Амбиции. Грехи и пороки, болезни души

1. Амбиция (лат. ambitio – обостренное самолюбие), спесивость, чванство, деформация сознания, выраженная в стремлении доказать свое превосходство посредством достижения определенных целей.

2. Претензии, притязания на что-либо.

Амбиция – это самолюбие, самомнение и полное сосредоточение на себе,  гордость, властолюбие, склонность к зазнайству.

Синонимы слова «амбиция»:

Честолюбие, требование уважения, гордость, тщеславие, спесь, чванство, обидчивость, самомнение, гонор, зазнайство, заносчивость, звездная болезнь, кичливость, мания величия, надменность, напыщенность, претенциозность.

Конечно, амбиции – это яркое проявление гордыни и самости. Амбиции – это своеобразный забор, стена, защищающая эго, и особенно – самость. Это искаженный способ защиты личности, ее реагирования и утверждения в мире. Амбиции поддерживают чувство значимости и служат способом достижения целей личности. Но этот способ опирается и идет не через духовное сердце, не через единство трех воль, а только через волю нижнего «я». Амбиции – это гипертрофированное чувство собственной правоты, которая служит к возвышению личности над другими людьми. За амбициями стоит страх – страх потери уверенности в себе, потери или уменьшения своей значимости, потери самоконтроля и контроля над ситуацией, страх порабощения кем-то своей воли. Амбиции как бы пробивают дорогу для проявления личности. Поскольку это делается через земное «я», то интересы других при этом игнорируются, и такое проявление вносит множество искажений в окружающий мир. Амбиции включаются тогда, когда личность не в состоянии выработать другой способ достижения своих целей. Эти цели могут быть и благими, могут отвечать целям души и духа, но для их осуществления человеку не хватает многих качеств – любви, терпения, смирения, мудрости, уверенности в Боге и проч. А посему, он старается осуществить свои планы напрямую, через земное «я».

Например, человеку поручают сделать какую-то работу. Он считает себя прекрасным специалистом, что укрепляет его значимость, уверенность в себе. На самом деле, он глубоко не уверен в себе, поскольку в нем слишком развита самость и опоры на Бога во многом, потому, не хватает. Адекватно видеть себя и качество своей работы он не в состоянии, потому что боится узнать о том, что что-то делает не так. Потому он воздвигает вокруг этой своей проблемы множество амбиций: «Как я сказал, так и будет», «Здесь я решаю, а не вы», «Я знаю куда лучше, чем вы», «Поскольку у вас ко мне претензии, а я все делаю идеально, то вы явно ущербны». Эти и множество других установок начинают работать немедленно, как только кто-то приближается к границе его самости. Например, если ему укажут на то, что нечто в его работе не соответствует качеству. А бывает, что внутренние опоры настолько зыбки, что вызвать поток амбиций можно лишь хоть в чем-то не согласившись с человеком. 

Или, например, он или она имеют сильную неуверенность в себе из-за тех же причин (причина неуверенности, как мы понимаем – всегда недостаток опоры на Бога). Следствием тому идет постоянное чувство вины. И когда ситуация складывается так, что человеку кажется, что его могут в чем-то обвинить, он сразу начинает оборону. Это может быть немедленный наезд с его стороны, возмущение, может быть проявление сарказма и насмешек. Т.е. человек пытается несовершенными способами восстановить нарушенное внутри него равновесие. При разнообразии примеров проявления амбиций мы видим общее в них – человек защищает свое эго, свою территорию и, при том, игнорирует интересы тех людей, которые становятся у него на дороге или, как ему кажется, пытаются помешать его планам.

Амбиции могут быть явными и скрытыми, как и другие греховные проявления. Пока обстоятельства давят, не давая возвыситься, кто-то будет тих и подобострастен, говорить услужливым голосом, но если будет случай разогнуться, то люди удивятся изменению голоса и поведения. Потому с одними людьми человек может не выявлять амбиций, с другими – проявлять гонор и чувство превосходства. Амбиции могут занимать какую-то сферу или несколько сфер, в других же проявлениях человек будет реагировать вполне адекватно. А могут быть общим способом реагирования абсолютно во всем.

В любом случае проявления амбиций, в человеке присутствует некий блок, который не дает выстроиться гармонии и единству духовных и земных начал. И потому он выставляет амбиции, которые, как ему кажется, создают защитный щит и помогают ему не потерять устойчивости. Чем больше смиряется земное «я», тем меньше самость. Чем меньше самость и власть эго – тем больше утверждается высшее «Я» и его воля. Чем больше оно утверждается в человеке – тем меньше неуверенности и страха. А следовательно, уходят иллюзорные защиты, уступая место высшим, духовным проявлениям.

Сейчас стало модно полагать, что человек должен иметь амбиции, главное, чтобы они были адекватными, не завышенными и не заниженными. Что, мол, амбиции помогают человеку двигаться по жизни, достигать цели. Но это подходит для законов мира сего, о которых Господь говорил, что они не наши законы. Конечно, для людей душевных амбиции служат движущей силой, но для духовного человека амбиции – это тормозящий фактор для личности, замыкающий его на чувстве своей значимости и «своей правде». Для духовного человека движущей силой служит Любовь – любовь к Богу, любовь к Истине, любовь к своему высшему началу. Любовь наделяет центростремительной силой соединения с объектом Любви, эта сила помогает проходить препятствия, формирует цели, дает способы прохождения задач, открывает знания и опыт.

Все знают, как непросто руководить какими-то процессами, особенно если это связано с людьми. По-настоящему, это требует особых даров и качеств. Способ взаимодействия с себе подобными, который предлагает Небо, работает через высшее «Я», через душу, через особые каналы, которые имеют отношение к иерархии «Господства». Об этой ангельской иерархии сказано следующее:

«Господства – властвуют над всем сотворенным во Вселенной, отвечая за ее повседневное существование, согласно законам Божьим. Господства помогают регулировать обязанности ангелов более низких сфер и, следовательно, известны также как управители ангелов. Господства получают приказы от ангелов высшего звена и отвечают за поддержание порядка и равновесия во Вселенной.

Созерцая Бога как Промыслителя – Строителя мира, Господства и людей учат устроять сами себя, учат нас заботиться о душе, промышлять о ней. Внушают человеку господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками, утеснять плоть, давая простор духу,  учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения».

Как сказано о Господствах в известной книге Дионисия Ареопагита «О небесной иерархии» (Гл 8, §1):

«Итак, знаменательное наименование святых Господств, по моему мнению, означает некоторое нераболепное и совершенно свободное от всякой низкой привязанности к земному — возвышение к горнему, ни одним насильственным влечением к несходному с ними ни в каком совершенно случае не колеблемое, — но господство постоянное по своей свободе, которое стоит выше всякого унизительного рабства; чуждое всякой униженности, изъятое от всякого неравенства самому себе, постоянно стремящееся к истинному Господству, и, сколько возможно, свято преобразующее в совершенное Ему подобие как само себя, так и все ему подчиненное; не прелепляющееся ни к чему случайно существующему, но всегда к Истинно-сущему всецело обращающееся, и непрестанно приобщающееся державному Богоподобию».

Т.е. иерахия Господства управляет миром, во-первых, строго исполняя волю Творца, во-вторых, это управление исходит, прежде всего, из управления самим собой, обузданием свих страстей, подчинении своей воли высшему, в-третьих, это управление не идет через страх и рабское подчинение, но через сознательное включение воли души в ее стремлении к горнему, и, в четвертых, они поддерживают вышние гармонию и порядок, а не тот, который представляется им самим – т.е. во всех случаях соблюдается правило золотого сечения, где упорядоченность идет сверху вниз, исходя из высшего Центра Мироздания. 

Но чаще, мы сами не в состоянии пропустить этих лучей, потому что в нас пока правит самость и наше внутреннее устроение далеко от гармонии. А потому, пытаясь организовать какие-то внешние процессы, мы очень часто действуем через механизмы тварного мира, но не духовного. Гонор, наезд, возмущение, одергивание и прочие механизмы – это проявление земных защитных инстинктов, и они не намного отличаются от тех же, что мы видим в мире животных. Это происходит на автомате, потому что центр личности смещается с сердечного на более низшие, относящиеся к земному проявлению человека. И порядок, гармония, которые, нам кажется, мы защищаем и поддерживаем, на самом деле, исходит не из высшего Центра, а из центра нашего эго. «Я так вижу, так понимаю, мне так комфортно, я могу только так – и потому именно так все и будет!» Амбиции, кроме всего, ослепляют человека, они становятся некими аксиомами, т.е. незыблемыми правилами, от которых человек протягивает нити своих действий и решений. И человек в момент действия амбиций не видит иного пути и иной реакции на происходящее, он весь находится во власти амбиций. В этот момент забываются хорошие наработки и правильные выводы – амбиции перекрывают связь с высшим «Я» и с духовным сердцем. Раскрытие же духовного сердца и переключение на него точки равновесия гасит амбиции, подобно как вода гасит огонь. 

Наши амбиции – это еще и память души о прошлых наших приходах на Землю, где мы были наделены властью, но не сумели ее выстроить, согласно Божьей Воле. Где-то завязывали на себе, где-то проявляли тщеславие, принимая на свой счет проявление Божьей Силы, где-то получали наслаждение от того, что имеем возможность управлять другими, и они от нас зависят. Всем этим наше чувство значимости непомерно выросло и требует постоянной подпитки.

Амбиции включаются тогда, когда для человека в данной ситуации важнее он сам, его правота, значимость, комфорт, благополучие, чем Божья Воля, Божье дело и сама Истина.

Это может проявляться и в разных мелочных ситуациях. Например, женщина делает какое-то рукоделие или что-то готовит для благого дела. Ее целью должно было быть, чтоб исполненное ее было добротным, чтобы сделано было вовремя, т.к. от этого зависит успех того благого дела. Но из-за искаженного чувства значимости, она считает, что очень хорошо умеет шить или готовить и знает об этом все. И если тот, кто будет ей помогать или просто окажется рядом, посоветует что-то сделать лучше, т.к. ему со стороны это видно, и он имел такой опыт, то эта женщина забудет о своей важной цели и начнет отстаивать свое «я», т.е. выставит в ответ свои амбиции: «Я лучше знаю, что мне делать!» Хотя совет, что был дан ей, на самом деле, мог быть и очень полезным.

Нам известно много случаев, когда амбиции переходят на сферу духовных знаний и откровений, где каждый считает, что его источник более правильный, ведь он слышит информацию свыше! Хотя, при лучшем рассмотрении видно, что все упирается в ту же самость и значимость, и не имеет отношения к духовным сферам.

Как часто приходится видеть, что человек срывается с петель, как только что-то происходит не так, как ему хочется. Вот у него созрел в голове план действий и все должны это понимать, хоть он толком ничего не объяснил. Ему кажется, что всё вокруг должно сопутствовать его целям и намерениям, и он начинает психовать и топать ногами, когда кто-то оказывается не на его волне. Кто-то сразу не понял и не так быстро среагировал, кто-то начал еще и перечить. Ореол начальника витает над головами многих. Да только мы читали о том, какими принципами должен руководствоваться начальник – это полное подчинение Богу и обуздание своего низшего «я». В случае же амбиций – такого подчинения очень не достает. Когда человек живет и движется от Единого Высшего Центра, ему открывается гармония происходящего, где у всего есть свои цели, приоритеты, свое время и назначение. И он чувствует, где и что нарушено и каким образом необходимо воздействовать, чтоб восстановить целостность и порядок. Когда же все видится через эго – то оно искажает все, будто кривое зеркало и вводит человека в заблуждение, давая ему неправильный импульс.

Как часто мы в общении с другими не в состоянии услышать то, что нам говорится, потому что страстно беспокоимся о том, чтобы осуществились наши собственные планы и идеи, и боимся, что нам помешают это сделать. Почему же мы уверены, что эти идеи мы привносим в жизнь для общего блага, когда в большей степени, нас беспокоит наше собственное проявление? 

В Библии описано много ситуаций, где амбиции заводили человека в полные дебри, а то и служили к его погибели – не только физической, но и духовной.

Мы видим в книге Есфири, как амбиции Амана привели к крушению всех его планов и потерей жизни. В Маккавейских книгах правители, враждовавшие против иудеев, пытавшиеся осквернить Божий храм – потерпели фиаско и гордыня их была попрана. Амбиции фараона, который заявлял о своем всемогуществе, выступавшего против Божьей Воли, погубили и его самого и многих египтян. Амбиции Саула, который пытался показать свою значимость и независимость от Самуила, через которого говорил Господь, привели к потере для него и царствования, и своей жизни, и жизни сыновей. И таких примеров множество.


Амбиции не дают согнуться, чтоб войти в двери смирения перед Божьей Волей и, тем более, не дадут пройти сквозь игольное ушко, о котором говорил Христос. Амбиции мешают признать свою неправоту и попросить прощения. «Я этого не сделаю, потому что не буду делать никогда!» – говорят они в человеке, блокируя его развитие, его путь к Богу. Человек с большим процентом амбициозности, раздавая другим указания и приказы, будто становится на возвышение. Амбиции меняют тон и голос, делают его отрывистым, жестким, надменным. Человек говорит повышенным тоном, давит, чтобы усилить свое воздействие, как бы повысить свой авторитет, и чтоб другие не подумали сомневаться в правоте его слов. За этим видится недостаток духовной силы, которую он пытается компенсировать таким воздействием на других. Обладающий же силой духовной, не нуждается в таком усилении своих слов и своей значимости. Его сила не в напоре, а в незыблемой уверенности Божьего проявления, потому что он все отдал в Божьи руки и уверен в Его Промысле полностью.

Как говорилось, амбиции, представляясь способом защиты личности, на самом деле, блокируют ее развитие, замыкая в своих стенах. Но как только человеку удается отпустить свои притязания и довериться высшему, перед ним раскрывается бесконечное пространство реализации и движения, познания себя, познания Бога. Когда в момент того, как внутри поднимается некая стена, человек постарается не идти на поводу этой силы, но смирится, как то полагается человеку – он почувствует настоящую свободу! И когда он переступит страх потерять свою значимость, он ее действительно обретет в Божьих глазах.   


Рецензии