Бахчисарай и Севастополь

Чем славен Севастополь, и без моих слов известно. Все, кто там был, говорят: если одним днем, немного увидишь. Надо пожить хотя бы недельку. Это не Бахчисарай: там только ханский дворец и ничего больше.

Нас, помню, фонтан разочаровал. Думали неизвестно что, а это – бахчисарайский водопровод: водичка по капельке капает. Хан Гирей крокодиловы слезы льет! Мало он девушек погубил!

Бахчисарай и моим не понравился: чужой он, нерусский. Зато Севастополь не разочаровал. Наоборот! С маленьким, правда, тяжеловато: холмы, лестницы.

«Поэтому и продержались долго».
Катька говорит: не поэтому. Это не Сталинград, не Берлин: уличных боев ни в первую, ни во вторую оборону не было. Без этого весь город порушили. В первый раз и то всю южную сторону насквозь простреливали. Три адмирала на суше сложили головы, на Малаховом кургане.

На курган съездили в первую очередь. Есть что посмотреть. Глеба пушки удивили: «Почему маленькие?» С Царь-пушкой их сравнивал. Маленькие! От двух до восьми тонн! Их волоком перетаскивали с затопленных кораблей, поднимали в гору.

«А как из них стреляют?»
Девочки ему прочитали целую лекцию. Он сделал вывод: «Надо из танка».
Все парень знает!

Папа с мамой тоже узнали кое-что: о наших медсестрах, о знаменитой Даше. Артем возмущался: «Нам в школе говорили: Дарья Севастопольская, фамилия неизвестна. Все известно!Дарья Лаврентьевна Михайлова».

Таких людей надо знать не только по имени. Святая женщина! Сирота, была небогатая, а стала нищей: все людям пожертвовала. Царь потом ей выплатил полторы тысячи рублей: в то время хорошие деньги. 

Об этом ли она думала? И c мужем ей, бедной, не повезло: ушла от него, от пьяницы. Взяла из дома, на ее деньги купленного, одну икону. Чужие люди похоронили и не знали, кого.

Девочек заинтересовал матрос Кошка. У нас в «Родной речи» был рассказ о нем. Нашли в интернете: после войны Петр Маркович был лесничим. Простудился и умер, вытаскивая из-подо льда двух девочек.

Мама не удержалась: «Таких, как вы».
«Как Василиска», – парировала Аллочка.

И больше не шутили. Даже Глебушка притих.
На Севастопольскую панораму девчонок одних отпустили. Не то что совсем одних: как раз экскурсия, у Катьки там знакомая. В общем, прошли. Мальчишку решили не переутомлять, подальше увели его, как в Никитском.
«А девочки пусть побегают».

Они пришли – глазенки огнем горят. Дома мне рассказывают: «Бабушка, ты не видела! Класс! Пирогов как живой! Лошадь живая!»
Василиса под конец запаниковала: времени много. «Алка, что нам будет!» На панораме дело идет к ночи, ей и почудилось. А тут часа не прошло.

«Вы, – говорю им, – на Бородинской были в Москве».
«Там не так!»
Раскритиковали! 

На Историческом бульваре, где панорама, памятник Эдуарду Тотлебену. Спрашивают: «Он немец?» Папа объяснил им как надо: «Он за Россию воевал, защищал Севастополь». Рассказал подробнее о минной войне, о саперах: Тотлебен ими командовал.

«Вы думали, ему немцы в войну памятник поставили? Его бы сразу взорвали. И на Украине оккупантам памятники не ставят, не слушайте идиотов».

При независимой Украине в Севастополе построили мечеть. Раньше на всей Украине не было, и в Крыму ни одной.

Теперь в каждом городке. Как же: республика Крым. А если республика, то все понятно.

Бахчисарай вообще татарский город, только хана пока еще нет. Мы крымских татар видели только в ханском дворце, на картинах. Одну забыть не могу: евнух отбирает у матери ребенка. Артемка тогда вдруг расплакался: видать, нахлынуло на него.

Девок заранее предупредили: брата не пугать! Они-то знают, почему евнухи злы на весь свет, а ему пока незачем. Парень одно запомнил: татары с бородой и в шапках.

Мои, между прочим, неплохо о них отзывались. Ничего, говорят, у них личного, только бизнес. Бизнес с человеческим лицом: не больно дорого. Шашлычку у них поели: перед нашим постом курбан-байрам. Всем понравилось. «Не отравили!»

Напоследок съездили в Херсонес, сравнили, где пляжи лучше. Около берега там интересно: развалины, древний город. Как в Греции. Но все горой за Ялту.

Короче, не зря потратили время. Привезли нам гостинцев. Анюта инжира наелась. И мы с дедом попробовали.

Я за девочек рада. И Глебушка не впустую катался: что-нибудь, да останется.

Виталик уже решил: на то лето и они едут. Тоже в Крым. «Серегу вряд ли возьмем, а Анютку без разговоров».

Она уже представляет.


Рецензии
Как тут не скажешь о политике? Свинское у нас отношение к достойным людям. Но раньше хотя бы воров не объявляли героями, даже в Одессе.

Евдокия Мамаева   11.05.2022 16:23     Заявить о нарушении
Спасибо, Евдокия Николаевна! Но почему Вы пишете: "Даже в Одессе"? Я не была в этом городе, как и в Севастополе, и не знаю, много ли там воров. Но думаю, что большинство в обоих городах - нормальные, порядочные люди. Вы пишете о свинском отношении. Оно проявляется и в том, что городу-герою создали дурную славу.

Алла Каледина   13.05.2022 09:25   Заявить о нарушении
Эта слава намного старше, чем звание города-героя. Еще при царе пошла. Как-никак, а портовый город: там и евреи, и греки, и даже турки. В Севастополе их всех было поменьше. Сейчас не знаю как.

Евдокия Мамаева   13.05.2022 17:35   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.