Перетренировка
Работоспособность – характеристика функциональных потенций субъекта, его физическо-психическо-биологических возможностей исполнять тот или иной вид деятельности с учетом времени и цели-задачи самой деятельности-активности.
В процессе деятельности происходит изменение уровня работоспособности, описываемое с помощью кривой работоспособности, показывающей зависимость эффективности деятельности от времени ее выполнения.
Факторы работоспособности зависят от условий деятельности - активности субъекта и его биологических, психоэнергетических и нейропсихофизиологических ресурсов. Работоспособность человека является одним из основных понятий не только в науке, но и в повседневной жизни. Сложность этого понятия в науке определяется многообразием видов труда и широкой шкалой психофизиологических возможностей человека.
Работоспособность человека, даже в обычных условиях, колеблется в течение рабочего дня. Выделяются следующие стадии или фазы работоспособности: 1) врабатывания; 2) оптимального выполнения деятельности; 3) утомления; 4) конечного порыва (при высокой мотивации).
Изменение работоспособности в течение суток обусловлено физиологической и психологической приспособленностью организма к двадцати четырех часовому биологическому ритму.
В соответствии с биологическим ритмом организма в течение суток меняются физиологические показатели (кровяное давление, пульс, температура, электропроводимость кожи и т.п.) и психологические (скорость реакции, свойство внимания, эмоциональные показатели).
Возникает вопрос – возможно ли перестроить биологический ритм человека?
Для растений достаточно переменить время поступления солнечных лучей. Для животных – время поступления солнечных лучей и кормления, и суточный биоритм существенно перестраивается.
Для человека необходимо изменить вид деятельности, социальную сферу. Здесь возникают трудности, которые влияют на перестройку суточных биоритмов. Это контакты с социальной средой, рассчитанные на дневное время (семья, культура, спорт). Кроме того действуют такие факторы, как дневной свет, шум и т.д. В связи с этим, перестройка организма для работы в ночное время возможна при следующих условиях:
- полноценный сон в дневное время (7-8 часов);
- образ жизни остальных членов коллектива будет таким же;
- период адаптации будет продолжительнее.
Таким образом, работоспособность человека обусловлена его способностью к мобилизации и накоплению энергетических резервов организма и психики человека. Предел работоспособности – величина переменная. Она зависит от многих факторов: типа нервной системы, общего здоровья, квалификации, мотивации, соотношения труда и отдыха, условий рабочей среды и пр.
Проблемы утомления издавна привлекали к себе внимание исследователей, в том числе физиологов и психологов труда. Объясняется это их чрезвычайной практической значимостью: утомление является одним из самых распространенных факторов, оказывающих существенное влияние на производительность труда.
Утомление сопровождается уменьшением производимой работы и представляет собой весьма сложный и разнородный комплекс явлений. Полное содержание его определяется не только физиологическим, но так же психологическим, результативно-производственным и социальным факторами. Исходя из этого, утомление и должно рассматриваться по меньшей мере с трех сторон: 1) со стороны субъективной – как психическое состояние; 2) со стороны физиологических механизмов; 3) со стороны понижения производительности труда.
Интересен вопрос об индивидуальной подверженности утомлению. Многие исследователи высказываются за ее существование. Так, С.М. Архангельский отмечает, что ход нарастания утомления и его конечная величина зависят от ряда условий: 1) от индивидуальных особенностей рабочего; 2) от обстоятельств протекания работы; 3) от качества выполняемой работы; 4) особенностей трудового режима и т д. Как мы видим, на первое место он ставит именно индивидуальные особенности рабочего.
Н.Д. Левитов считает, что подверженность утомлению зависит от таких индивидуальных особенностей человека, как физическое развитие и состояние здоровья, возраст, интерес и мотивация, волевые черты характера. От такого рода индивидуальных особенностей зависит и то, как переживает человек утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.
А теперь перейдем от научных определений работоспособности к прикладным явлениям. Есть люди, которые могут очень быстро бегать, но не очень долго. В легкой атлетике их называют спринтерами. Их удел – бег на 100, 200, максимум на 400 метров. Есть люди, у которых врожденная скоростная выносливость. Они бегают на 800, 1500 метров, на 1 милю. А третья категория людей обладает общей выносливостью, и для них пробежать 5, 10 километров или даже марафон – 42 км 195 метров, ничего не стоит. Их называют стайерами. Есть такие же люди и в плавании, беге на лыжах, в велосипедном спорте. Одни хорошо выступают в гонках на короткие дистанции, другие - на длинные.
И чисто внешне спринтеры отличаются от стайеров. Первые мощные физически, с развитой мускулатурой, а стайеры очень жилистые, худые. Оказывается, на состояние выносливости сказывается и содержание гемоглобина, т.е. красных кровяных телец в крови. Сейчас самые лучшие стайеры – из высокогорных районов Кении и Эфиопии, у них врожденное высокое содержание гемоглобина в крови, так как содержание кислорода на высоте меньше, чем на равнине, и организм компенсирует это увеличением эритроцитов и гемоглобина.
Но вот для обычного человека такое состояние кроветворения несвойственно, и поэтому при выполнении длительной работы наступает утомление. Подвержены такому состоянию и спортсмены, особенно в тех случаях, когда у них не бывает полноценного отдыха. Вот тогда снижается не только работоспособность, но и концентрация, внимание, и тогда они не могут выполнить тот же финт, который у них хорошо получается, когда они находятся в хорошем функциональном состоянии.
Мне довелось однажды на себе испытать состояние перетренированности. Случилось это в то время, когда я в студенческие годы усиленно занимался легкой атлетикой. Я никогда не обладал хорошей выносливостью. Быстро бегал, неплохо прыгал, но вот быстро пробежать 1 км или больше, не мог. Даже на лыжах я мог неплохо пробежать 3 км, а вот 5 или 10 км было выше моих сил. Спринтер, одним словом, от рождения. Поэтому я и на районных соревнованиях среди школьников выигрывал бег на 100 метров и прыжки в длину и высоту. Казалось, это именно те виды спорта, которыми я и должен заниматься дальше.
Но когда я поступил в Хабаровский медицинский институт на первый курс, оказалось, что секции легкой атлетике в нем не было, не было тренера, и я стал заниматься волейболом, так как там был хороший тренер Братчиков. Тренировался я с увлечением, стал членом сборной команды института и даже в составе этой команды стал чемпионом краевого общества «Буревестник». Но на соревнованиях между курсами сломал 4-ю пястную кость левой кисти. Я даже не думал, что травма тяжелая, доиграл этот матч с тугой повязкой, потом еще и на следующий день сыграл матч, и лишь потом пошел в травматологический пункт. Сделали рентген, который показал, что у меня перелом. Наложили гипсовую лангету, с которой играть в волейбол нельзя. Вот тогда я стал бегать и прыгать, чтобы не растерять форму. Может, поэтому я и сумел выиграть первенство института по прыжкам в длину, и пришел вторым в беге на 100 метров. Потом на соревнованиях в Ленинграде наша эстафетная команда 4 по сто метров сумела стать чемпионом среди студентов-медиков РСФСР.
Вернувшись в Хабаровск, я все лето усиленно занимался со штангой, и когда начались занятия на втором курсе, стал ходить на секцию легкой атлетике, так как там появился тренер, молодой выпускник факультета физического воспитания педагогического института, Слава Власов. Он сам был бегун на 400 метров с барьерами, чемпион края. Как бегун, он стал давать много беговых упражнений, в числе которых были часовые кроссы. Но это было не для меня, все же я бегун на короткие дистанции и прыгун в длину по своим физическим возможностям. Власов переговорил с другим тренером, Поддубным, который тренировал прыгунов в длину и тройным в педагогическом институте, и я стал заниматься там.
Поддубный тренировал почти всех прыгунов в краевом центре. В нашей группе были студенты из педагогического, железнодорожного института, из СКА. Лидером в группе был неоднократный чемпион края в тройном прыжке, хорошо выступающий и на республиканских соревнованиях, Отто Сигизмунд. Он уже давно тренировался, привык выполнять огромный объем тренировочной работы, и я стал за ним тянуться. Он делает многоскоки, и я следом за ним, он делает ускорения, и я бегу рядом. Но он-то студент последнего курса пединститута, для него такая работа привычная, а я только начинающий спортсмен. Какое-то время я справлялся с нагрузками, но накануне студенческих соревнований на зимних каникулах у меня исчезла, как тогда говорили, «пруха». Не могу как следует разбежаться, далеко прыгнуть. В общем, на соревнованиях, где я участвовал в беге на 60 метров (бегали в длинном коридоре политехнического института), ни в прыжках в длину, ничего не показал. Но самое страшное, я не мог себя заставить ходить на тренировки в спортзал. И тогда я решил поехать на каникулы к родителям в родной поселок.
Там я хорошо питался, много ходил, катался с горы на лыжах. Хорошо высыпался, помогал родителям пилить и колоть дрова на свежем воздухе. Пару раз сходил в парную, где отлично попарился. Я знал, что парная очень полезна для восстановления после тяжелых тренировок. Прошла неделя, и меня потянуло в родной школьный спортзал. В нем я знал каждую доску, каждый уголок, так как много лет там тренировался, играл в баскетбол с одноклассниками. Спортзал маленький, и невысокий, так что играли 4 на 4, и баскетбольное кольцо было на высоте 250 см, а не 305, как положено. Но это не мешало нам проводить поединки между классами. Всю вторую неделю почти каждый вечер я играл с парнями уже на 2 года младше меня. Эмоциональные поединки не ощущались как тяжелые тренировки, и после каждой игры я бодро шагал по заснеженным улицами поселка к нашему дому.
К тому же я нашел дома спортивные журналы, которые наша семья выписывала в то время, когда я учился в школе – «Физкультура и спорт», «Легкая атлетика», «Спортивные игры», «Спортивная жизнь России». Оказалось, что в них было немало и методических рекомендаций тренировочного процесса, на которые я не обращал внимания в то время. Проштудировав все эти наставления, я понял, в чем причина моего состояния. И решил в дальнейшем не насиловать свой организм непосильными для меня нагрузками на тренировках, я следить за своим самочувствием. Понял еще одну важную вещь в этом процессе. Надо не только усиленно тренироваться, но и правильно питаться, чтобы организм получал нужные ему белки, жиры и углеводы, а так же витамины. К сожалению, в те годы очень мало знали о микроэлементах и об их влиянии на обменные процессы. А у меня оказалась врожденная магниевая недостаточность, которую я никак не компенсировал, и это в дальнейшем привело к развитию серьезных заболеваний, в частности, мочекаменной болезни.
Смена обстановки, хорошее питание и полноценный отдых во время каникул восстановили мой организм, и тяжелая тренировочная работы в предыдущий период, которая привела к перетренировке, дала свои результаты. У меня появилась «пруха», я стал обгонять многих товарищей по тренировкам в ускорениях, дальше их прыгать с места и с разбега. Конечно, выигрывать у Отто мне было не под силу, но вот с другими соперниками мог поспорить. И весной, когда начался летний легкоатлетический сезон, со мной стали считаться. К тому же в Хабаровске остался всего один стадион, где тренировались легкоатлеты из числа студентов - «Динамо». На этом стадионе проводились и соревнования среди институтов города – политехнического, педагогического, медицинского. Лишь студенты железнодорожного института соревновались на своем стадионе «Локомотив», который был в то время недалеко от железнодорожного вокзала.
Наш тренер Поддубный, который пользовался авторитетом среди коллег из других институтов, поговорил с ними, и нам, прыгунам, разрешали выступать вне конкурса на чемпионатах всех институтов. Именно на этих соревнованиях можно было понять, что дали тебе тяжелые тренировки. Мне удалось устанавливать свои личные рекорды, прыгая в длину и тройным все дальше и дальше. А на первенстве педагогического института сформированный из студентов других ВУЗов забег привел к тому, что мой сокурсник Борис Тимоненко установил новый рекорд края на стометровке – 10,5 секунды, а я установил свой личный рекорд – 10,8 секунды. Правда, справедливости ради надо сказать, что нам помогал сильный попутный ветер, но в те годы на это обстоятельство мало обращали внимание. Позже я выиграл и первенство «Буревестника» в прыжках в длину, неплохо выступил на первенстве края по легкой атлетике, где впервые выступал на стадионе Ленина краевого центра.
Вот что я хотел поведать тем моим читателям, которые являются и болельщиками. Не стоит ругать ваших любимцев, что они проиграли или не показали той игры, которую вы от них ждали. Хорошая спортивная форма не может продолжаться вечно, обязательно бывают спады. Если у одного игрока, то это не так страшно, а вот если у целой группы ведущих игроков команды, тогда нужно ожидать проигрыша. Но восстановится форма, и тогда команда заиграет по-другому, и обычно в таких случаях сопутствует и удача.
Свидетельство о публикации №219090600478