Самость. Грехи и пороки, болезни души

ГОРДЫНЯ, САМОСТЬ, ТЩЕСЛАВИЕ –

Самость – это концентрация внимания на себе, своей личности, на удовлетворении своих потребностей, воле своего эго. Это угождение себе, потакание своим греховным привычкам, желаниям, намерениям. Самость, как и гордыня, это – иллюзорный центр, который находится на сосредоточии земных проявлений человека и воспринимается им как «я», «моя личность». Самость характеризуется тем, что этот иллюзорный центр особо раздувается, его импульсы воспринимаются как руководящие. Самость подобна опухоли на центральном столпе существа человека.

Старцы говорят, что самость – это движение духа человеческого не в согласии с волей Божией. 

Это завышение значимости своего земного «я». Т.е. земная воля человека, его желания, его цели, достижения возводятся в высшую ценность и важность. Разрастаясь, самость подчиняет себе все сферы существования человека. Она, подобно раковой опухоли, разъедает Божественные структуры, все заполняя собой.

Проявляется самость как погружение в себя, замкнутость, некая закрытость, недоверие к людям, и недоверие Богу, характеризуется искажением или серьезным обрывом взаимосвязей и с Богом, и с людьми. Она возникает, как способ компенсировать неустойчивость человека из-за ухода от истинного центра и опоры на Бога, создаёт иллюзию самодостаточности и независимости, но на самом деле не даёт их. Самость это лишь способ спрятать внутреннюю уязвимость, уязвлённое самолюбие, обиды на людей, не пройденные уроки и ошибочные выводы. Самость противопоставляет себя окружающему миру. Ощущая внутренний диссонанс и неустроенность, самость считает, что основная причина этого находится извне. Блокируется духовное сердце человека, уходит радость и перекрывается чувствование.

Через определенное отделение от мира, человек часто не видит кроме себя никого. Он может быть при этом и внешне общительным, но внутри себя какой-то частью закрыт и потому слеповат душой. Даже если, являясь и верующим, такой человек старается помогать другим – часто в эти деяния вмешивается его самость, он может делать категоричные выводы, давать другим то, что им нужно по его мнению, а не по Божьей Воле. Из самости исходит обида, невозможность по-настоящему простить, потому что человеку кажется, что по значению того, что он делает и кем он является, люди с ним не расплатятся, присутствует чувство, что все вокруг ему должны, что все его деяния имеют огромную ценность и, в принципе, ничем не могут окупиться. Ему кажется, что его воля приоритетна над другими, дела важнее тех, что совершают окружающие, его движению не должны препятствовать и мешать, подобно полиции с проблесковыми маячками, перед которой все остальные машины должны расступаться. Будучи обращен к самому себе на процент его самости, человек разрастается самолюбием, самомнением, самонадеянностью, самообольщением, самолюбованием, самосудом и проч. При этом ему кажется, что любви и внимания по отношению к себе он получает недостаточно. Самость часто проявляется во властолюбии, желании подчинить своей воле волю других, указать им правильную дорогу, контролировать и ограничивать, поощрять и привязывать к себе. Все это самости кажется проявлением любви и заботы. Самости очень свойственно завязывать людей на себе, с чем переплетается грех кумирства. Добиваться привлечения к себе самость может разными путями – и рассыпаясь в благодеяниях, и жестко воздействуя деспотизмом. Воля высшего «Я» через раздутую самость сильно блокируется, и потому человеку не кажутся его действия чем-то аномальным. Он плохо видит себя и других, самость кажется ему естественным состоянием, проявлением его личности. Он может показывать это явно, выказывая всевозможные требования к окружающим, навязывая им чувство вины по отношению к нему, чувство неоплаченного долга, говоря о важном значении всего, где коснулась его рука, может говорить о своей незаменимости, уникальности. А может все это проецировать в пространство, но не показывать открыто, но окружающие будут чувствовать разрушительное воздействие его мыслей. Самость может проявляться во всех сферах одинаково, а может иметь какую-то избирательную направленность. Т.е. человек может в одних проявлениях быть мягким, уступчивым, смиренным, но в других сферах, которые он считает своим важным качеством, сметать движения воли других, если они в чем-то противоречат его движению. У человека, одержимого самостью может быть множество прекрасных дарований, умений, но проявляя их, он, большей частью, делает это во имя свое, считая все, чем обладает – своим имуществом, своей заслугой. Подобно проявлениям тщеславия, самость стремится подчеркнуть свое участие в чем-то. Ей кажется, что благодаря ее участию все буквально преображается, что только ей удается так все хорошо сделать, понять, решить проблемы. Никто другой так не сможет все успеть, так красиво сказать, так помочь. Конечно, остальные люди временами что-то и делают хорошее, но когда она, самость берется за дело – это не сравнить ни с чем. Если окружающие не хотят оценивать по заслугам его значимость, он начинает бунтовать, может испытывать гнев, обиду, зависть, возмущение. На самом деле во всех действиях самости виден недостаток настоящей жертвенной любви, которая, собственно и сжигает самость.

Самости не хватает настоящей простоты, скромности, смирения, бесстрастия, не хватает целостности. Чтобы победить самость, как и остальные ее проявления нужно перестать ее кормить – т.е. отказаться от всего, что ее питает, что питает значимость. Не брать ничего себе – ни восхищения людей, ни признания деяний – все отдавая Богу. Жить всем существом, стремясь к целостности духа, души и тела. Принести в жертву все свои страстные желания. Чем больше человек раздувает свою значимость – тем больше он соединяется с миром иллюзии и раскрывается в нем. Когда он ничего не приписывает себе, обретает смирение, становясь прозрачным для прохождения Божественных лучей – тогда он свободно проходит через «игольное ушко» и раскрывается в мире духовном, соединяясь с Богом. Не так просто разобраться и обнаружить в себе эти греховные болезни, но в любом случае, нужно стараться увидеть мотивы своих действий, мыслей, слов, понять во имя чего на самом деле мы это совершаем – во имя свое, для своей корысти или все же во Славу Бога.

Когда мы читаем в Новом Завете о том, что должны умереть со Христом, чтобы с Ним воскреснуть – речь идет о смерти самости и породившей ее гордыне, о полном исчезновении ложного центра, мешающего человеку быть воедино с Богом:

«...Зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим.6:6-8).


Рецензии