Юрий Олеша о Доманёвке

        Юрий Карлович Олеша (1899 – 1960) вместе Бабелем, Ильфом и Петровым, Катаевым, Багрицким входит в знаменитую одесскую плеяду писателей и поэтов.
 
        Главное произведение Олеши – автобиографический роман «Ни дня без строчки». Литературный язык романа – шедевр, образец работы со словом. Друг Юрия Олеши – писатель Эммануил Казакевич – вспоминал: «Его отношение к слову, как основе художественного творчества, было поразительным. Каждое слово он пробовал на зуб, как золотой, рассматривал в лупу, как алмаз, ворочал так и этак, примеряя и пригоняя к другим, прежде чем поставить на место, в строчку. Даже в обыкновенном житейском разговоре было заметно, как он прислушивается, даже «принюхивается» к каждому слову, интонации, к игре разнообразных звуков и словосочетаний».
 
        Я прочитал «Ни дня…» в студенческие годы. Хорошо помню, как бегал с книжкой по комнатам общежития №5 Одесского университета, хвастаясь, что моя Доманёвка упоминается в тексте. Приехав домой, показал это место в романе директору школы, историку Роберту Леонтьевичу Лукащуку. «Роберт» удивился, сказал на присущем только ему идеологически – партийном сленге, что «информация ценная» и он «даст ей ход».
 
        Прошло без малого 50 лет… Давно нет директора. Не знаю, есть ли в Доманёвке люди, получившие от него «ценную информацию». Поэтому решил опубликовать тот кусочек текста, который, как мне кажется, представляет определенный интерес для краеведов не только Доманёвского района, но и области. Привожу с небольшими сокращениями:

        «…Я многое видел в своей жизни. Например, однажды в степи под Одессой мне удалось застигнуть одно из редких для нашего земного наблюдения зрелищ – так называемый зеленый луч. Как известно, за этим зрелищем гонялись по земному шару мечтатели, по крайней мере, воспетые в романах. Оно редко по той причине, что для его возникновения необходимо соединение многих условий: данного состояния атмосферы, данного качества погоды, данного угла наблюдения…

        Я был (не позже 1917 года – В.В.) на так называемых «кондициях» в довольно большом имении немца – колониста. Кондиции – это то же, что репетиторство. Но в летний сезон, когда репетитор ещё и живет там, где учит, это кондиции.

        Я шел из имения Луца (Луцовка, теперь Владимировка – В.В.) в Доманёвку. Дорога рассекала степь от моих стоп до горизонта. Вдоль дороги стояли полевые цветы самых разнообразных размеров, формы, окраски – колокольчики голубые, розовые, желтые, какие-то вытянутые кверху лиловые колбаски, целые горсти синих крохотных венчиков, ромашки с желтыми подушками, на которых, казалось, спят невидимые больные какого-то иного мира. Все это жгуче благоухало почти ничем – воздухом? Далью? Небом?

        …Я шел в Доманёвку купить карамели». (Олеша Ю.К. Ни дня без строчки. – М., 1965, стр.121)

                Валерий Варзацкий
               


Рецензии
Я тоже однажды была свидетелем очень странного и редкого явления природы. Как будто, среди дня наступил день. Было очень необычно. Я просмотрела на людей, которые ехали вместе со мной в одном автобусе, но они ничего не заметили. По-моему, свидетелем такого же явления стал и Л.Толстой со своей будущей женой, когда они гуляли в лесу. После этого случая они любили там гулять вместе.
О зелёном луче впервые слышу. Надо найти в интернете.
Всех благ.

Георгиевна   10.05.2020 15:45     Заявить о нарушении