Живая изгородь

Светлой памяти Емельянова Петра Федоровича

В деревне Красавичи в Могилевской области есть школа. Когда-то давно, около пятнадцати лет назад в ней располагался детский интернат. Если можно так выразиться, за счет данного фактора деревня не то, чтобы процветала, но и не бедствовала. Все же больше плюсов, чем минусов. По крайней мере, учителям хватало работы, а местным детям и детям с близлежащих деревень можно было не беспокоиться об обучении – наполняемость учениками всегда была хорошей.

В коллективе школы был один учитель, Емельянов Петр Федорович. Кто-то скажет, что за незвучное имя? И произносится с трудом... Но вот именно так и назвали его родители. Как и многие учителя, Петр Федорович приехал в Красавичи по направлению по окончании Минского педагогического института имени Максима Горького (ныне государственный университет имени белорусского поэта Максима Танка). Его устроили недалеко от школы, в уютный двухкомнатный частный дом. Совместно с ним недолгое время проживал мой крестный, учитель физической культуры. Но затем он женился и ему выделили другой дом, также принадлежавший школе. И Петр Федорович начал жить один.

Стоит начать с того, что специализировался молодой учитель на биологии. Правда, за время педагогической деятельности – как и многим другим – приходилось преподавать и географию, и историю, и даже несколько лет учил детей ОБЖ. Ученики к биологу относились с любопытством. Молодой человек в круглых очках с упованием рассказывал о цветах, растениях и деревьях. Но главное его хобби в школе стало – посадка клумб.

По предварительному согласованию с директором школы Петр Федорович стал практиковать уроки на свежем воздухе. Он устраивал всевозможные тесты, во время которых необходимо было называть именования деревьев, цветов и кустарников. Ученики с радостью выполняли предлагаемые задания, радуясь возможности сменить обстановку. Ведь на улице в любом случае лучше, чем за школьной партой.

По окончании рабочего дня, когда учителя расходились, в школе оставались лишь ответственные по интернату, присматривая за ребятами. Петр Федорович домой никогда не спешил. После работы биолог каждый день ухаживал за клумбами, но особенный акцент он делал на живую изгородь. Вдоль школьных окошек учитель высадил кустарники и как настоящий садовник изо дня в день подрезал их, стриг и пропалывал.

За глаза многие с непониманием относились и подозрительностью к пристрастию биолога. Злые языки стали трепаться о том, что лучше бы Петр Федорович семью завел, сходил бы в местный клуб на танцы, благо невест хватает… Но вскоре все перестали обращать на него внимание и, как говорится, смирились.

Шли годы, одинокий садовник продолжал учить детей и заниматься любимым делом. Интернат в конечном счете было решено перевести в поселок вблизи районного города. Соответственно, учителям предложили места в городских школах. На тот момент Петру Федоровичу исполнялось около 42-ух или 43-ех лет, до льготной пенсии ему совсем чуть-чуть не хватало.  Биолог категорически отказывался переезжать в город, ведь здесь творение всей его жизни, клумбы и живая изгородь. Побегав по городским бюрократическим заведениям, учитель выбил себе пенсию за неимением средств и желания перебираться в город.

Со временем в пустующую школу перенесли местный клуб, библиотеку, почту и магазин. А на придворовой территории хозяйничал Петр Федорович. Но буквально через пару лет, не дожив до 45-летнего возраста, учитель скоропостижно умер. Причиной смерти назвали сердечную недостаточность. В течение нескольких дней все клумбы завяли, хотя погода летом стояла не такая уж и жаркая. Осталась лишь живая изгородь, красиво украшавшая здание бывшей школы.

Прошла зима. По весне изгородь стала разрастаться своеобразным забором, окружая уже не только стены, но и постепенно закрывая центральный вход. Как не пытались освободить пространство перед крыльцом, каждое утро она и та же картина – кустарник прорастал вдоль ступеней и переплетался меж собой. Тогда местные жители нашли выход. Они соорудили арку и пустили по ней побеги. Буквально через пару дней изгородь пошла поверху, соединив два конца кустарника.

Из города в отпуск по своим покинутым домам приехали отдыхать учителя. Они были поражены, что за живой изгородью никто не ухаживал, а она продолжала держать красивую форму забора. Мой крестный тогда с добрыми намерениями пошутил, что это Петр Федорович присматривает за своим творением с того света. Но придя на могилку к биологу, они увидели, что вокруг памятника проросли красивые цветы. Везде поблизости могилы заросли травой и сорняками, а у Петра Федоровича – прекрасные распустившиеся бутоны.


Рецензии