эту чудовищную ошибку и затраченные впустую миллиарды рублей, партийное руководство страны отказалось от идеи строительства гигантского порта на Северном морском пути. Было принято решение строить крупный морской порт в низовья реки Енисей. Поэтому новый вариант  железной дороги Чум - Салехард - Игарка уже имел общую протяженность 1482 километра  из которых, 1286 от Салехарда до Игарки еще только предстояло возвести. После открытия участка Салехард-Надым стало понятно, что дорога бесполезна, и перевозить по ней просто нечего. Строительство же поддерживалось только под страхом невыполнения приказа  И.В. Сталина.
Дорога строилась дорога силами заключенных ГУЛАГа.  Для этого вдоль трассы располагались лагеря, с военизированной охраной, окруженные тройной колючей проволокой, сохранившиеся местами до сих пор. Побег из лагеря, был практически невозможен, далеко не убежишь, ведь вокруг на многие сотни километров непроходимые бескрайние болота Западно-Сибирской низменности.
Стройка шла в обстановке полной секретности. Земляные работы велись вручную, грунт для железнодорожной насыпи привозили из ближайших карьеров автомобильным транспортом, отсыпку насыпи осуществляли с помощью ручных тачек. Спешно начатая по приказу высшего руководства страны, стройка была совершенно неподготовлена и с инженерно-техничеcкой, и с организационной точек зрения.
Временами на этой грандиозной и бессмысленной стройке одновременно были задействованы до 80-ти тысяч человек. Люди гибли от невыносимых условий Крайнего Севера, холода, истощения, жестокости хозяйственного и чекистского руководства. По разным оценкам грандиозная стройка, унесла жизни более трехсот тысяч человек. Страшная фраза – «человек под каждой шпалой мертвой дороги» имеет вполне реальное воплощение - человеческие скелеты в большом количестве находят вдоль трассы недалеко от путей.
В 1953 году, несмотря на то, что было готово больше чем 700 км, из планируемых 1290, стройку остановили. Лагеря расформировали, заключенным дали амнистию. Бараки и технику бросили по всей протяженности дороги. Если бы дорога была бы всё-таки построена, то эксплуатация её в полярных условиях, а также в условиях отсутствия крупных населённых пунктов и промышленных производств на всём её протяжении оказалась бы экономически неэффективной и разорительной для народного хозяйства.
Всего в землю и болота было в буквальном смысле бесполезно закопано 3,2 млрд. рублей, так нужных для послевоенного восстановления разрушенного войной хозяйства Советского Союза. Эта сумма составляла 12,5% капитальных вложений СССР в железнодорожное строительство за первую послевоенную пятилетку 1946 - 1950 годов.
Я отыскал на окраине Салехарда остатки трансполярной магистрали: железнодорожную насыпь, полусгнившие шпалы, разрушенный мост через ручей, кучи железных «костылей», которыми крепят рельсы к шпалам. Один стальной костыль взял себе на память. Стальные рельсы к тому времени были уже собраны и сданы на металлолом. В городе еще оставались жилые бараки от 501-ой стройки и другие здания, а также улица с говорящим названием «Зональная».
В первых числах июня после долгой зимы на Оби в Салехарде с шумом проходит ледоход. Это событие, очень ожидаемое и значительное для местных жителей. Смотреть ледоход на Оби в районе переправы собирается множество жителей Салехарда. Они, как зачарованные, стоят и неотрывно смотрят на проходящие по реке огромные глыбы льда.
С прохождением ледохода вскрывается одна из важнейших транспортных артерий река Обь, обеспечивающая город в летний период всем необходимым для жизни и развития. На Оби начиналась пассажирская и грузовая навигация речных судов. О важность этого события местные жители говорят, что: «Салехард живёт от ледохода - до ледохода, и от парохода - до парохода!
Обь, одна из крупнейших рек России протяженностью 3650 км. Обь начинается на Алтае слиянием рек Бия и Катунь и протекает с юга на север по территории Западной Сибири, впадает в Обскую губу Карского моря. Площадь бассейна реки 2990 тыс. кв. км, по этой характеристики река занимает первое место в РФ. Большая часть бассейна в Западно-Сибирской равнине покрыта лесами и занята болотами. В водах Оби обитает более 50 видов рыб, часть из них промысловые. Наиболее ценные виды: осётр, нельма, стерлядь, муксун, щёкур, чир, пелядь, сиг.
За свежей рыбой мы ездили в национальный рыбацкий посёлок Горнокнязевск, расположенный на правом берегу Оби в 12 км. ниже по течению реки. Местные рыбаки на моторных лодках или, как они их называли - «бударках» вечером после рыбалки возвращаются домой в посёлок. Свежевыловленную рыбу муксунов и щёкуров весом до трех килограммов мы покупали у них прямо из лодки.
Муксун – ценная северная рыба семейства лососевых, из которой получаются удивительно вкусные блюда. Оказавшись в Салехарде «на краю земли» я часто повторял: «В Салехарде можно жить только из-за этой вкусной и свежей рыбы». 
Есть много способов приготовления муксуна просто и очень вкусно. Рыбу можно запекать в духовке, жарить на сковороде, засаливать, готовить с ней уху или фаршировать. Строганина считается традиционным северным блюдом. Для него берется свежезамороженная тушка муксуна. Рыба стругается тонкими и длинными кусочками,  посыпается  солью с перцем, обмакивается в аджику. Готовое блюдо надо подавать только замороженными, поэтому делаются небольшие порции.
Ещё  муксуна можно засолить. Тушка рыбы потрошится, промывается под проточной водой, затем на тушке вдоль хребта делается глубокий разрез и центральная, главная кость аккуратно удаляется. На дно посуды  высыпается соль, затем на нее укладывается рыба. Сверху рыба посыпается перцем, солью и измельченной зеленью. Муксун убирается в холодильник на сутки и затем его можно есть.
С приходом лета, Салехарде начинаются белые ночи. Белыми ночами не бывает темно, наступают лишь слабые сумерки. В пику белых ночей 23 июня солнце вообще не закатывается за горизонт, а опустивших до горизонта начинает подниматься вверх навстречу новому дню. Это главная отличительная особенность, обусловленная тем, что город расположен на полярном круге. За полярным кругом летом солнце вообще не заходит за горизонт, а зимой бывают полярные ночи, когда несколько дней солнце не выходит из-за горизонта. В условиях длинного светового дня и белых ночей, очень быстро распускаются листья на деревьях и поднимаются в рост травы.
На опушках лесов и полянах расцветают полярные цветы: темно-малиновый иван-чай, синие колокольчики, голубые незабудки, ярко-желтые жарки, белые ромашки, разноцветные тысячелистники, белая пушица, всего разнообразия цветов приполярной тундры не перечислишь. В окрестностях Салехарда летом произрастают бескрайние поля дикорастущих ромашек выстой по пояс. Ромашки в Салехарде растут повсеместно: на окраинах, пустырях и на улицах города.
Ямальский поэт Валерий Котов очень точно заметил эту особенность города и отобразил в своём стихотворении, посвященном Салехарду восьмидесятых годов двадцатого века:

Когда я стану стар и одинок,
Я вспомню город за Полярным кругом,
Где белая ромашковая вьюга
Гуляет по обочинам дорог.
Где в тесноте бревенчатых дворов,
В компании деревьев-коротышек
Клубится праздник четырех ветров
Как потасовка четырех мальчишек.
Я вспомню голоса Большой реки,
Ленивую походку пароходов,
Меня опять научат моряки
Ценить по-настоящему свободу.
И никогда не угадаешь ты,
Что я всем сердцем, немощным и старым,
Переселился в город, где цветы
Белеют вдоль дощатых тротуаров.

В связи с переездом на новое жительство в Салехард,  мне необходимо было каким-то образом перегнать свой автомобиль АУДИ-80 из Ноябрьска. По прямой  до  Салехарда  около 600 км, однако, тогда, автомобильной дороги из Ноябрьска в Салехард не было. Единственный вариант: ехать 610 км. из Ноябрьска в Ханты-Мансийск, а там на речном пароме по Иртышу и Оби до Салехарда.
300 км от Ноябрьска до Сургута по известной мне трассе быстро пролетели, затем ещё 310 км до Ханты-Мансийска по новой асфальтированной дороге через таёжные леса так же пролетели незаметно и после полудня я уже был в столице Югры или официально - Ханты-Мансийского автономного округа. Столичный город  Югры Ханты-Мансийск расположен на правом высоком берегу реки Иртыша в 20 километрах выше от места слияния его с рекой Обь. Особенность города – это удивительно красивый ландшафт с видом на Иртыш, современная свежая  городская архитектура и кедровые леса. Город буквально утопает в зелени. Чистота, комфорт и четко продуманная планировка делают Ханты-Мансийск похожим на европейские города.
В те годы из Ханты-Мансийска до Салехарда с начала июня по октябрь регулярно два-три раза в неделю курсировали грузовые паромы. Надо было  удачно приехать, чтобы не дожидаться очередного парома несколько суток. Мне повезло – ровно через сутки я погрузил свою АУДИ-80 на паром и начал своё увлекательное путешествие по Иртышу и Оби. Наш грузовой паром вмещал до 30-ти в легковых автомобилей, путешественников, возвращавшихся в Салехард из летнего отпуска. За полтора суток нам предстояло пройти по воде около 900 км.
Паром, подав прощальный гудок, задрожал, затарахтел и медленно, как бы нехотя, стал выходить из акватории речного порта. Сначала широко открылся высокий обрывистый берег Иртыша с прибрежными портовыми постройками, затем он стал удаляться и мы пошли по руслу Иртыша с пологими берегами и многочисленными протоками. Через 20 км Иртыш впадал в Обь и мы продолжили своё путешествие уже по Оби.
Акватория реки Обь в её верхнем течении представляет собой дикий малообжитый край, где редко по берегам встречаются небольшие деревушки. Иногда мы могли видеть одинокие лодки рыбаков, с удочками или проверяющими свои рыболовные сети.  Берега Оби пологие с одной стороны и более высокие с другой сплошь покрыты таёжными лесами. Вечер первого дня путешествия был теплый и тихий, солнце медленно по наклонной траектории катилось к горизонту, создавая с берегами, облаками и водой незабываемые картины красивого заката. Сразку же вспомнились слова и мелодия популярной песни: «Хороши вечера на Оби…».

А над Обью плывут огоньки,
А над Обью летают гудки,
Я люблю над рекой запевать,
Научись на гармошке играть!

К концу второго дня ближе к Салехарду река местами становилась  такой широкой, что мы не видели  берегов, и казалось, мы плывём по морю. Стало заметно холоднее, чувствовалось дыхание приближающегося  сурового севера. Дул сильный ветер, поднялись упругие высокие волны, которые неистово с шумом и брызгами разбивались о борт нашего утлого судна. Ночью ветер стих и в Салехард паром прибыл ранним утром третьего дня пути.
Дела в акционерном обществе «Ямалнефтегаздобыча» по развитию производства шли ни шатко, ни валко. Были получены лицензии на разработку ряда перспективных нефтяных и газоконденсатных месторождений, однако соответствующих инвесторов и финансовых средств для начала разработки нефтяных месторождений и не находилось. Аппарат управления ОАО НГК «Ямалнефтегаздобыча» финансировался за счет реализации нефтепродуктов, получаемых и доставляемых в Салехард речным транспортом по Оби. Этих средств хватало на зарплату персонала, но не более. Шел активный поиск инвесторов.
В интервью окружной газете «Красный Север» в Салехарде 18.01.2001 года президент компании ОАО НГК «Ямалнефтегаздобыча» Марксмир Борисович Ким говорил:
«… ожидаемая чистая прибыль предприятия по итогам года составит около 20 млн. рублей. Это стало возможным благодаря более активному участию в развитии минерально-сырьевой базы, наращивании объемов добычи и повышению эффективности работы наших дочерних и зависимых предприятий: открытых акционерных обществ Уренгойская нефтегазоразведочная экспедиция, Меретояханефтегаз, Находканефтегаз, Ямалавтодорсервис, Ямалнефтегазснаб, ЗАО Ямалэнергонефть. Совместно с ними мы осуществили подготовку и ввод в промышленную эксплуатацию Меретояхинского. Находкинского и Юрхаровского месторождений углеводородного сырья. Получены первые тонны нефти с Меретояхинской площади».
Как видно из интервью – перспективы радужные, ими мы и жили первые два года в ОАО НГК «Ямалнефтегаздобыча», но на этом всё и завершилось. Дальнейшего развития у нас не получилось, в отличие от бурного и стремительного развития ОАО «НОВАТЭК».
Сегодня я не могу точно ответить почему проект - ОАО НГК «Ямалнефтегаздобыча» не получил достойного развития, ведь поддержка проекта в Ямало-Ненецком автономном округе была на самом высоком уровне. Нам были предоставлены помещения для работы в одном здании с Фондом Ямала, где располагались информационные ресурсы геологоразведочных работ на Ямале; в совет директоров акционерного общества входил первый заместитель губернатора округа - Ливензон Иосиф Липатьевич; специалистам ОАО НГК «Ямалнефтегаздобыча» предоставлялись благоустроенные квартиры в Салехарде и многое другое.
Скорее всего, здесь сыграли, как и бывает роли личностей в истории, а также и межличностных отношений руководителей Ямало-Ненецкого округа и акционерных обществ.
Первоначально мы -  специалисты, приглашенные на работу в Салехард жили в гостинице «Ямал» на центральной улице Салехарда, затем нам стали выдавать квартиры. В городе начиналось интенсивное жилищное строительство. Жилищное строительство в Салехарде выполняла турецкая фирма. Весной 2001 года получил и я благоустроенную двухкомнатную квартиру. Качество квартир, построенных турецкими специалистами было очень хорошее. Строители сдавали жилье с гарантией качества на три года. Глядя на их результаты работы и сравнивая их качество с качеством работы наших строителей, а также вспоминая пережитые нашей страной лихие 90-е годы мы с некоторой долей юмора считали: «Не тот народ назвали турками, не ту страну назвали Гондурасом».
После двух лет поисков инвесторов для разработки нефтяных и газовых месторождений такой был найден, им стала Финансово-инвестиционная компания (ФИК) «Новафининвест», созданная предпринимателями из Новокуйбышевска во главе с генеральным директором Михельсоном Л.В.
В соответствии с условиями участия ФИК «Новафининвест» в разработке месторождений ОАО «Ямалнефтегаздобыча» последняя передала ФИК «Новафининвест» часть акций ОАО «Минлей». Лицензия на разработку перспективного Юрхаровского газоконденсатного месторождения принадлежала ОАО «Минлей». Часть персонала из ОАО «Ямалнефтегаздобыча» была переведена в ОАО «Минлей» с  местонахождением в г. Москве. Таким образом, мне было предложена работа в ОАО «Минлей» и переезд в Москву.
11 сентября 2001 года в Нью-Йорке произошел теракт, два самолёта с интервалом в несколько минут врезались в два небоскрёба высотой в сто этажей, В результате башни близнецы символы мегаполиса были разрушены, при этом погибли около трех тысяч человек. Жизнь американцев с этого момента разделилась на две части — до и после теракта. А, я в этот день 11 сентября 2001 года собирал свои личные вещи для переезда на работу в Москву и 13 сентября уже вышел на работу в ОАО «Минлей».
Закончить эту главу своей автобиографической повести я решил описанием тех обстоятельств, которые привели всю нашу семью вместе с детьми переезду в Москву.
Квартиру в Москве для себя я приобрел на деньги вырученные от продажи жилья в Салехарде. Стоимость нашей двухкомнатной квартиры в новом доме в Салехарде практически оказалась равной стоимости нашей московской недвижимости. Дополнительно мы затратили 300 тысяч рублей на отделку квартиры.
В начале нулевых годов 21 века стоимость жилья в Москве еще не была такой высокой, как сегодня. Квартиру для дочери Елены и её семьи в 2002 году мы приобрели за счет продажи однокомнатной квартиры в Ноябрьске, добавив еще наши северные сбережения.
В 2004 году мы почувствовали, что наш сын Эдик «заскучал» в Ноябрьске и ему так же захотелось переехать в Москву. Видя благоприятную обстановку на рынке недвижимости в Москве, мы не долго думая предложили ему продать свою двухкомнатную квартиру в Ноябрьске и переезжать к нам в Москву. Таким образом, в 2004 году Эдик с Эльвирой стали москвичами. 


Рецензии