Дикер - значит лучший
( от гардемарина - до вице - адмирала)
В командировку, о целях которой ничего не было объявлено, капитан – лейтенант Ричард Робертович Дикер, также, как и другие офицеры Балтийского флота, отправлялся впервые. Приказано было явиться в штатском платье в Ревельский порт, где в ожидании посадки пассажиров стоял двухмачтовый пароход Северо – германского Ллойда «Цимбрия». На берегу никто не знал о нём, да и большая часть пассажиров едва ли догадывалась, куда они направляются. Среди оказавшихся на борту парохода Ричард Романович узнавал многих сослуживцев, непривычно смотревшихся в штатской одежде, а не в морской форме.
1 апреля 1878 года «Цимбрия» вышла в море, а уже через пол – месяца бросила якорь в Юго – западной Бухте американского штата Мэн. По прибытии парохода никто не сходил с него на берег, что вызывало некоторое недоумение у местного населения, только одна из газет сообщала, что на «Цимбрии» находятся русские офицеры и матросы. Однако, тайна постепенно развеялась: переодетые в частные платья офицеры и матросы оказались действительно русскими, отправленными в Америку для формирования экипажей кораблей.
Среди офицеров и матросов, позднее вспоминавших своё пребывание в штате Мэн, где действовал сухой закон ( продажа стакана алкоголя каралась тремя месяцами тюремного заключения) можно было услышать: «Опились мы там за два месяца молоком. Скорей бы домой в Расею – матушку!»
«Тайная» командировка, в которой принял участие Р. Р. Дикер, также как и другие 65 офицеров и 606 нижних чинов, возглавляемая капитан – лейтенантом К. Гриппенбергом, стала экспедицией в Америку для приобретения быстроходных пароходов «Стейт оф Калифорния» , позднее получившая название «Европа», «Колумбус» («Азия») и «Саратога» («Африка», в связи с обострением отношений с Англией. Закупленные Россией корабли на филадельфийской верфи братьев Крамп переоборудовались в крейсера, пополнялись прибывшими на «Цимбрии» экипажами, а в случае войны с англичанами могли нанести существенный урон торговле королевства.
Капитан – лейтенанта Р. Дикер назначили старшим офицером на крейсер «Африка», до этого бывший пароходом «Саратога», успевшим сделать несколько пассажирских рейсов из Нью – Йорка в Вест Индию. Под командой капитана 2 ранга Евгения Ивановича Алексеева «Африка» пришла к родным берегам, позднее войдя в состав Тихоокеанской эскадры.
Дальнейшие годы безупречной, уже командирской службы Р. Дикер проходили на клипере Императорского Гвардейского Экипажа «Стрелок», на эскадренном броненосце «Император Николай I» в звании капитана 1 ранга. Первое плавание броненосец совершил в составе Практической эскадры в 1892 году, отправившись на празднование 400 – летия открытия Америки, а в 1893 году посетил Францию с ответным визитом после пребывания в Кронштадте французской эскадры.
Вот как писал журнал «Нива» в 1893 году о капитане 1 ранга Р. Дикер во время нахождения эскадры русских кораблей в Тулоне:
«Командир эбр «Император Николай I» - капитан 1 ранга Р. Р. Дикер принадлежит к числу ЛУЧШИХ наших моряков. Как командир, он считается одним из опытнейших; все суда, которыми он командовал, всегда находились в образцовом порядке и за долговременное командование судами и их сбережение капитан 1 ранга получает особое вознаграждение сверх положенного жалованья.
Броненосный корабль «Император Николай I», играющий роль адмиральского корабля в эскадре, имеет в длину 326 футов и в ширину – 67. При водоизмещении в 8440 т и силе машины в 8000 индикаторных сил, броненосец делает 15 узлов в час. Тяжёлое вооружение, имеющееся на нём, состоит из двух 12- и дюймовых, четырёх 8 – и дюймовых, восьми 6 – и дюймовых орудий и двадцати скорострельных пушек.»
К сожалению, многие эпизоды из жизни русского моряка Р. Р. Дикер неизвестны. Он закончил Морской корпус в 1865 году, произведён в гардемарины 4 апреля, звание контр – адмирала получил в 1896 году, вице – адмиралом стал 6 апреля 1903 года.
Ричард Романович, как и многие морские офицеры эмигрировал за границу, где и умер в 1939 году. Отдав флоту большую часть своей жизни, остался верен девизу: «ЧЕСТИ СВОЕЙ НЕ УСТУПЛЮ НИКОМУ!» - «HONOREM MEUM NEMINI DABO!»
4 сентября 2019 г. Вячеслав Прытков.
Свидетельство о публикации №219090600920