Михаил и Серафима

Михаил и Серафима поженились сразу после  выпускного, в конце июня -  потому что в январе  они должны были стать родителями. Бабушка Михаила, Анна Павловна,  подарила молодым квартиру и уехала в село в родительский дом, взяв с внуков обещание почаще навещать ее.
        Родители Серафимы вначале злились на молодых, потом смирились, а когда  родилась внучка, взяли на себя львиную часть заботы о малышке, чтобы Серафима могла учиться на стационаре в медицинском училище. Михаил получил права и стал работать на автобазе водителем. Парень он был расторопный, ответственный и поэтому на работе у него все было хорошо. Все  хорошо было и в семье, несмотря на свою молодость,  Михаил и Серафима оказались готовы к семейной жизни, не делили бытовые хлопоты на мужскую и женскую работу, а жили по принципу – кто раньше пришел, тот и делал запланированную уборку или готовку. Дочурка росла смышленой и ласковой девочкой, в два года она рассказывала сказки, лепила из пластилина пирожки и радовала всех родных.  А  когда дочери исполнилось три года – они с Михаилом осиротели : попали в ДТП Серафима и ее родители, никого спасти  не удалось. Бабушка Михаила  снова поселилась вместе с внуком – теперь она  помогала ему воспитывать ребенка.
     Но Михаила как подменили – он стал задерживаться якобы на работе, но от него явственно разило спиртным, не хотел гулять с малышкой, отказывался помогать по хозяйству бабушке. На все замечания реагировал бурно, обрывал Анну Павловну на полуслове. Бабушка и злилась и плакала, увещевая внука, но все было тщетно, пожилая женщина понимала, что она теряет внука, отчаяние заполонило ее душу,  и она стала чаще ходить в церковь, ставить свечи за здравие своих родных, а в поминальные дни  ставить свечи за упокой души умерших родственников.
            Вот и в эту субботу Анна собиралась идти в церковь, встала рано, чтобы приготовить завтрак, но взглянув в окно, увидела,  как разыгралась непогода, капли дождя  скатывались по оконному стеклу, хмурое небо нависло над крышами домов,  лужи пузырились  и казались бездонно глубокими.
- Вот, Серафимушка, вишь как вышло, не пойду я с ребенком в такую непогоду в церковь, извини меня старуху, проговорила Анна Павловна, и , взяв спички, зажгла лампадку перед небольшой иконой матери Божьей. Потом вспомнив, что в ящике письменного стола у нее лежала свеча , привезенная с монастыря Серафима Саровского, взяла  ее и тоже поставила перед иконой.
        Анна Павловна стояла  перед иконой и говорила слова, рвущиеся из сердца:
- Матерь Божья, вразуми моего внука, пусть повернется он к своему ребенку, ведь пропадает он, а я уже старая, мне одной ребятенка не поднять… Она говорила и говорила, слезы текли по ее щекам, а она никак не могла остановиться. А потом, вспомнив, зачем она хотела идти в церковь, заговорила, обращаясь теперь уже к умершей Серафиме:
- моя ты внученька дорогая, да лучше бы я померла вместо тебя, как же мне тяжко, как больно на душе у меня, что же вытворяет муж твой, а мой внук, как доченьку твою мне поднимать – я ведь старая совсем, без Михаила не подниму девчушку то, а он совсем с катушек съехал – не слушает моих увещеваний! Пожилая женщина причитала, рассказывая все, что наболело у нее на душе, а когда свеча догорела, она задула лампадку и снова пошла на кухню. За окном плакал дождь,  а вместе с ним плакала и ее душа.
            Прошло несколько дней, и Анна Павловна  обратила внимание, что Михаил приходит домой вовремя, без запаха спиртного,  читает дочери книжки , рисует с ней и без напоминания пылесосит в квартире, каждое утро выносит мусор. Она мысленно перекрестилась, но ничего внуку не сказала. Но когда через неделю внук получил зарплату и весело сказал:
- ну что бабаня, поедем на рынок вместе покупки делать?
Анна Павловна не выдержала и сказала: -
Неужели за ум взялся, Мишаня? Слава Богу, ежели так!
          Михаил помялся немного, а потом сел на стул , взял в руки чашку с чаем и глухо сказал:
- как не взяться за ум, если покойная жена моя, Серафима, каждый вечер приходит ко мне и начинает  выговаривать, что я ребенком не занимаюсь, тебе бабаня не помогаю, что совесть я потерял. Анна Павловна отмерла , а потом неуверенно сказала:
- а может,  привиделось тебе, Мишаня, ты ведь сам знаешь, какой с работы приходил, все что угодно увидишь и услышишь…
Михаил покосился в угол и тихо сказал:
- ба, да она, Серафима,  и сейчас здесь, вон  в углу стоит и на нас смотрит..
Анна Павловна перекрестилась, поклонилась в угол и сказала:
- внученька, благодарствую тебе, взялся за ум Мишка твой,  теперь мне легче будет, а ты наведывайся к нам почаще.. По комнате прошелестел легкий ветерок, качнулась штора на окне , послышался вздох и наступила звенящая тишина…


Рецензии