Niknik Страницы из жизни-7. Быль

    
   После окончания госуниверситета поехал работать на остров Сахалин.  "Бегая" по Москве, покупал самые недорогие теплые вещи: в основном это были шерстяные носки, перчатки, кашне (на Сахалине - то, наверное, холодно ...,  а подъемных-то дали всего двести двадцать рублей...), - я и не заметил , когда после приобретения ж.д. билета на поезд "Москва-Владивосток", у меня в кармане остался всего...один рубль!  Но молодость списала беспокойство...

   Главным на тот момент было то, что поеду через всю страну - это ведь тоже путешествие...?  Во время поездки почти не отходил от окна - ведь не каждый день проезжаешь весь СССР с запада на восток?

   Подъезжая к Уралу, как-то поздним вечером, увидел десятка два-три  небольших домика прямо в степи. Рядом ни речки, ни леса... Поезд остановился на одном полустанке.  На совершенно пустом перроне стоял одинокий старец и внимательно смотрел на поезд.  По его виду не было видно, что он кого -то ожидал.  Я вышел на перрон и подошел к нему; "Дедуля!  Когда мы подъезжали сюда, я не увидел ни речки, ни леса. Как Вы здесь живете? " Старик посмотрел на меня настороженно и увидев доброжелательное отношение, ответил: "Понимаешь, сынок, человек, иногда, к месту памятью прирастает...".

   Эти слова я запомнил на вю жизнь. И почему-то вспомнилась Агафья,  из документальной повести Василия Михайловича Пескова "Таёжный тупик", которая живя в суровых таёжных условиях, имея возможность  переехать из глухих и опасных мест ближе к людям, к староверческим родственникам, все-таки предпочла одиночество....
   А еще запомнился эпизод из этой поездки,  когда мы ехали мимо озера Байкал.  Ни на минуту нельзя было оторвать взгляд от этого чуда-озера... На каком - то разъезде поезд остановился, буквально, метрах сорока от озера. Со мной в тамбуре стояли два красноармейца. Наверное они, как и я, думали о Байкале.

   Я спросил: "Что, рискнем?"  Оба кивнули и мы кинулись к Байкалу.  Не раздеваясь, прямо в одежде вбежали в воду и в это время раздался гудок тепловоза... Еле-еле успели зацепиться за поручни последнего вагона... Решил больше так не рисковать...

   Когда поезд прибыл во Владивосток,  а мне надо было ещё добираться до острова Сахалин,  вспомнил об оставшемся у меня одном рубле.  Грустно улыбнувшись, подумал: "А где наша не пропадала..." и направился в сторону морского порта, где узнал, какое судно и когда отправиться на остров.  Мне показали на внушительных размеров сухогруз, стоящего у причала.  Подошёл к трапу, прошу у вахтенного матроса позвать кого-нибудь из комсостава.  Спустился ко мне по трапу дежурный помощник капитана.  Внимательно выслушав меня, посмотрел мои документы и повернувшись к судну,  громко прокричал; "Петрович!  Определи парня  и дай ему в руки швабру - пусть работает...! "
   Меня определили в каюту и действительно дали в руку швабру, скорее символически убедиться, не откажусь ли я от работы.  Когда боцман увидел, как я владею шваброй, подошел ко мне и, улыбнувшись, сказал: "Это так, для виду. Иди малой, отдыхай!"
   На следующее утро,  когда мы уже были в нейтральных водах,  я вместе с большой группой солдат, которые по-видимому дислоцировались на остров, стоял на палубе. Вдруг все солдаты кинулись в помещения. Я сначала не понял в чём дело,  но потом увидел в небе низко летящий американский самолет.  Он несколько раз, почти на бреющем полете пролетел по курсу нашего судна, буквально рядом с нами. Я даже увидел улыбающееся лицо летчика. "Вынюхивают!"  И понял,  почему солдаты  спешно скрылись с палубы, чтобы не дать никакого повода и никаких данных о передислокации наших войск...


     Из книги "Тропомания",  "(Записки хронического непоседы)"
                Copyright: Николай Трофимов.3  2019               


Рецензии