Музеи Урала. 6. Автомобили ХХ века

Фотографии можно значительно увеличить колёсиком мыши, удерживая при этом клавишу Ctrl.



ГОРОД  ВЕРХНЯЯ  ПЫШМА.   МУЗЕЙ  ВОЕННОЙ  ТЕХНИКИ.  ХХ  ВЕК  АВТО 

       Несмотря на необыкновенное разнообразие экспонатов открытой выставки вооружений, интерес к ней, в конце-концов, начинает заметно падать. Это тем более закономерно, что силы надо беречь, так как впереди предстоит осмотр огромной, судя по описаниям и внешнему виду, выставки «ХХ век АВТО» Музея автомобильной техники.

       Четырёхэтажный павильон Музея издалека привлекает внимание своим парадным обликом (фото 1 в нижнем ряду). Торжественная колоннада на фасаде, отделка коричневым камнем стен первого этажа, трёхэтажный арочный витраж из зеркального стекла над центральным входом, балюстрада с точёными балясинами по периметру крыши и … герб Советского Союза на фронтоне.
       Но, главное, — копия скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница» перед павильоном . Правда, размером она гораздо скромнее оригинала в Москве, но в самый аккурат для Верхней Пышмы.

       Первоначально музей размещался на территории АО «Уралэлектромедь» и автобусные экскурсии в него были организованы с территории Музея военной техники. Экскурсанты знакомились с уникальной коллекцией отечественных автомобилей, спецтехники, мотоциклов и велосипедов. В экспозиции было уделено внимание зарубежным транспортным средствам, в своё время оказавшим значительное влияние на становление отечественного автомобильного производства. Особый раздел был посвящён мотоспорту.

       Новое четырехэтажное здание выставочного центра Музея автомобильной техники УГМК на территории Музея военной техники площадью 12 000 кв. метров открыто 8 мая 2018 года и вся экспозиция перенесена в него. Но спустя всего год здание всё же не умещает все экспонаты и достраивается сзади примерно на одну треть.

       Мрачные тёмно-зелёные громады военных машин позади. Начинается увлекательное путешествие в яркий мир авто двадцатого века.
 
       Сразу в вестибюле Музея посетителя ждёт расслабуха — на фоне киноафиши фильма «Операция «Ы» стоит знаменитая инвалидная коляска-«моргуновка». В отличие от затрапезной серой "моргуновки" из фильма, коляска превосходно отреставрирована, окрашена в яркий красный цвет и сияет полировкой. Можно не только сфотографироваться рядом с ней, но и залезть в кабинку, покрутить баранку. В восторге и дети, и взрослые.
 
       Выставку открывает лихо вздыбившийся конь, запряжённый в бричку с кучером на облучке из времён XIX века.
 
       С конструкцией брички перекликается реплика автомобиля компании International Harvester Company, Чикаго, США, 1909 год выпуска: тележные колёса с деревянными спицами, высокое шасси, отсутствие амортизаторов, открытая кабина с брезентовым навесом. Зато наличествует четырёхтактный двигатель 20 л.с. и четырёхступенчатая коробка передач.

       Далее посетителя ждёт роскошная выставка превосходно отреставрированных шедевров мирового автомобилестроения, таких как Rolls-Royce Silver Ghost и Delaunay-Belleville. Широко представлены американские автомобили - Cadillac, Packard, Pierce-Arrow и другие (фото 2-3 в нижнем ряду).
       Некоторые показанные здесь зарубежные модели стали прототипами первых советских автомобилей. Так первый советский легковой автомобиль ГАЗ-А представлял копию автомобиля Ford-A, а прототипом первого советского представительского автомобиля Л-1 стал Buik 32-90 (1932 г.).

       В завершение экспозиции первого этажа показан участок сборочного конвейера фордовских автомобилей.

       На втором этаже посетителя опять ждёт встреча с любимыми героями кинокомедий. Возле уникального микроавтобуса «Старт», снятого в кинофильме «Кавказская пленница», восковая фигура Шурика и его упрямого ослика. А на торцевой стене павильона сценка из фильма «Бриллиантовая рука», в которой сбежавший от бандитов Семён Семёныч, на лесной дороге тормозит на свою беду «Москвич» шефа. На другой стене панно из фильма «Берегись автомобиля», где автоинспектор в широченных галифе шагает по шоссе от заглохшего мотоцикла, пытаясь уговорить Деточкина ещё раз помочь завести мотоцикл.

       На музейном подиуме второго этажа представлена практически полная линейка автомобилей «Москвич», «Победа» и «Волга» (фото 2-3 в среднем ряду). Здесь же и ГАЗики повышенной проходимости, и полуторки. Но описывать выставку моделей и их характеристики — неблагодарный труд. Это надо увидеть.
       На втором этаже выставочного центра можно встретить довольно редкие экспериментальные, мелкосерийные и даже штучные образцы советского автопрома.

       В центре зала третьего этажа демонстрируются  представительские автомобили (ЗИС-110, ЗИЛ-111 (фото 1 в среднем ряду), ГАЗ-12 (ЗИМ), ГАЗ-13 и ГАЗ-14 «Чайка»), обслуживавшие руководство CCCP с 1930-х до начала 1990-х годов. Собранные в отдельные зоны, имитирующие проезд государственных лиц, кортежи сопровождаются специальными мотоциклами К-750 Escort Motorcycle и М-72 Escort Motorcycle Киевского мотоциклетного завода.
       Данная коллекция не имеет аналогов. Все машины и мотоциклы обладают большой исторической ценностью. Здесь и по-настоящему редкостные экземпляры: к примеру, полноприводный фаэтон ЗИС-110П был построен в единственном экземпляре в 1956 году для Н.С. Хрущева, а общее количество когда-либо произведённых правительственных автомобилей отдельных моделей – не превышает и десяти экземпляров.

       Четвёртый этаж отдан, в основном, коллекции мотоциклов (фото 1-3 в верхнем ряду). Здесь показаны мотоциклы, послужившие основой российского производства мототехники: Л-300 ленинградского завода «Красный Октябрь», первый советский мотоцикл НАТИ-А-750, выпускавшийся для потребностей армии.
       Наряду с этим можно увидеть уникальные модели мотоциклов периода Первой мировой войны, применявшиеся в русской армии.
       Далее следуют серийные мотоциклы от производителей Ирбита, Киева, Ижевска, Минска, Коврова, а также импортные машины Jawa, Cezet, Pannonia, поставлявшиеся в СССР братскими странами.
       Значительная часть выставки мотоциклов посвящена спортивным моделям, предназначенным для шоссейно-кольцевых и кроссовых мотогонок, спидвея, мотобола и других видов мотоспорта. В примыкающих стендах можно увидеть мотоциклетную экипировку спортсменов.

       И, конечно же, не обходится без показа дорожных и гоночных велосипедов.

       Экспозицию завершают карты, гоночные автомобили и советские гоночные болиды формульного типа «Эстония».

       При посещении Музея автомобильной техники автором было выполнено более трёхсот фотоснимков, а всего в обеих Музеях и на музейной территории сделано около 750 снимков.
       В поле зрения объектива попадали не только табличка с описанием и общий вид экспоната, но и его отдельные характерные элементы и детали крупным планом. Суперзум фотоаппарата позволял это сделать, не перешагивая ограждения.
       Конечно, при домашнем просмотре на мониторе этой серии снимков обнаружились пропущенные описания и наоборот, отсутствующие экспонаты под описание. Что-то отвлекло автора в период съёмок, что-то затерялось при поиске лучшего ракурса. Но повтор съёмки теперь, увы, недоступен. Нужно быть внимательнее при обзорной работе с фотоаппаратом и придерживаться твёрдого алгоритма в процессе съёмки - табличка + экспонат.


       Так или иначе, масштабное знакомство с грандиозной коллекцией (более 5000 экспонатов) Музейного комплекса состоялось. Давнишний замысел побывать в Верхней Пышме воплощён в жизнь.
       Такие встречи больше не повторяются. Остаётся только шикарный фотоотчёт и яркие воспоминания.

 
 

       Александр Соханский

            Верхняя Пышма
             27 июля 2019 г.


Содержание путешествия «Музеи Урала»:

http://www.proza.ru/2019/08/07/455  — 1. Музейный комплекс в Верхней Пышме
http://www.proza.ru/2019/08/15/294  — 2. Галерея боевой техники
http://www.proza.ru/2019/08/16/435  — 3. Выставочный центр Оружия Победы
http://www.proza.ru/2019/08/20/356  — 4. Подвиг железнодорожников
http://www.proza.ru/2019/08/27/491  — 5. Послевоенное оружие   
http://www.proza.ru/2019/09/05/450  — вы находитесь на этой странице


Рецензии
Полезная штука музеи.
Надо это дело развивать...

Строим Сами   18.09.2019 15:32     Заявить о нарушении
Дополню Ваше пожелание: ...и самое главное, путешествовать и посещать.

Моя любимая поговорка - пока ходишь, надо ездить. Кажущееся несоответствие, а фактически в самом комфортабельном путешествии работа ногам всегда найдётся в изобилии!

Всего доброго!

Александр Соханский   20.09.2019 13:42   Заявить о нарушении