Brave Heart!

Тэм Гринхилл.  Имя звякнуло, как щит. Я слушаю её не первый год.  Ее надо слушать. Потому что говорить о ней – все равно, что продавать воду у реки, поливать сад, когда идет дождь, или еще лучше - приделывать ноги змее, чтобы она  могла передвигаться! Глупо, абсурдно, бессмысленно, невозможно. Потому что, как бы ни сказать, скажешь не полностью, не до конца, не так…

Бесконечный споp с судьбой -
Кто пpедсказан, а кто нет.
Бесконечный споp с собой
Длится много сотен лет.
А ответа всё нет,
Hо гоpит свеча.
Стаpый плащ на плечах.
А ответа всё нет…

Можно рассказать о ней, но почувствовать ее... объяснить  труднее. Надо войти в  контакт со строками, а лучше -с  голосом. Ничего не должно стоять между нами. …И тогда произойдет   резонанс. Вы встретитесь. И не будет занавеси ложных представлений.  Вы узнаете, что такое её баллады.

И будет нам счастье и чаша покоя,
Рассветное бденье над вечной рекою,
Ослепительный сон и надежные стены,
И мир неизменный.

Тэм Гринхилл – менестрель.  Так называли себя три века назад люди, которые писали песни- фэнтези. Называли…  Но ведь мало кто из нас читает фэнтези… Я не читаю, скажем так. Но менестрели были всегда,  они и тогда и сейчас - рыцари дорог… 

Говорят, у менестрелей есть свой кодекс. Никто не видел его написанным на бумаге, его  передают на словах. Поэт такого напряжения - своего рода бунтарь против обыденности жизни. Он индивидуален. Революционеры образуют партии.  Менестрель  один.   Само его существование — преобразующая сила.

Не спи, королева, не спи - мой конь под седлом,
И я отпускаю чёрную птицу с плеча.
В глазах отражаются звёзды крошащимся льдом,
И пальцы смыкаются на рукояти меча.
Под пологом ночи, под солнцем, в кромешном аду
Пусть ляжет мой путь - ведь ещё не проигран мой бой.
Судьбу не обманешь - и я тебя всё же найду.
Запомни - однажды я всё же приду за тобой.

Мистификация – моя слабость, объясняет Тэм. Признаюсь,  я наблюдала   её как исследовательница   нравов незнакомого племени. Она не слишком разговорчива..  Верю, говорить о себе сложно. Но не  приписывайте ей  ложной скромности. Сие тут ни при чём.. Тэм уверена, что большинство фактов личной жизни не имеет отношения к творчеству. А между тем, именно  оно  является   её настоящей и единственно ценной данностью. .

Я бросаю в воздух монетку
Из фальшивого серебра.
Безразлично - орёл или решка,
Всё равно это только игра.
Это лунный блик на ладони,
Это тень сухого листа...
Вы поверили мне?
Напрасно!
Посмотрите - ладонь пуста...

Все остальное  –  декорация, и из чего она сделана, людям лучше не знать.... Публике остаются песни – о дороге, о верности и надежде, о битвах и возвращении домой, любви... Часто спрашивают, почему у Тэм так много песен о войне. . Для нее тема войны в песнях –  отражение противостояния личности и толпы. Это изначально в нас. И хоть прошли тысячи лет, иной  человек по прежнему вот так... Противостоит....

То ли час, то ли век, то ль мгновенье,
По глазам - льдистый отблеск клинка,
И удар - молниеносный и верный,
И в защитном движеньи рука.
Бесполезно - доспех не поможет -
Удержать смертоносный металл.
Зазвенев о ступени тревожно,
Меч из пальцев разжатых упал...


В балладах они создали  свои иллюзии. Последний  бунт  человека - самый полезный. Это тот, который подымаешь против  себя, разламывая круг тишины, залегшей под абажуром. Вот он...этот  бунт.

Hа холодном лице
замеpла безpазличная маска,
А в глазах пpиговоp:
чужаков невозможно пpостить!
Жаль, у песни счастливый конец
может быть только в сказке,
Hо не стоит, мой бpат,
даpа жизни у смеpтных пpосить.

Несчастный случай или счастливый, но как реальность или воспоминание в ее балладах он переживается за несколько секунд… И эти несколько секунд странным образом растянуты, они протекают в каком-то другом времени, не в том, которое показывают наши часы.

И это мистерия, созданная волшебством демиурга, сказка, сотканная из видений и снов  силой слова и музыки. Постучаться в людскую душу, заложить в неё нечто  и... уйти своей  тропой...

Станет пергамент пеплом,
Прахом рассыплется камень,
Слава развеется ветром,
Подвиги станут снами,
Ржавчина меч изгложет,
Золото будет пылью...
Только лишь песня сможет
К небу взлететь на крыльях.

Наверно вам знакомо это. Раз за разом видеть во сне уходящие поезда, на которые мы опаздываем. Во сне человек бежит, и  даже добегает, но поезд ушел. Такой  сон случается с миллионами людей,   он один из самых распространенных . Почему так происходит? Наверно, всегда есть промежуток между миром вчера и миром  завтра. Моста между ними – часто не существует. Верно? Открыть Врата Миров, создать мосты…  Она пытается…  Для этого она берет в руки гитару, и ...

Мой бой окончен, близится конец      
Из рук Судьбы я принимаю чашу      
.....
Я знал, что ты придёшь, я ждал тебя
Когда из тела жизнь рванётся криком
И жизни нить жестокая Судьба
Обрежет на клинке застывшим бликом.
Когда лоскут священного холста
Отпустят вдруг разжавшиеся пальцы
Моя душа к тебе сойдёт с креста
И мы уйдём, чтоб больше не расстаться

...Хочу открыть  вам её…  Вот и всё. Для себя. Для нас. Это важно? Тогда,- слушайте её. Не объясняйте мне ничего, только не объясняйте... Я не спешу узнать.

На стихи Натальи Новиковой (ник — Тэм Гринхилл).

Brave Heart – ее лучшая баллада.
https://youtu.be/CgBdM6rKHbk?t=61


Рецензии