C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Глава xiv некоторые курьёзные высказывания

XIV


НЕКОТОРЫЕ КУРЬЁЗНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ


                1
    ...имея под руками такой простодушный народ, как русский, трудно не веровать в человечество…
Н. А. Добролюбов. «Воскресший Белинский».  Н. А. Добролюбов. Литературная критика. М., ГИХЛ, 1961

   Цитата из статьи, сделанной в форме письма к реакционному литератору Н. А. Гречу. Речь идет о его статье "18 февраля 1855 года", написанной в связи со смертью Николая I.
   Характер письма понятен по первому абзацу: «Вы, конечно, не стоите того, чтобы порядочный человек стал отвечать вам. Но мое негодование при чтении вашей статьи в "Северной пчеле" о смерти Николая Павловича было так сильно, что я решаюсь позабыть на несколько минут то глубокое презрение, какое всегда питал к вам, и унизиться до того, чтобы писать к вам, имея, впрочем, в виду не столько вас, сколько самое правительство, возбуждающее появление подобных статеек».

2
    Вовсе не университеты вырастили настоящего русского чело¬века, а добрые безграмотные няни.
В.В. Розанов. Опавшие листья. Короб первый.

    Замечание В. Розанова вполне может быть отнесено к Пушкину. Именно через няню Арину Родионовну формировалась русская душа поэта.
    В ноябре 1824 года Пушкин из Михайловского пишет брату (Пушкин – Л.С. Пушкину. Первая половина ноября 1824 г. Михайловское): «Знаешь ли мои занятия? до обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки - и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего (французского – В.Б.) воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!». Известно, что Пушкин со слов няни записал семь сказок, десять песен и несколько народных выражений, хотя, конечно,  слышал от нее больше.  Пословицы, поговорки, присказки не сходили у нее с языка. Очень много сказок знала няня и передавала их как-то особенно. Именно от нее Пушкин впервые услышал и про избушку на курьих ножках, и сказку о мертвой царевне и семи богатырях.
    Многие стали настоящими русскими благодаря безграмотной няне.

3
    Чтобы заставить себя заметить, нам пришлось растянуться от Берингова пролива до Одера.               
П. Я. Чаадаев. Философические письма. Письмо первое.

    Не только Петр Чаадаев не мог понять судьбу России. Вот откровение премьер-министра Великобритании Уинстона Черчилля: «Россия — это загадка, завернутая в загадку, помещенную внутрь загадки». Но если мы продолжим цитату, то найдем и разгадку: «и, все же, ключ к ней имеется. Этим ключом являются национальные интересы России». (См.: Уинстон Черчилль. Мировой кризис. М. , 2003. С. 611).
    Великое открытие!
   
5
    Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело.
Ф.И. Тютчев. По книге «Русский литературный анекдот XVIII-начала XIX вв.» М., «Художественная литература», 1990.

    12 января 1722 года Петром Первым была учреждена должность генерал-прокурора. В его обязанности входили контроль за исполнением законов и недопущением ограничений прав любого жителя государства. Первым прокурором Руси стал граф Павел Ягужинский. В губернских Коллегиях также были назначены прокуроры, находящиеся в подчинении у генерал-прокурора.
    Появилась прокуратура, появились и уголовные дела, что и впечатлило нежную душу поэта.
 
6
    В России все возможно, если хотят, и ничто невозможно, если не хотят…
Н. С. Лесков. П.К. Щебальскому. 18 февраля 1876 г., Петербург. Письма (1859-1880). Лесков Н. С. Собрание сочинений в 11 т.
   М., Государственное издательство
   художественной литературы, 1958.
   Том 10.

    Замечательно продолжение цитаты: «это мне еще двадцать лет тому назад один старый жид в Киеве открыл, и я это до сих пор постоянно наблюдаю. Хотят же теперь только то, в чем видят выгоду, или необходимость...»

7
    Не говори «нет», русский человек (слова Арье-Лейба – В.Б.), когда жизнь шумит тебе «да».
Исаак Бабель. Одесские рассказы. Закат.

    Квинтэссенция Бабеля, одесского еврея. Он, таки, учит нас жить.

8
    «В России невозможности нет»...
Н.С. Лесков . Старый гений.

    Слова «старинного» чиновника. В этом и смысл.

9
    А так как русского человека по тех пор не заставишь говорить, покуда не рассердишь его и не выведешь совершенно из терпе¬ния,..
Н. В. Гоголь. Гоголь Н. В. - Россету А. О., 15 апреля н. ст. 1847 г. Неаполь.

   И далее по тексту: «то я оставил почти нарочно много тех мест, которые заносчивостью способны задрать за живое. Скажу вам не шутя, что я болею незнанием многих вещей в России, которые мне необходимо нужно знать. Я болею незнаньем, что такое нынешний русский человек на разных степенях своих мест, должностей и образований. Все сведения, которые я приобрел доселе с неимоверным трудом, мне недостаточны для того, чтобы «Мертвые души» мои были тем, чем им следует быть. Вот почему я с такою жадностью хочу знать толки всех людей о моей нынешней книге, не выключая и лакеев».

10
    Перед ним стояла не одна губернаторша: она держала под руку молоденькую шестнадцатилетнюю девушку, свеженькую блон¬динку с тоненькими и стройными чертами лица, с остреньким подбородком, с очаровательно круглившимся овалом лица, какое художник взял бы в образец для мадонны и какое только редким случаем попадается на Руси, где любит всё оказаться в широком размере, всё что ни есть: и горы и леса и степи, и лица и губы и ноги...
Н. В. Гоголь. Мертвые души. Т. I. Глава восьмая.

    
11
    Русский возница имеет доброе чутьё вместо глаз; от этого слу¬чается, что он, зажмуря глаза, качает иногда во весь дух и всегда куда-нибудь да приезжает.
Н. В. Гоголь. Мертвые души. Т. I. Глава третья.
    
12
    Нет! не живётся у нас людям, которые всего нам нужнее!
Н.А. Некрасов. Некрасов Н. А. - Боткину В. П., 8 октября 1855 г. Собрание сочинений в 8томах. Т. 8.
 
    Речь идет о Т.Н.Грановском (1813 – 1855) русском историке-медиевисте. Он заложил основы научной разработки западноевропейского Средневековья в России, был ординарным профессором и деканом историко-филологического факультета Московского университета. «Ни о ком я так не жалел после Б(елинского)-пишет Некрасов  -, даже о Гоголе, может быть, потому, что лично его не знал. Словно как я одурел, — все мараю то стихи, то прозу - у меня так всегда, не могу оставаться в бездействии, когда сильно потрясен(…)
    Немного написал Грановский, но не писателя в нем жаль, в нем жаль профессора, и еще более человека — он поощрял людей быть честными — вот его заслуга! Его влияние далеко простиралось».

13
    Русская жизнь имеет счастливую особенность сводить чело¬века с идеальных вершин, поминутно напоминая ему, какая он дрянь - дрянью кажется и всё прочее и самая жизнь - дрянью, о которой не стоит много думать.
Н.А. Некрасов. Некрасов Н. А. - Тургеневу И. С., 27 июля 1857 г.Петергоф.

    По-человечески мило характеризует эту жизнь автор в начале цитаты: «А надо правду сказать, какое бы унылое впечатление ни производила Европа, стоит воротиться, чтоб начать думать о ней с уважением и отрадой. Серо, серо! глупо, дико, глухо — и почти безнадежно! И все-таки я должен сознаться, что сердце у меня билось как-то особенно при виде — «родных полей» и русского мужика.(…)
    Что до меня, я доволен своим возвращением».

14
    Русский ум ярче всего сказывается в глупостях.
В.О. Ключевский.

    Два учебных года Ключевский провел в Грузии, в местечке под названием Абастуман. Он давал уроки истории великому князю Георгию Александровичу, которому из-за туберкулеза врачи прописали холодный горный воздух. Жизнь здесь была замкнута в тесный кружок, «как на необитаемом острову». По вечерам Василий Осипович доставал изящную книжечку, обтянутую в черный шелк, и развлекал обитателей Абастумана афоризмами: «И москаль, и хохол хитрые люди... Но тот и другой притворяются по-своему: первый любит притворяться дураком, а второй умным». И в развитие: «Русский ум ярче всего сказывается в глупостях». Все смеялись. См.: Виктория Шохина: Иронический историк и его парадоксы: 100 лет назад, 25 (12) мая 1911 года, умер Василий Осипович Ключевский

15
    Чтобы русских к чтению приохотить, Петр велел перевести Пуффендорфа, который русских не на живот, а на смерть бранит.
А.С. Грибоедов. Заметки о Петре I.

     Грибоедова видимо возмущало именно ненужное нарушение народного обычая, допущение этой брани и осмеяний русского народа; дозволение в русской книге слов Пуфендорфа и т. п. казалось оскорблением национального достоинства, как таковым же казался "дух слепого рабского подражания", начинателем которого казался, по-видимому, Петр.
Кто такой Пуффендорф?
Знали и по достоинству оценивали С. Пуфендорфа и в России. Инициатором издания трудов немецкого ученого на русском языке был сам император Петр I. Например, направляя для перевода книгу С. Пуфендорфа, Петр писал, что в этой книге имеются два трактата: «…Первый о должности человека и гражданина, другой о вере христианской, но требую, чтобы первый токмо переведен был,… и прошу, дабы не по конец рук переведена была, но дабы внятно и хорошим штилем» [1]. Известен также факт, когда Петра не устроило извлечение русскими переводчиками из книги Пуфендорфа «Introductio ad Historiam Europeam» нелестного мнения автора о русских, и император потребовал восстановить текст оригинала в полном объеме [2]. Книги Пуфендорфа на латыни, на немецком и русском языках имелись практически во всех крупных российских личных библиотеках в первой половине XVIII в. Более того, как показывает сохранившийся каталог библиотеки князя Д.М. Голицына, помимо официальных переводов, в России предпринимались самостоятельные переводы трудов немецкого мыслителя, которые хранились в рукописях [3].

16
    Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.
М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Оправдательные документы.

     Это14 пункт «Устава о свойственном градоправителю добросердечии»,
сочиненный градоначальником Беневоленским. Всего этих пунктов 15, стоит ли говорить, что все остальные не менее значительны.

17
    Человек он был тихий и очень честный, но вольнодумец; уверял, что земля вертится и что мы бываем на ней вниз головами. За эту последнюю очевидную несообразность Антон был бит и признан дурачком, а потом, как дурачок, стал пользоваться свободою мышления, составляющего привилегию этого выгодного у нас звания, и заходил до невероятного.
Н.С. Лесков. Несмертельный Голован. Из рассказов о трех праведниках. Глава седьмая.
   
     Портрет героя цитаты дает сам автор в примечании: «Я и мой товарищ по гимназии, нынче известный русский математик К. Д. Краевич, знавали этого антика в конце сороковых годов, когда мы были в третьем классе Орловской гимназии и жили вместе в доме Лосевых. «Антон-астроном» (тогда уже престарелый) действительно имел кое-какие понятия о небесных светилах и о законах вращения, но главное, что было интересно: он сам приготовлял для своих труб стекла, отшлифовывая их песком и камнем из донышек толстых хрустальных стаканов, и через них он оглядывал целое небо... Жил он нищим, но не чувствовал своей нищеты, потому что находился в постоянном восторге от «зодий»(то есть созвездий – В.Б.).

18
    Всякому безобразию своё приличие.
М.Е. Салтыков-Щедрин

19
   
   

20
    Юлий привез новость - умер ефремовский дурачок Васька. Похороны устроили ему ефремовские купцы прямо великолепные. Всю жизнь над ним потешались,…  а похоронили так, что весь город дивился: великолепный гроб, певчие... Тоже "сюжет".
И.А. Бунин. Устами Буниных. Том 1.

    
21
    Русский человек любит вспоминать, но не любит жить...
А. П. Чехов. Степь.V.

    Лихачев, разбирая цитату, пишет: «то есть он не живет настоящим, и действительно — только прошлым или будущим! Я считаю, что это самая важная русская национальная черта, далеко выходящая за пределы только литературы. (…)
    Настоящее всегда воспринималось в России как находящееся в состоянии кризиса. И это типично для русской истории. Вспомните: были ли в России эпохи, которые воспринимались бы их современниками как вполне стабильные и благополучные?» С одной стороны, развитие и популярность исторических жанров, таких как летописания, хронографии, исторические повести, временники. Уважение к прошлому приводило к тому, что тысячи староверов сжигали себя в бесчисленных «гарях» в период никонианской реформы церкви. С другой стороны, настоящее России, происходящее в распрях князей, тирании государей московских, бунтах, религиозных волнениях, создавало образ «вечно создающейся России»(Ф.М. Достоевский). См.; « Д. Лихачёв. «Раздумья о России».
    У Чехова проще: «Из этого разговора (вокруг котла с кашей – В.Б.) Егорушка понял, что у всех его новых знакомых, несмотря на разницу лет и характеров, было одно общее, делавшее их похожими друг на друга: все они были люди с прекрасным прошлым и с очень нехорошим настоящим; о своем прошлом они, все до одного, говорили с восторгом, к настоящему же относились почти с презрением».

22
     «Чорт побери! гадко на свете!» сказал он с чувством русского, у которого дела плохи.
Н.В. Гоголь. Портрет. Часть I.

 
23
    О чем бы ни молился человек – он молится о чуде. Всякая молитва сводится на следующую: «Великий боже, сделай, чтобы дважды два не было четыре!»
И.А. Тургенев.  Senilia. Стихотворения в прозе. Молитва.

     Далее автор продолжает: «Всякая молитва сводится на следующую: «Великий боже, сделай, чтобы дважды два — не было четыре!» А завершает совсем по-нашему: «И потому: станем пить и веселиться — и молиться».

24
      Вспомните русских самозванцев (слова учителя Астреина Клавдия Иваныча – В.Б.), ревизоров, явленные иконы, ереси, бунты – вы везде увидите в основе чудо. Стремление к чуду, жажда чуда – проходит через всю русскую историю!.. Мужик верит глупому чуду не потому, что он темен и неразвит, а потому, что это дух его истории, непреложный исторический закон…
А.И. Куприн. Мелюзга. III. Собрание сочинений в 9 томах. Том 4. М.: Худ. литература, 1971. С. 413 - 382.

       25
    У русского человека единственная надежда - это выиграть двести тысяч.
А. П. Чехов. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. <Записная книжка I>. Стр. 123. 7. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах.  Том семнадцатый. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники.М., "Наука", 1987


26
    Он мечтал о том, чтобы выиграть 200 тысяч 2 раза подряд, так как 200 тысяч для него было бы мало.
 А. П. Чехов. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. <Записная книжка I>. Стр. 138. 8. Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Сочинения в восемнадцати томах.  Том семнадцатый. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники.М., "Наука", 1987

    Вот и у Куприна в «Мелюзге» тоже: «И вот - он мне объявляет (слова Астреина Клавдия Иваныча – В.Б.) какую-то счастливую, неожиданную весть, которая меня всего потрясает. Я не могу себе даже вообразить, что он именно скажет, но что-то глубоко приятное и радостное для меня.
   - Что вы выиграли двести тысяч на билет от конки (Смирнов Сергей Фирсыч – В.Б.)? Или что вас назначили китайским богдыханом?..»
    Куприн и Чехов – писатели разные, а подмечают одно. Не меняется русский человек.
    А теперь у Бабеля: «- Верите ли вы в бога? — спросил он Нафтулу.
   - Пусть в бога верит тот, кто выиграл двести тысяч, — ответил старик».
(Исаак Бабель. Карл-Янкель. Одесские рассказы).
    Что интересно: сумма одна и та же – инфляции не было.

27
    ...двенадцатый год сделался для нас неисчерпаемым источни¬ком самохвальства и заменою всех добродетелей. Толкуют нам о взятках, а мы вспоминаем двенадцатый год, (указывают на комис¬сариат - мы обращаемся к двенадцатому году), говорят о движе¬нии идей - мы сейчас же к двенадцатому году и к Пушкину...
Н.А. Добролюбов. Черты для характеристики русского простонародья. (Рассказы из народного русского быта Марка Вовчка. Издание К. Солдатенкова и Н. Щепкина. М. 1859).  Н. А. Добролюбов. Литературная критика.  М., ГИХЛ, 1961

    Чем не сорок пятый, при всем уважении к нашим старшим. Моим, кстати, тоже.

28
    Кажется, нынче этого нет, а может быть и есть; но дядя мой принадлежит к той эпохе. Он как лев дрался с турками при Суворове, потом пресмыкался в передних всех случайных людей в Петербурге, в отставке жил сплетнями. Образец его нравоучений: «я, брат!..»
А.С. Грибоедов. Характер моего дяди.

     Дядю Грибоедова, Алексея Федоровича, называют прототипом Фамусова (от лат.: fama – молва). Сам поэт в отрывке «Характер моего дяди» изображает его. Разумеется, сходство не идет далее нескольких черт – психологических и бытовых. В Фамусове столько типичного, что в нем узнавались черты многих московских бар.

29
    Русская жизнь и грязна, и слаба, но как-то мила.
В. В. Розанов. Опавшие листья. Короб первый.

 
30
    А тоскую я здесь - ужасно. В Бадене чистота одолевала. Одна русская нянька говорила мне: все господа здесь, черняди нет - от¬того и скучно. Плюнуть не на что, а Руси есть веселие плевати.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Письмо Якушкину Е.И. 19/31 января 1876. Ницца.

     О какой чистоте говорит Салтыков-Щедрин, наверняка со своим приколом, если далее пишет: «А в Ницце еще хуже. Пресловутые апельсинные сады не что иное, как огороды, которы<е> поливают разжиженным человечьим калом, отчего по всему городу воняет поносом. Французская цивилизация борется с итальянскою: днем дерьмо чистят, а за ночь опять все тротуары усеяны кренделями».
    Пити и плевати, а что третье? На всех положити? 
    «Чернядь» - темно красная охра (устар.). Другое значение простой народ, низы общества; простонародье, чернь (обычно с оттенком пренебрежительности).

31
    - Барышня спрашивают, для большого или малого декольте им шею мыть?
М.Е. Салтыков-Щедрин. Пошехонская старина. XIV. Житье в Москве.

    

32
    Русский человек в дороге не переодевается и, доехав до места свинья свиньею, идёт в баню, которая наша вторая мать.
А. С. Пушкин. Н.Н. Пушкиной. Около (не позднее) 3 октября 1832 г. Из Москвы в Петербург. Собр. соч. в 10 тт. Т. 10

     Историк и писатель Н. М. Карамзин, автор капитального труда «История государства Российского» писал: «Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители Московские заключили из того, что он не Русский!» (Карамзин Н. М. История государства Российского. — М.: Книга, 1989, книга III, том XI, гл. IV, с. 129).
   
33
    Русские, как известно, во всё умеют воплощаться. Однажды они воплотились в Дюма-fils. И поехал с чувством настоящего француза изучать Россию и странные русские нравы. Когда на границе спросили его фамилию, он ответил скромно:
    - Боборыкин.
В. В. Розанов. Опавшие листья. Короб первый.

    Боборыкин Петр Дмитриевич (1836-1921 гг.), русский беллетрист. Ему приписывают создание слова «интеллигент». Розанов говорит о его особом «литературном» таланте, который и роднит Боборыкина с Дюма-сыном: «По фону жизни проходили всякие лоботрясы: зеленые, желтые, коричневые, в черной краске... И Боборыкин всех их описывал: и как шел каждый, и как они кушали свой обед, и говорили ли с присюсюкиванием или без присюсюкивания.
    ….С тех пор “прогресс” стал все ускоряться. Открытия следовали за открытиями, а философские книги стали сочиняться каждый год. Они всех научили легкому существованию, так как и сами “без души” не испытывали никакого затруднения в существовании. Они жили долго, как Боборыкин, писали много, как Боборыкин, их читали все, как Боборыкина, и они “водрузились” везде, как Боборыкин...»

34
    Сам я постоянно ругаю русских. Даже почти только и делаю, что ругаю их. «Пренесносный Щедрин». Но почему я ненавижу всякого, кто тоже их ругает? И даже почти только и ненавижу тех, кто русских ненавидит и особенно презирает.
    Между тем я, бесспорно, презираю русских,  до отвращения. Аномалия.
В.В. Розанов. Уединенное.

    Розанов в своем амплуа: какое-то тихое мещанское поскуливание.

35
    Россию уважаю весьма мало и даже почти не думаю о ней.
Н.Г. Чернышевский???

    …я вижу в русских совершенно противное: они очень расположены хандрить.
 Чернышевский Николай Гаврилович, "Что делать?" 1863

    Надо дать ссылку о переживаниях Чернышевского.

36
    Русская жизнь стоит леса, в котором Дант заблудился, и ди¬кие бестии такие же есть, даже гаже флорентинских, "но нет Виргилия; попались было какие-то московские Сусанины, да и то, вместо избы, свели на кладбищенскую часовню...
А. И. Герцен. Император Александр I и В. Н. Каразин.
VI. По ту сторону.

    Речь идет об отмене крепостного права в 1861году.Сама форма освобождения подвергается критике, которая звучит очень современно: «Откровенно желая добра народу, мы ищем лекарства его болезням в иностранных фармакопеях; там травы иностранные, но в книге искать легче, чем на поле. Мы делаемся легко и последовательно либералами, конституционалистами, демократами, якобинцами, но не русскими народными людьми. До всех политических оттенков этих можно дочитаться: все это понято, объяснено, записано, напечатано, переплетено... А тут иди целиком».

37
    Таким образом оказывалось, что Бородавкин поспел как раз кстати, чтобы спасти погибавшую цивилизацию (созданную предыдущим градоначальником Двоекуровым – В.Б.). Страсть строить на «песце» была доведена в нем почти до исступления. Дни и ночи он все выдумывал, что бы такое выстроить, чтобы оно вдруг, по выстройке, грохнулось и наполнило вселенную пылью и мусором.
М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города. Войны за просвещение.

   
38
     Счастливую и великую родину любить не велика вещь. Мы ее должны любить именно когда она слаба, мала, унижена, наконец, глупа, наконец, даже порочна. Именно, именно когда наша «мать» пьяна, лжет и вся запуталась в грехе, — мы и не должны отходить от нее… Но и это еще не последнее: когда она наконец умрет и, обглоданная евреями, будет являть одни кости — тот будет «русский», кто будет плакать около этого остова, никому не нужного и всеми покинутого. Так да будет…
В.В. Розанов. Опавшие листья (Короб первый).

    Скулеж Розанова продолжается. Странно говорить такие слова о народе, государство («остов») которого занимает шестую часть Земли. Может быть, есть смысл, изменить свою точку зрения?
    Хотя, ведь эмоции автора относятся к предреволюционному времени - 1913-1915 годам.

39
    Но издревле русские люди болеют стремлением «разбрестись» розно...
М. Горький. Н.С. Лесков.

   
40
    Любят на Руси похоронить человека, - не оттого ли так мало у нас живых-то людей?
М. Горький????
…как Пушкин сказал, «ленивы и нелюбопытны»… — Мысль Пушкина по поводу смерти Грибоедова в «Путешествии в Арзрум» (1829): «…замечательные люди исчезают у нас, не оставляя по себе следов. Мы ленивы и нелюбопытны…»

41
    Природа всегда сильно действует на русскую душу, и мне слу¬чалось видеть даже генералов, военных и штатских, пришедших в истинный восторг от какого-нибудь прекрасного пейзажа, водо¬пада или горы; но одна природа удовлетворить вполне человека не может. Идиллия - идиллией, а генерал остается генералом.
И. С. Тургенев. Из-за границы. Письмо первое. Рим, 19 / 31 декабря 1857.
    Совсем в стиле Салтыкова-Щедрина. Тургенев ценил талант Щедрина, как сатирика. Он писал, рекомендуя его произведения западному читателю: «Сатирическая манера Салтыкова до некоторой степени сходна с манерою Ювенала. Его смех горек и пронзителен, его насмешка нередко оскорбительна. (…)
      В Салтыкове есть нечто свифтовское: этот серьезный и злобный юмор, этот реализм, трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения, и особенно этот неколебимый здравый смысл (я бы даже сказал — сдержанность), сохраняемый несмотря на неистовства и преувеличения формы. Я видел, как слушатели корчились от смеха при чтении некоторых очерков Салтыкова. Было что-то почти страшное в этом смехе, потому что публика, смеясь, в то же время чувствовала, как бич хлещет ее самое».(Иван Тургенев. История одного города. Издал М. Е. Салтыков. С. -Петербург, 1870).

42
    - Ах, молодой человек, молодой человек (слова Тоффеля, удивительно напоминающего Мефистофеля – В.Б.)… Как мало в вас предприимчивости. Впрочем, и все мы, русские, таковы: с раз¬вальцей, да с прохладцей, да с оглядочкой.  А драгоценное время бежит, бежит, и никогда ни одна промелькнувшая минута не вер¬нётся назад.
А. Куприн. Звезда Соломона. III.

   
43
    Нигде время так не бежит, как в России; в тюрьме, говорят, оно бежит еще скорей.
И.С. Тургенев. Отцы и дети. VII.

    А перед этим объяснение: «Десять лет прошло таким образом (в жизни Павла Петровича Кирсанова, потерявшего предмет своей любви – В.Б.), бесцветно, бесплодно и быстро, страшно быстро».

44
    Мы так странно движемся во времени, что с каждым нашим шагом вперед прошедший миг исчезает для нас безвозвратно. Это естественный результат культуры, всецело основанный на заим¬ствовании и подражании. У нас совершенно нет внутреннего раз¬вития, естественного прогресса; каждая наша идея бесследно вы¬тесняет старые…
П. Я. Чаадаев. Философические письма.  Письмо первое.

   
45
    Какое поле - эта новейшая русская история! И как подума¬ешь, что оно вовсе ещё не обработано, и что кроме нас, русских, никто того не может и предпринять! - Но история долга, жизнь коротка, а пуще всего человеческая природа ленива (русская при¬рода в особенности).
А. С. Пушкин.  Письма. Корфу М. А., 14 октября 1836 г. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 10. Письма. — 1979.
    О времени в России.

46
    У русских нет сознания своих предков и нет сознания своего потомства.
    «Духовная нация»... «Во плоти чуть-чуть»... От этого наш нигилизм: «до нас ничего важного не было». И ни¬гилизм наш постоянно радикален: «мы построяем всё сначала».
В. В. Розанов. Опавшие листья.

    
47
    Каждый еврей родится на свет Божий с предназначенной миссией быть русским поэтом.
А.И. Куприн. Письмо Ф.Д. Батюшкову от 18 марта 1909 г. Наш современник.1991, №9.
   
     В конце письма резко, но из песни слова не выкинешь: «Эх! Писали бы вы, паразиты, на своем говенном жаргоне и читали бы сами себе вслух свои вопли. И оставили бы совсем-совсем русскую литературу. А то они привязались к русской литературе, как иногда к широкому, щедрому, нежному, умному, но чересчур мягкосердечному, привяжется старая, истеричная, припадочная ****ь, найденная на улице, но, по привычке ставшая давней любовницей. (…)
    И самое верное средство - это дать ей однажды ногой по заднице и выбросить за дверь в горизонтальном положении».
 См.: цитату о Мандельштаме.

48
    Мало ли о чём мечтают русские люди, когда им хорошо...
И. А. Бунин. О Чехове. Часть первая. Глава III.

    Весной 1900 г. в Крыму играл Художественный театр.
    «Станиславский вспоминает об этих днях:
     "Приезжали и уезжали. Кончался один завтрак, подавался другой…
     "В одном углу литературный спор, в саду, как школьники, занимались тем, кто дальше бросит камень, в третьей кучке И. А. Бунин с необыкновенным талантом представляет что-то, а там, где Бунин, непременно стоит и Антон Павлович и хохочет, помирая от смеха. Никто не умел смешить Антона Павловича, как И. А. Бунин, когда он был в хорошем настроении.
    "Горький со своими рассказами о его скитальческой жизни, Мамин-Сибиряк с необыкновенно смелым юмором, доходящим временами до буффонады, Бунин с изящной шуткой, Антон Павлович со своими неожиданными репликами, Москвин с меткими остротами - все это делало одну атмосферу, соединяло всех в одну семью художников. У всех рождалась мысль, что все должны собираться в Ялте, говорили даже об устройстве квартир для этого. Словом - весна, море, веселье, молодость, поэзия, искусство - вот атмосфера, в которой мы в то время находились".
     - Мало ли о чем мечтают русские люди, когда им хорошо, - прибавлю я».

49
    Давно девиз всякого русского есть чем хуже, тем лучше.
А. С. Пушкин.  Письма. Вяземскому П. А., 24-25 июня 1824 г. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962. Том 9. Письма 1815–1830.

    
50
    На святой Руси не штука ходить нагишом, а хамы смеются.
А.С. Пушкин. Письмо Л.С. Пушкину. Начало 20-х чисел ноября 1824 г. Из Михайловского в Петербург. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 10. Письма. — 1979.
      Мы ищем глубокого смысла, а Пушкин в письме иронизирует по поводу наводнения в Петербурге  7 ноября 1824 г.: «Что это у вас? потоп! ничто проклятому Петербургу! voil; une belle occasion ; vos dames de faire bidet (вот прекрасный случай вашим дамам подмыться. (Франц.)

51
    Святая Русь мне становится невтерпеж. Ubi be ne ibi patria. А мне bene (Где хорошо, там и отечество. (А мне) хорошо (.....) (Латин.) там, где растет трин-трава, братцы. Были бы деньги, а где мне их взять? что до славы, то ею в России мудрено довольствоваться.
А. С. Пушкин. Пушкину Л. С., январь (после 12) — начало февраля 1824. Полное собрание сочинений: В 10 т. — Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1977—1979. Т. 10. Письма. — 1979.

     И далее: «Русская слава льстить может какому-нибудь В. Козлову, которому льстят и петербургские знакомства, а человек немного порядочный презирает и тех и других. Mais pourquoi chanlais-tu (Но почему ты пел? (Франц).? на сей вопрос Ламартина отвечаю — я пел, как булочник печет, портной шьет, Козлов пишет, лекарь морит — за деньги, за деньги, за деньги — таков я в наготе моего цинизма».
       Хорош Пушкин, право слово, во всем!

52
    Забыв гордость народную, мы выучились низким хитростям рабства…
Н. М. Карамзин. История  государства Российского. Т.V. Глава IV Состояние России от нашествия татар до Иоанна III.

    «…заменяющим силу в слабых; обманывая Татар, более обманывали и друг друга; откупаясь деньгами от насилия варваров, стали корыстолюбивее и бесчувственнее к обидам, к стыду, подверженные наглостям иноплеменных тиранов. От времен Василия Ярославича до Иоанна Калиты (период самый несчастнейший!) отечество наше походило более на темный лес, нежели на Государство: сила казалась правом; кто мог, грабил; не только чужие, но и свои; не было безопасности ни в пути, ни дома; татьба сделалась общею язвою собственности.

53
    Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.
А. П. Чехов. Крыжовник.

      «Николай Иваныч, который когда-то в казенной палате боялся даже для себя лично иметь собственные взгляды, теперь говорил одни только истины, и таким тоном, точно министр: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно», «Телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы».
      – Я знаю народ и умею с ним обращаться, – говорил он. – Меня народ любит. Стоит мне только пальцем шевельнуть, и для меня народ сделает все, что захочу».

54
     - О, матушка Русь(слова Андрея Андреича-В.Б.)! О, матушка Русь, как ещё много ты носишь на себе праздных и бесполезных! Как много на тебе таких, как я, многострадальная!
 А.П. Чехов. Невеста. III.

      Театральное восклицание, по-Чеховски. Разрешение главного «русского вопроса» там же еще лучше: «– Когда женимся, – продолжал он, – то пойдем вместе в деревню, дорогая моя, будем там работать! Мы купим себе небольшой клочок земли с садом, рекой, будем трудиться, наблюдать жизнь… О, как это будет хорошо!»

55
    Русский человек не понимает деликатных чувств. Сегодня приезжал ко мне сосед, богатый фабрикант, с сынишком лечить горло и, прощаясь, протянул ко мне три рубля. Я сказал: зачем? полноте! Он поблагодарил и положил деньги себе в карман.
А. П. Чехов. Чехов — Суворину А. С., 25 июня 1892. Полное собрание сочинений в 30 томах. — 1974—1983. Письма в 12 томах
Том 5: Март 1892 — 1894. Т.5. Письмо №1197.

    Чехов как участковый врач. Чехов пишет в этом же письме об эпидемии холеры в России и о своей готовности исполнять свой врачебный долг: «Когда холера будет в Серпуховском уезде  (здесь находилось имение Чехова Мелихово – В.Б.), то и аз многогрешный буду кричать, прописывать, ездить и дурно спать. Я уже прочел кое-что и чувствую себя во всеоружии».
    Назовем этого человека - Кочетков, владелец текстильной фабрики в с. Угрюмове. (См.: Примечания).

56
    Больше всего несимпатичны женщины своею несправедли¬востью и тем, что справедливость, кажется, органически им не свойственна. Человечество инстинктивно не подпускало их к об¬щественной деятельности; оно, бог даст, дойдёт до этого и умом. В крестьянской семье мужик и умен, и рассудителен, и справед¬лив, и богобоязлив, а баба - упаси боже!
А. П. Чехов. Письмо Суворину А. С., 6—7 марта 1892 г. Мелихово // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.
Т. 5. Письма, Март 1892 — 1894. — М.: Наука, 1977. — С. 16—18.

       Однако Суворин в своем XXXIV «маленьком письме» («Новое время», 1892, № 5742, 23 февраля) писал: «Тот „короткий ум“, который приписывается женщинам, есть быстрый ум, прекрасно видящий вблизи, наблюдательный, горячий, деятельный. На помощь ему идет отзывчивое сердце. Там, где мужчина будет соображать препятствия и затруднения, где он будет медлить и отыскивать более справедливое и глубокое, по его мнению, решение вопроса, там женщина прямо берется за дело и исполняет его».

57
    ... «русский за границей если не шпион, то дурак».
А. П. Чехов. Из Записных книжек. Записная книжка I.

   Возможно это – первоначальный замысел рассказа, но мотив «русские за границей», желание развернуть который подтверждается другими подобными заметками, не был реализован.

58
    Позор и срам!.. Одного боишься — это встречаться с русскими за границей.
Л.Н. Толстой. Анна Каренина. Часть вторая. XXXI.

59
    Прескверная у нас привычка путешествовать с целым караван-сараем. По этой примете всегда за границей узнают рус¬ских. Берите только то, что уместится в саквояже.
А. Куприн. Звезда Соломона. III.

    О русских за границей.

60
   
61
    В Москве каждого иностранца водят смотреть большую пушку и большой колокол. Пушку, из которой стрелять нельзя, и колокол, который свалился прежде, чем звонил.
П.Я. Чаадаев.

    Приводится по: Былое и думы. Часть четвертая. Москва, Петербург и Новгород (1840–1847). Глава XXX. Не наши. Славянофилы и панславизм. – Хомяков, Киреевские, К. Аксаков. – П. Я. Чаадаев. I.
    На основании неверного факта Чаадаев делает подходящий для себя вывод: «Удивительный город, в котором достопримечательности отличаются нелепостью; или, может, этот большой колокол без языка – гиероглиф, выражающий эту огромную немую страну, которую заселяет племя, назвавшее себя славянами, как будто удивляясь, что имеет слово человеческое».Создание отрицательного образа или мема по-нашему.
    Колокола-то звонили на Руси, а пушки своим огнем защищали Отечество.

62
    Каждый русский в Биарицце жалуется, что здесь много рус¬ских.
А. П. Чехов. Из Записных книжек. Записная книжка I.

    См.: комментарий №57.


63
    Патриот: «а вы знаете, что наши русские макароны лучше, чем итальянские! Я вам докажу! Однажды в Ницце мне подали сев¬рюги - так я чуть не зарыдал!» И сей патриот не замечал, что он патриотичен только по съедобной части.
А. П. Чехов. Записная книжка I. Часть 5.С. 137.

       
64
    Это еще ничего, что в Европе за наш рубль дают один полтинник, будет хуже, если за наш рубль станут давать в морду.
М.Е. Салтыков-Щедрин. «За рубежом».???

    
65
    …вся эта заграница (слова Лизаветы Прокофьевны – В.Б.), и вся эта ваша Европа, всё это одна фантазия, и все мы, за границей, одна фантазия... помяните мое слово, сами увидите!
Ф.М. Достоевский. Идиот. Часть четвертая. XII. Заключение.

    «Хлеба нигде испечь хорошо не умеют, зиму, как мыши в подвале, мерзнут, — говорила она, — по крайней мере вот здесь, над этим бедным (князем Мышкиным, находящимся в швейцарском заведении Шнейдера, дурдометочнее), хоть по-русски поплакала», — прибавила она, в волнении указывая на князя, совершенно ее не узнававшего».

66
    Русских очень, очень много (в Бордо. - В. Б.). Женщины ещё туда-сюда, у русских же стариков и молодых людей физиономии мелкие, как у хорьков, и все они роста ниже среднего. Русские старики бледны, очевидно, изнемогают по ночам около кокоток: ибо у кого импотенция, тому ничего больше не остается, как из¬немогать. А кокотки здесь подлые, алчные, все они тут на виду – и человеку солидному, семейному, приехавшему сюда отдохнуть от трудов и суеты мирской, трудно удержаться, чтобы не пошалить.
А. П. Чехов.  Письмо Суворину А. С., 11 (23) сентября 1897 г. Биарриц // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.
Т. 7. Письма, июнь 1897 — декабрь 1898. — М.: Наука, 1979. — С. 49—50.


    Русские приезжали в Биарриц, обыкновенно, поздней осенью. В момент написания письма в разгаре был так называемый русский сезон.

67
    Стоит только хорошенько вглядеться в лица девяти русских из десяти, встречаемых за границей, чтобы согласиться со мною. Какая тоска в них сказывается, какая усталость, какое недоуме¬ние! всё, кажется, так и вопиет в них: «Скучно нам! Нам скуч¬но!» (Есть правда, одно место на свете, где русские не скучают: Париж.)
И. С. Тургенев. Из-за границы. Письмо первое.
     68
    От Орла - новизна знакомых впечатлений, поля, деревни, все родное, какое-то особенное, орловское; мужики с замученными скукой лицами. Откуда эта мука скуки, недовольства всем? На всем земном шаре нигде нет этого.
И.А. Бунин. Устами Буниных. Том 1.

   
69
    Вам известно, что на Руси спят много и охотно, просыпаются же медленно и лениво.
М. Горький

    Что же в этом плохого?

70
    Изредка кто-нибудь (житель Обломовки – В.Б.) вдруг поднимет со сна голову, посмотрит бессмысленно, с удивлением, на обе стороны и перевернется на другой бок, или, не открывая глаз, плюнет спросонья и, почавкав губами, или поворчав что-то под нос себе, опять заснет.
И.А. Гончаров. Обломов. Часть первая. IX. Сон Обломова.

    
71
    Постоянно будить надо, - без этого русский человек способен позабыть и то, как его зовут.
Н.А. Некрасов.

    Слова Некрасова из статьи А.Ф. Кони «Николай Алексеевич Некрасов»

72
    О, довольство, покой, избыток русской вольной деревни! О, тишь и благодать!
    И думается мне: к чему нам тут и крест на куполе Святой Софии в Царь-Граде и всё, чего так добиваемся мы, городские люди?
И. А. Тургенев. Senilia. Стихотворения в прозе. Деревня.

    О чем здесь. Время Тургенева и надежды на возврат Константинополя.

73
    …не одни дети у нас любят, чтоб их баюкали.
И.С. Тургенев
    74
    Дворовые люди Аркадия Павлыча посматривают, правда, что-то исподлобья, но у нас на Руси угрюмого от заспанного не отличишь.
 И.С. Тургенев. Записки охотника. Бурмистр.

   
75
     Взятка уничтожает преграды и сокращает расстояния, она делает сердце чиновника доступным для обывательских невзгод.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Благонамеренные речи.

    

76
    Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.
Н.В. Гоголь. Мертвые души. Том I. Глава  пятая.

    Прокурор как персонаж русской классической литературы – особый раздел. Мы приведем только судьбу упомянутого прокурора из «Мертвых душ»: «Все эти толки(об афере Чичикова – В.Б.), мнения и слухи, неизвестно по какой причине, больше всего подействовали на бедного прокурора. Они подействовали на него до такой степени, что он, пришедши домой, стал думать, думать и вдруг, как говорится, ни с того ни с другого умер. Параличом ли его или чем другим прихватило, только он как сидел, так и хлопнулся со стула навзничь. Вскрикнули, как водится, всплеснув руками: «Ах, боже мой!» – послали за доктором, чтобы пустить кровь, но увидели, что прокурор был уже одно бездушное тело. Тогда только с соболезнованием узнали, что у покойника была, точно, душа, хотя он по скромности своей никогда ее не показывал». (Мертвые души. Том I. Глава  десятая).

77
    Трудно даже и сказать, почему это; видно, уже народ такой, только и удаются те совещания, которые составляются для того, чтобы покутить или пообедать, как-то: клубы и всякие воксалы на немецкую ногу. А готовность всякую минуту есть, пожалуй, на всё. Мы вдруг, как ветер повеет, заведем общества благотворительные, поощрительные и нивесть какие. Цель будет прекрасна, а при всем том ничего не выйдет. Может быть, это происходит оттого, что мы вдруг удовлетворяемся в самом начале и уже почитаем, что всё сделано. Например, затеявши какое- нибудь благотворительное общество для бедных и пожертвовавши значительные суммы, мы тотчас, в ознаменование такого похвального поступка, задаем обед всем первым сановникам города, разумеется, на половину всех пожертвованных сумм; на остальные нанимается тут же для комитета великолепная квартира, с отоплением и сторожами; а затем и остается всей суммы для бедных пять рублей с полтиною, да и тут в распределении этой суммы еще не все члены согласны между собою, и всякий сует какую-нибудь свою куму.
Н.В. Гоголь. Мертвые души. Том I. Глава  десятая.

    Воксал (англ. vauxholl) – увеселительное заведение, собрание; впоследствии это название было присвоено станционным помещениям на железной дороге.

78
    Ну, у нас, брат, не так. У нас бы не только яблоки съели, а и ветки-то бы все обломали! У нас, намеднись, дядя Софрон мимо кружки с керосином шел - и тот весь выпил!
М.Е. Салтыков-Щедрин

    
79
   А так как в России все продажно, то и экзамен сделался новой отраслию промышленности для профессоров. Он походит на плохую таможенную заставу, в которую старые инвалиды пропускают за деньги тех, кто не умели проехать стороной.
А.С. Пушкин. О народном воспитании. Собр. соч. в 10 тт. Т. 7.

    
80
    Русская интеллигентная женщина ничем в мужчине не могла бы увлечься так беззаветно, как талантом.
А. П. Чехов

    На самом деле это слова Вл.И. Немировича-Данченко из очерка «Чехов». Далее он прибавляет: «Думаю, что он умел быть пленительным...»

81
    [Очень многие русские интеллигентные женщины пишут [пр] свои письма прекрасным литерат<урным> языком.
Чехов А.П. Записная книжка I. Часть 2.С. 36, 3.

        Вот что написал В.В.Розанов, нашедший как-то на чердаке целый чемодан чужих писем: «Читая иногда письма прислуге, я бывал поражен красками народного говора, народной души, народного мировоззрения и быта. И думал: — «Да это — литература, прекраснейшая литература». (…)
    Каждый век (в частных письмах) говорит своим языком. Каждое сословие. Каждый человек». (В.В. Розанов. Опавшие листья. Короб первый).

82
    Русскому человеку (слава Вершинина – В.Б.) в высшей степени свойственен возвышенный образ мыслей, но скажите, почему в жизни он хватает так невысоко? Почему?
А. П. Чехов. Три сестры. Действие второе.

    Схожая фраза впервые появилась в «Записных книжках».
    Диалог продолжается:
    «Маша. Почему?
    Вершинин. Почему он с детьми замучился, с женой замучился? А почему жена и дети с ним замучились?
    Маша. Вы сегодня немножко не в духе.
    Вершинин. Может быть. Я сегодня не обедал, ничего не ел с утра. У меня дочь больна немножко, а когда болеют мои девочки, то мною овладевает тревога, меня мучает совесть за то, что у них такая мать. О, если бы вы видели ее сегодня! Что за ничтожество! Мы начали браниться с семи часов утра, а в девять я хлопнул дверью и ушел».
   
83
    …только немцы бывают самоуверенными на основании отвлечённой идеи - науки, то есть мнимого знания совершенной истины. Француз бывает самоуверен, потому что он почитает себя лично как умом, так и телом непреодолимо-обворожительным как для мужчин, так и для женщин. Англичанин самоуверен на том основании, что он есть гражданин благоустроеннейшего государства, и потому, как англичанин, знает всегда, что ему делать нужно, и знает, что всё, что он делает, как англичанин, несомненно хорошо. Итальянец самоуверен потому, что он взволнован и забывает легко и себя, и других. Русский самоуверен именно потому, что он ничего не знает и знать не хочет, потому что он не верит, чтобы можно было вполне знать хоть что-нибудь.
Л.Н. Толстой.  Война и мир. Том третий. Часть первая. X.

   
84
    Вы спрашиваете в последнем письме: «Что должен желать те¬перь русский человек?» Вот мой ответ: желать. Ему нужно пре¬жде всего желания, темперамент. Надоело кисляйство.
А. П. Чехов.  Письмо Суворину А. С., 12 декабря 1894 г. Мелихово // Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Письма: В 12 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1983.
Т. 5. Письма, Март 1892 — 1894. — М.: Наука, 1977. — С. 345.

    «Кисляйство» - здесь мы имеем дело с индивидуально-авторскими неологизмами (окказионализмами - от латинского «occasionalis» - случайный), которые создаются писателями исключительно для  усиления экспрессивной окрашенности текста и не сходящие со страниц данного произведения. При этом они всегда понятны, даже взятые вне контекста. Еще у  А. П. Чехова: «рафаэльствующая, мордемондия, ерундистая, левитанистее, толстожурнальный » и мн. др.
    Сравните у М. Е. Салтыкова-Щедрина: « клопоководство, белибердоносец, пузырята» или у А.С. Пушкина: «я влюблён, я очарован, словом, я огончарован».

85
 [Костя ей: русского ч<елове>ка, и в частности вашего мужа, не узнаешь, пока он не раскачается. Он не блестит — вот беда!]
А.П. Чехов. Записная книжка I.С. 34. 4. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.
Т. 17. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. — М.: Наука, 1980. — С. 7—105.

    
86
    Да и вообще у нас (слова Свидригайлова. - В. Б.), в русском обществе, самые лучшие манеры у тех, которые биты бывали, - заметили вы это?
Ф. М. Достоевский.  Преступление и наказание. Часть четвертая. I.

    О Свидригайлове.

87
    Было время, когда многие у нас на Руси не имели фамилий; для многих эта роскошь приобретена после. Иван сын Федотов или сын Антонов, сын Васильев - и довольно. Разве только соседи или товарищи дадут прозвище, и это прозвище носит получивший, носят дети его, внуки и т. д., и потом Корова, или Свинтух, или Полосуха и проч. превращается в Коровина, Свинтухина, Полосухина. Так и наш Иван Иванович не имел фамилии.
Н.Г. Помяловский. Данилушка.

    
88
    ...Нет у нас ни в чём ни выдержки, ни настойчивости, ни насто¬ящей страсти, неотступной, сосущей сердце (разве только в кар¬точной игре).
А. И. Герцен. Гуртовая бойня.

    В статье речь идет о «о безобразии военных судов в мирное время и о кровавых приговорах...»

    Особенности карточной игры в России. Смотреть комментарий о Некрасове как о карточном игроке.

89
    На художника смотрят, как на помпейский горшок: не знают, для какого он создан употребления.
А. И. Герцен. Состав русского общества. VI.

    
90
    Не язык наш - убеждения наши, а сапоги наши - убеждения наши.
Опорки, лапти, смазные, «от Вейса». Так и классифицируйте себя.
В. В. Розанов. Опавшие листья. Короб первый.

   

91
    Россия никогда не будет juste-milieu (придерживаться золо¬той середины - франц.).
А. И. Герцен. Письмо к Ш. Риберолю, издателю журнала «L’Homme». 7 февраля 1854 г. Герцен А.И. Сочинения в 8 т. Т. 3 / А.И. Герцен. – М.: Правда, 1975. – С. 212 – 218.

92

   
93
    Варвары спокон века отличались тонким зрением; нам Геро¬дот делает особую честь, говоря, что у нас глаза ящерицы...
А.И. Герцен. . Письмо к Ш. Риберолю, издателю журнала «L’Homme». 7 февраля 1854 г. Герцен А.И. Сочинения в 8 т. Т. 3 / А.И. Герцен. – М.: Правда, 1975. – С. 212 – 218.

    Около 750 года до н. э. на черноморском побережье возникли первые колонии ионических городов-метрополий. Литературным следствием греческой колонизации Черного моря было появление первого историко-этнографического описания северной части ойкумены, принадлежавшее Геродоту (ок. 484–425 гг. до н. э.).
    Он объездил почти все страны Передней Азии и побывал в Северном Причерноморье.
    Геродот наблюдал и изучал обычаи и нравы чужих народов без тени расового высокомерия, с неистощимым интересом подлинного исследователя, «чтобы прошедшие события с течением времени не пришли в забвение и великие и удивления достойные деяния как эллинов, так и варваров не остались в безвестности».

94
    Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена – переходные,..
М.Е. Салтыков-Щедрин.  В среде умеренности и аккуратности. Господа Молчалины. Глава I.  М.Е. Салтыков-Щедрин. Собрание сочинений в 20 томах. М.: Художественная литература, 1971. Т. 12. С. 7—27.

    И далее великий сатирик дает умный совет: «и где человек, одаренный практическим смыслом и имеющий попечение о своей шкуре, должен начать с того, чтоб, отказавшись от всяких запутанных объяснений, прямо сказать себе: живем хорошо, ожидаем лучше. И затем... успокоиться навсегда».

95
    ...право, русские напоминают собою каких-то арабов, стран¬ствующих по своей земле...
    И «при свете звезд поющих песни» (литература). Дело всё не в русских руках.
В.В. Розанов. Опавшие листья. Короб первый.

    
96
    Россия - громадная равнина, по которой носится лихой человек.
А. П. Чехов. Записная книжка I.С. 3. 128. 4. Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1974—1982.
Т. 17. Записные книжки. Записи на отдельных листах. Дневники. — М.: Наука, 1980. — С. 7—105.

    
97
    Для прихотей одного человека (слова Стародума – В.Б.) всей Сибири мало!
Д.И. Фонвизин. Недоросль. Действие третье. Явление второе.

    

98
    Само собою разумеется, что наша умственная бедность не со¬ставляет неизлечимой болезни. Мы не идиоты и не обезьяны по телосложению, но мы люди кавказской расы, сидевшие сиднем, подобно нашему милому Илье Муромцу, и, наконец, ослабившие свой мозг этим продолжительным и вредным бездействием. Надо его зашевелить, и он очень быстро войдёт в свою настоящую силу. Оно, конечно, надо, но ведь вот в чём беда: мы бедны, потому что глупы, и мы глупы, потому что бедны. Змея кусает свой хвост и изображает собою эмблему вечности, из которой нет выхода.
Д. И. Писарев. Реалисты. I.  Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том второй. Статьи 1864-1865 гг. Л., "Художественная литература", 1981

   Писалась статья в 1864 году, летом…  в Петропавловской крепости.
   Цензор заменял слова «мы глупы» на «мало развиты» или вообще «не развиты». 

99
    Право, в глупости нас, русских, особенно укорить нельзя. Нам на долю достался порядочный кусок от райского яблока, и мы очень хорошо понимаем, что такое добро, что зло: но знаем также слишком хорошо, где раки зимуют.
К. Д. Ушинский. Предисловие к статье «О нравственном элементе в русском воспитании».Ушинский К.Д. Избр. пед. соч.: В 2-х т. Т. 1. М., 1953. С. 327–332.

    
100
    Живите, государи мои (слова протопопа Туберозова – В.Б.), люди русские, в ладу со своею старою сказкой. Чудная вещь старая сказка! Горе тому, у кого её не будет под старость!.. О, как бы я желал умереть в ладу с моею старою сказкой.
    - Да это, конечно, так и будет.
    - Представьте, а я опасаюсь, что нет.
Н.С. Лесков. Соборяне. Часть вторая. Глава пятая.

    Что Лесков подразумевал под «своею старою сказкой»? Снос старой деревянной церкви.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.