Тщеславие. Грехи и пороки, болезни души

ГОРДЫНЯ, САМОСТЬ, ТЩЕСЛАВИЕ –

Одно из проявлений гордыни – тщетная слава. Желание превосходства, славы человеческой, возвеличивание себя, сбор от окружающих энергии восхищения и признания. Тщеславный как бы все время смотрится в зеркало, восхищаясь самим собой. Он не может жить без одобрения окружающих. Ему необходимо постоянно подпитываться этой энергией и он делает все, чтобы ее добыть. Для этого он любит привлекать к себе внимание разными способами. Если не получается выделиться из «толпы» какими-то выдающимися достижениями, то он пытается привлечь к себе внимание и каким-либо негативным поведением. Тщеславие толкает человека к достижению амбициозных целей. Он может добиться множества успехов, как в социуме, так и в духовном мире. Да, тщеславие может подталкивать к тому, чтобы человек становился лучше, оно даже помогает ему переносить различные испытания, бороться с другими грехами, но до тех пор пока не настает время бороться с самим тщеславием. Прп. Иоанн Лествичник говорит об этой страсти следующее:


«Всем без различия сияет солнце: а тщеславие радуется о всех добродетелях. Например: тщеславлюсь, когда пощусь; но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, одевшись в хорошие одежды; но и в худые одеваясь, также тщеславлюсь. Стану говорить, побеждаюсь тщеславием; замолчу, и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник, все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник, хотя и называется верующим. Он думает, что почитает Бога; но на самом деле угождает не Богу, а людям» (Леств.22:5).

Тщеславие не так-то просто увидеть – оно может рядить свои поступки в благие дела, проявлять жертвенность, скромность, целомудрие и прочее, напоминающее добродетель. Но основным здесь влияют побуждающие мотивы – во имя чего и кого все это делается? Во Славу Божью или во славу свою? Как чистое золото отличается от дешевого метала золотого цвета, и как дорогое вино отличается от бражки, так поступки истинной добродетели отличаются от поступков, побужденных тщеславием. Отказаться приписывать себе славу тщеславному очень трудно, тщеславие идет на разные хитрости, чтобы изловчиться и все же присвоить себе то, что положено лишь Богу. Тщеславный человек за каждый совершенный, как ему кажется, благой поступок ожидает какой-либо награды и если таковой не следует, то это его повергает в уныние или в обиду, раздражение, гнев и тому подобное. Совершая какие-либо благие поступки, тщеславный буквально раздувается от собственного «величия». Он испытывает желание, чтобы о каждом его достижении знали окружающие, ведь самому собой ему восхищаться не так интересно – ему нужна все же энергия восхищения других людей.

Поскольку тщеславие нуждается в восхищении окружающих, оно порождает такой грех как человекоугодие и человеконадеяние.

«Будучи зависимым от мнения окружающих, тщеславный человек, по сути дела, при том, что очень высоко ценит себя и любуется собой, не имеет возможности быть самим собой, не имеет своей личности, а колеблется в зависимости от настроения аудитории» (Н.Д.Гурьев «Страсти и их воплощение в болезнях»). 

Из-за зависимости от восхищения окружающих, человек становится чувствителен к расположению к нему других и всячески старается не потерять своих «почитателей», угождая им во многом. Особо негативно на него влияет неприятие, оно буквально выбивает его из колеи. Тщеславный ради того, чтобы быть принятым людьми готов на очень многое – на лесть, на пресмыкательство и даже на предательство.

«Тщеславному человеку свойственны подчеркнутая демонстрация своего понимания собеседника, своего участия, любых своих эмоций при полном безразличии к окружающим» (Н.Д.Гурьев «Страсти и их воплощение в болезнях»).

Тщеславный не терпит конкуренции, соперничества. Он всегда первый и единственный. И если кто-то его в чем-то опережает, его начинает грызть черная зависть. Неуверенность в себе – спутник тщеславия. Тщеславный в своем желании быть самым-самым высоко ставит планку, не давая себе права на что-то меньшее и вообще на ошибку. И потому неуверенность в себе не отпускает его – ведь он подсознательно чувствует, что не может соответствовать своей завышенной планке. Часто он испытывает особый страх при выступлении перед людьми. Страх и неуверенность тщеславного обусловлены ложной опорой.

Тщеславие, как и другие грехи проявляется как в открытой, так и в скрытой форме. При первой открытой форме человек без стеснения ставит себя на пьедестал и требует поклонения. В этом случае он может быть крайне самоуверен, может развить в себе способность завоевывать признание людей, обладать определенной харизмой. Может без всякого стеснения идти по головам для достижения своих целей. При второй форме человек обычно боится выявить свою страсть, внешне будучи замкнутым и неуверенным. Но не в состоянии реализовать свои тщеславные желания, он очень страдает, и часто кроме страха и неуверенности испытывает зависть, ревность, обиду по отношению к другим, которые получают, как ему кажется больше славы и признания окружающих. Одним из проявлений тщеславия является ложное смирение, лжеправедность, которые также вызваны желанием привлечь к себе внимание, соответствовать внешним признакам добродетелей. Вторая скрытая форма тщеславия даже более опасна и для самого обладателя и для окружающих. «В тихом омуте черти водятся» – говорит народная пословица. Одетое в одежды праведности тщеславие вводит в заблуждение многих и они попадают в эти его ловушки. В самый неожиданный момент в человеке вдруг проявляется его истинная суть и повергает в шок окружающих. Из-под шкуры овечки вдруг появляются клыки голодного волка.

Тщеславному человеку не достает реального видения себя – это то качество, что присуще смирению. Тщеславие то возносит себя до небес до виденья себя Богом, то падает ниже земли, ощущая себя никчемностью из-за неуверенности, страха, самобичевания, недовольства собой. Маятник, отклоненный от точки покоя, компенсируя свое отклонение, непременно придет в противоположную своему отклонению точку.

«Потому возвышающий себя до ада низвергнется» – так говорит Библия. (Лк 14:11)


Рецензии