Упразднение времени

   В православной богослужебной практике применяется приём «упразднения времени». – Об этом я услышал в одной из лекций дьякона Андрея Кураева. (К сожалению, ссылку дать не могу, не нашёл.) – Опишу, как я понимаю этот принцип.

   Итак, когда мы читаем молитвы или каноны, то часто упоминаем в них о чудесах, или событиях прошлого, которые по смыслу совпадают с тем, что мы просим у Бога. – По-моему, это своеобразный способ выбора реальности. Молитва, вообще, является средством, или способом выбора реальности. – Поясню свою мысль:

   Всеведущий и Всемогущий Господь знает все наши потребности и возможные просьбы. В Своей Благости, Он предусмотрел их исполнение. Но далеко не все наши молитвы могут быть исполнены здесь, в этой нашей реальности. Для исполнения их нужно, чтобы души наши отличались от нынешних, чтобы мы совершили некоторые нужные поступки, а главное – покаялись бы. Вот мы и просим Господа и Святых Заступников, чтобы они привели нас к должной жизни! А для указания той реальности, к которой стремимся, мы и приводим события и чудеса былого, известные нам из Библии.

   То есть, мы хотим стать подобными участникам прошлых чудес – святым и праведникам, описанным в Священном Писании и Предании. – Мы хотим выбрать их реальность и перенести их чудо в наше время и в нашу жизнь. – И ведь чудеса происходят, все православные об этом знают! – Вот так и реализуется принцип «упразднения времени». В сущности же, это всё является отражением главного христианского Таинства – Причащения Святых Животворящих Тайн. В этом Таинстве на каждой Литургии происходит Жертва нашего Спасителя за всех нас! А все мы – причастники – становимся, здесь и теперь, участниками Тайной Вечери, где Жертва эта была явлена ученикам и стала главным Таинством Церкви Христовой.
   
Сентябрь 2019


Рецензии