Лекция краткая история Братского района со времён

Лекция: краткая история Братского района со времён древнего человека до XVII века.

С точки зрения истории, человек на территории Иркутской области, в широком смысле, жил всегда. Как утверждают Иркутские учёные и подтверждают археологические находки, иногда, фрагменты человеческих костей, элементы керамики и орудий труда, найденные при археологических раскопках или при строительстве фундамента зданий, достигают весьма солидного возраста в пару сотен тысяч лет.
Несмотря на суровый климат широт (последняя ледниковая эпоха закончилась между 15 000 и 10 000 годами до н. э. что совсем недавно с точки зрения истории), люди расселялись в пригодных для жизни пещерах, где можно было поддерживать хоть какое-то тепло и удобно обороняться от зверя или других племён, и чаще всего занимались охотой и собирательством.
Звери, как известно, в те времена водились страшные.
Что отличало животное постледниковой эпохи от современного животного? Прежде всего, наличие густой, тёплой шерсти и значительной жировой прослойки, которая защищала вымершие виды от холодных, суровых, затяжных зим. Нужно отметить, что практически каждый вид, на летний сезон, значительно сокращал жировые запасы и скидывал лишний, шерстяной покров. На территории Братского района водился разный зверь. И самым известным и узнаваемым представителем вымершего вида животных является мамонт.
Последние великаны, немного превышающие размерами современных слонов (взрослые самцы достигали высоты от 2,8 до 4 м), обладающие огромными бивнями (наиболее крупные бивни из найденных до настоящего времени достигали максимальной длины 4,2 м и веса 84 кг) вымерли всего около 30000 лет до н.э., что позволило древнему человеку вдоволь поохотиться на этих зверей.  Сам процесс охоты, из-за разницы размеров, скорее всего, представлял собой загон мамонтов в ловушки или гиблые места, так как примитивное, каменное и деревянное оружие древнего человека не было способно причинить какие либо значительные повреждения мамонту при охоте.
Человек брал умом, организованными, слаженными действиями. Технология охоты была подробно запечатлена в наскальных рисунках древнего человека, где фигурки людей, с копьями и луками в руках, окружали мамонта, заставляя животное быстро бежать, прочь от неизвестной, двуногой стаи. Лишь несколько позже, у человека появился союзник в охоте – первые волки, ставшие в ходе эволюции, послушными собаками, процесс одомашнивания которых начался примерно 15000 – 10000 лет до н.э.
Убитый мамонт надолго обеспечивал племя пищей. Но иногда, пищей становился сам человек. Так, самым известным хищником постледниковой эпохи, являлся саблезубый тигр-Махайрод – зверь страшный и хитрый. Современная археология не может точно определить период вымирания данного вида, однако длинные, кинжалообразные клыки зверя стали своеобразным символом данной эпохи. Скорее всего, это страшное оружие, дала тигру сама природа, так как основные жертвы хищника, обладали значительными размерами – шерстистые буйволы, носороги и вышеупомянутые мамонты. Запрыгивая на спину зверя, саблезубый тигр старался вонзить длинные клыки как можно глубже в тело жертвы, чтобы перебить, перекусить жизненоважные органы, после чего терпеливо доживался, когда добыча истечёт кровью.
Ещё вплоть до середины XVII века, в данных широтах преобладали люди азиатского типа. Местные народы – чукчи, буряты, эвенки, тофалары и многие другие, представляли собой сложный симбиоз родоплемённых общин, которые постоянно враждовали между собой.
До XVI века, Сибирский регион был малоинтересен государствам по соседству. Даже в момент расцвета Золотой Орды, походы в суровые, холодные края ханы не организовывали. Максимум что они смогли сделать – это принудить пограничные с Великой Монголией племена, платить дань пушниной.
 На территории Братского района самой большой силой обладали буряты. Несмотря на немногочисленность, хорошо вооружённые воины, закованные в костяные и кожаные латы, принуждали многие местные племена платить своеобразную дань – ясак. И естественно, буряцкие вожди – князцы, крайне не обрадовались, когда в 1629 году, на территорию Братского района, вошли русские отряды стрельцов и казаков.
Начать рассказ нужно немного раньше. Освоение Сибири началось несколько ранее, с походом казачьего отряда атамана-Ермака на территорию Сибирского ханства в 1581—1585 годах. Этот успешный поход послужил началом освоения этого огромного региона. Путь завоевателей от Тобола, до Красноярска (основан 19 августа 1628 года) занял каких-то полвека. И это если учитывать расстояния, сражения и препятствия, которые преодолевали суровые, русские воины.
Чаще всего, стрельцы и казаки, предпочитали продвигаться по витиеватым руслам Сибирских рек, для чего использовали небольшие корабли – струги, укшуи и ладьи. Для того чтобы переместиться с одной реки на другую, русские воины прорубали просеки, и перемещали суда по земле (волоком). Несмотря на малочисленность (отряд Ермака, например, мог похвастать только наличием 840 бойцов против многотысячных орд хана Кучума), превосходство обеспечивали технологии, а именно огненный бой. Пищали и пушки значительно превышали дальность стрельбы лука и легко пробивали любой доспех.
При должной сноровке опытный стрелец мог произвести два-три выстрела в минуту. Учитывая тяжесть ручного огнестрельного оружия (некоторые образцы пищалей достигали веса в 25 килограмм), стрельцам и казакам приходилось использовать специальные подставки – топоры-бердыши, которые могли использоваться и как холодное оружие ближнего боя (колющий и рубящий удар). 
Сам огненный бой – явление страшное для неподготовленного коренного Сибиряка! Только представьте – впереди, на широкой поляне, стоит отряд казаков и стрельцов. Часть из них закована в блестящие кольчуги, часть одета в добротные, красные кафтаны. Повсюду знамёна и хоругви. При этом пришельцы ещё гремят громом и выпускают целые клубы дыма, разя лошадей и людей издалека. Понятно, почему нервы многочисленных противников русских ратей не выдерживали стресса, и целые орды поворачивали назад, скрываясь в просторах Сибирских лесов.
Первое официальное упоминание о «братской (от слова брат) землице», зафиксированное в русских летописях, датируется 1621 годом. Обнаружили её случайно – путешественник просто искал дорогу в Китай, чтобы наладить дипломатические отношения. Тем не менее, предвосхищая грядущие события, служилый человек надлежащим образом фиксировал всё, что видел по дороге и уже в 1626 году отрядом казаков под руководством подьячего Енисейского острога Максима Перфильева, на территории Братского района было поставлено первое зимовье.
Мало кто знает, что казаки и стрельцы не сразу закрепились на новой территории.  Помимо знаменитого, Братского острога построенного в 1631 году, одна из четырёх башен которого стала символом нашего района, были попытки отстроить ещё два острога, которые сжигались решительным штурмом сопротивляющихся племён.
Ошибочно считать, что на территории нашего района не происходило сражений. Наоборот, кровавые драмы часто разыгрывались у крупных рек, служивших транспортными артериями, деревень и укреплений. Десятками, сотнями, гибли люди с двух сторон конфликта. Только острог 1631 года позволил русскому человеку закрепиться у Падунского порога, однако ещё на сотни лет регион был неспокойным, нестабильным, а гордые, буряцкие князцы организовывали полноценные восстания.
Знаменитой жертвой таких междоусобиц стал казак Вихор Савин, погибший в результате мирных переговоров. Являясь послом Енисейска, в компании с Сидоров Аникеевым, храбрые воины должны были установить мир на территории, после крупных, завоевательных сражений.
Ниже, приведу выдержку из статьи Ю.Попова:
«Задание получили они нелегкое - "И велено им, пришед в Братскую землю, сказать братским князцам и их улусов братским людям государево царево и великого князя Михаила Федоровича всея Руси жалованное слово". Вместе с "жалованным словом" они должны были сообщить, что после появления полка Хрипунова и красноярских казаков в Енисейске, воевода, по указу царя, распорядился взять у них пленных, которых устроили на аманатном дворе. "И государево им жалованное питье и корм дают довольно". Если братские люди впредь государю будут послушны, дадут клятву, а также будут платить ясак "во все года безпеременно", то полк Хрипунова и красноярские казаки никогда больше не приедут на Братскую землю с войной».
Очевидно, что переговоры прошли совершенно не так, как было запланировано руководством. Вихора Савина убили, а Сидора Аникеева, побитым и униженным, отправили обратно, как ответ на агрессивную политику русского государства. Тем не менее, процесс присоединения региона это не остановило. В память о самоотверженном казаке, назвали реку, которая впоследствии дала название нашему маленькому городу Вихоревка.
В 1648 году острог был перенесён с прежнего места, на правый берег реки Ангары, где близко к подножию вершин Братской и Монастырской располагались несколько деревень. В 1654 году Дмитрием Фирсовым острог был перенесён в устье реки Оки, возможно сначала на её южную сторону, а затем на левый берег в 2 км выше её впадения в реку Ангару. Технология переноса была непростой, но исполнимой – остроги, избы, клети, собирали из брёвен, без использования гвоздей и металлических скоб. Поэтому целые города можно было переплавлять по рекам, заново собирая на новом месте. Возможно именно эта мобильная технология передвижения укреплений и зданий, помогла русскому человеку, в конечном итоге, освоить Сибирь, расселившись на её просторах от Уральских гор, до ветреного Сахалина.
Разнился и жизненный уклад. Русский человек, традиционно – земледелец, привязанный к обрабатываемой земле. Местные племена, за редким исключением – кочевники, которые могли легко переместиться в другие регионы. Эта разница жизненной философии и предопределила завоевание Сибири.
Закончить лекцию хочу местной легендой, за правдоподобность которой не ручаюсь. Дунайские дачи, расположенные под Братском, получили своё название после гибели крупного отряда Дунайки-казака. Якобы, расположившись на привале, стрельцы и казаки не ожидали вероломного нападения местных племён. Перебитые в жарком бою, служилые люди, по местному обычаю, вместе с оружием были сложены на большой костёр. Так как пищали были заряжены, после воспламенения погребального костра, они естественно начали стрелять, раня представителей местных племён.
Это происшествие заставило местных шаманов глубоко задуматься. В конечном итоге они изрекли: «тайгу топором не изрубить, русских с лука не перестрелять. И мёртвыми они ведут бой. Нужно подчиняться»
Что это? Реальная история или просто красивая легенда? На данный момент сказать сложно. И события Второй Мировой Войны уже обрастают множеством легенд, что тогда говорить о событиях которые происходили века назад? Тем не менее исследовательские работы продолжаются, так как берестяные грамоты, акты приёма-передачи имущества острогов и простая переписка между воеводами, раскрывают всё больше тайн Братского района и возможно, вскоре мы сможем доподлинно знать о каждом происшествии, произошедшем на этих широтах годы назад.

Лектор-экскурсовод ИКМ города Вихоревка Иван Вологдин.


Рецензии