О непоминающих

15-е Правило Двукратного собора и не поминающие Патриарха
Протоиерей  Георгий  Городенцев, Русская народная линия

Встреча Патриарха Кирилла и папы Римского Франциска / 14.05.2016



Моя статья «Опыт молитвы за богослужением в храме не поминающих Патриарха» вызвала ряд различных комментариев, среди которых было обвинение в том, что я процитировал 15-е Правило Двукратного Константинопольского собора не полностью. По мнению критиков, в не процитированной части этого Правила, якобы, содержалось разрешение не поминать Святейшего Патриарха Кирилла. Так некто, под ником «Сергия», пишет: «О чем гласит 15-е правило, если его цитировать целиком, а не вырванным из контекста понравившимся куском? Оно гласит, что ежели епископ глаголет ересь с амвона, от такового отложиться немедленно до соборного рассмотрения, потому как это уже не епископ а лжеепископ» (п.5).

Из дальнейшей дискуссии вокруг данного вопроса на форуме сей моей статьи стало ясно, что многие дискутирующие (в том числе, по-видимому, и «Сергия») толком не знакомы с текстом самого 15-го Правила. Поэтому для начала я полностью, без каких-либо сокращений процитирую это Правило. Итак, цитирую:

«Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковыя аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство Церкви, но потщались охранити Церковь от расколом и разделений».

Так что «Сергия», не «с амвона», как Вы говорите, а если предстоятель «проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви», - гласит 15-е Правило, - вот тогда от такого лжепредстоятеля и следует законно, ради единства Церкви отложиться! Но тогда зададим Вам и прочим чрезмерным «ревнителям» простой вопрос, который, кстати говоря, неоднократно задавался и на форуме той моей статьи (п.23; 29; 35 и др.): какую же ересь всенародно и открыто проповедует Святейший Патриарх Кирилл, чтобы прекратить поминать его за богослужением?!!!

Ответ на этот вопрос также простой: никакую такую-сякую ересь он открыто и всенародно не проповедует!!! А что касается всяких слухов, личных мнений на сей счет, когда некоторые мнят, что на основании сих слухов и личных мнений можно и даже нужно не поминать предстоятеля, то о сем как раз очень хорошо 15-е Правило говорит (выделено мною) вот что: «...таковому (не поминающему предстоятеля) святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии... сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви».

В нашем случае, как это совершенно очевидно любому не ангажированному и непредвзятому православному христианину, пока мы имеем как раз различные предлоги «некоторых обвинений», более или менее сомнительных для непоминания, а не мнимую «открытую и всенародную ересь» Предстоятеля! Так, к примеру, я ранее в ряде своих статей, опубликованных на РНЛ, да и другие писали, что известная встреча Патриарха с папой вызвала смущение у многих православных, в том числе и у меня. Это действительно так, и это никуда не делось. Но в то же время, нет никаких православных канонических правил, которые такую встречу запрещали бы. Есть только православная традиция, согласно которой таких встреч в Русской Православной Церкви до сих пор не было. И прискорбное нарушение такой традиции, которое канонические правила не запрещают, явно не тянет на непоминание своего Предстоятеля, которое эти же правила категорически запрещают!

У непоминающих ревнителей есть лишь один духовный ресурс, которым по попущению Божию они еще до сих пор держатся на плаву в Церкви. Он состоит в том, что своими действиями они, по Промыслу Божию, как бы сигнализируют руководству РПЦ, что будет, если на грядущем летом соборе оно займет позицию апостасийных уступок хотя бы по некоторым догматическим и каноническим вопросам. Тогда РПЦ грозит самый настоящий и очень глубокий раскол!

Итак, на первый взгляд у нашего будущего два варианта. Первый и наиболее желательный состоит в том, что руководство Русской Православной Церкви с одной стороны, и ревнители - с другой проявят обоюдную мудрость во избежание раскола в Церкви. Если такой мудрости не будет, то возможен второй вариант - глубокий раскол. Но, думаю, если все же такой обоюдной мудрости не будет, есть еще и третий вариант. Тогда во избежание раскола в Своей Церкви Господь может явить нечто такое из ряда вон выходящее, что с лихвой купирует отсутствие мудрости у обеих сторон, - ну, например, явит Царя! Кстати, что там, как говорят, пророчествовал по поводу деятельности будущего Царя в отношении Церкви святитель Феофан (Быстров)?! Я что-то в точности не помню; может читатели РНЛ мне напомнят?!

Что же, как говорят в Одессе, будем посмотреть, что будет завтра, если до этого завтра доживем, - еще раз так же закончу свою статью я.

 

P.S. Как уже было сказано выше, никаких ересей наш Патриарх не проповедует. Однако в РПЦ, тем не менее, есть некие лица, которые совершенно открыто и всенародно учат православных своим и чужим ересям! Но, вот ведь что забавно, как раз совсем недавно одному такому еретику и даже ересиарху, так сказать, прищемили хвост. И весьма грустно, что никто на РНЛ, в том числе и многочисленные ревнители, этого совершенно не заметили! Такова цена вашему «православному» ревнительству! Но об этом, если Бог даст, поговорю в следующей статье.


Рецензии