C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Строевой смотр

01.10. Строевой смотр.

Обычное и обязательное явление армейской жизни. Бывает, что они продолжаются часами, но чаще проходят формально. Смотры открывают летний и зимний периоды обучения. Сегодня по армейскому календарю наступила зима. Обычно в районе пяти утра солдат-посыльный звонил в дверь и сообщал, что объявлена команда "сбор". В этот день руководство ГВМУ пощадило наш сон и ограничилось лишь строевым.
Что же за ним стоит и как это происходит? Всё зависит от целей, которые бывают разными. Иногда спрашивают жалобы и предложения, иногда проверяют тревожный чемоданчик или вещь-мешок, который должен иметься у каждого офицера или контрактника. У меня его сейчас нет, но был. Консервы, запаянные в полиэтилен, карандаш, конверт, 500 рублей, расчёска, бельё, подшивочный материал, иголки, нитки, пуговицы, щетка для обуви, гуталин, туалетные принадлежности, посуда и прочая дребедень. Всё зависит от части, в которой служишь.

Смысл, как мне кажется, том, чтобы найти недостатки во внешнем виде. К ним относится, например, неуставная причёска. Это относится к мужчинам. Длина волос должна не превышать двух сантиметров. Однако в уставе не прописано, можно ли мужчинам выполнять мелирование прядей.

На втором месте идут замечания по форме одежды или отсутствие некоторых её элементов. В курсантские годы проверяющие с линейкой измеряли размещение шевронов, петличек, курсовок, нагрудных знаков, просили продемонстрировать каблуки, подковы или показать цвет и текстуру нательного белья. Оно должно быть «установленного образца». Их не интересовало, что оно крайне неудобное, негигиеничное и низкого качества. Мы его хранили для смотров, так как двух стирок оно не выдерживало.

Виновных, конечно, не расстреливают, но наказывают. Довольно широко распространена система поощрений и наказаний, которые прописаны в дисциплинарном уставе. Наряды на службу или на работы, лишение увольнительной, объявление выговора, строгого выговора и самое грозное – НСС или неполное служебное соответствие. Последнее – крайняя мера, как правило, после этого прекращают контракт и увольняют.
В 10.00 начало. Церемониал открывал заместитель начальника по медснабжению или главный аптекарь – Игорь Викторович.

- Офицеры… в четыре шеренги становИсь. РавнЯйсь…смирно…равнение на…лево….Товарищ полковник, личный состав госпиталя для проведения строевого смотра построен. Заместитель начальника госпиталя полковник Петров.

- Здравствуйте, товарищи…вольно – негромко поздоровался с нами начальник госпиталя, без паузы, не давая нам прогреметь  ответ: «Здравия желаем товарищ полковник», - Игорь Викторович, продолжайте.

- Первая шеренга три шага вперёд, вторая – два, третья один, не в ногу…шагом…марш – командовал заместитель начальника. – Удостоверения личности и жетоны к осмотру.

Мы не в ногу зашагали по паркетному холлу второго этажа управления и замерли в ожидании. Сегодня проверяли офисную форму. Это ноу-хау, придуманное руководством армии и позаимствованная у бывших пожарников. В былые времена различалась повседневная, парадная и полевая форма одежды. Вот уже второй год, как появилась и офисная, которая по текстуре напоминает собой бумагу. Зато теперь офицера можно окликнуть не просто по званию «товарищ капитан», а по фамилии над правым клапаном (то бишь, карманом), а заодно посмотреть на его планки над левым карманом. Но выдали её только в этом году. Размеры естественно были не все. Кому-то чего-то да и не хватило. Да и нашивки необходимо было заказывать самому в кооперативных ларьках.

Я путаю «левое» и «правое». С детства путаю. Чтобы не забыть, смотрю на невус на правой руке…помогает. Сегодня не спасло. Перепутал размещение «армейского» и «госпитального» шевронов. Хорошо, что Юдашкин упростил процесс подшивания, заменив всё липучками, и теперь геральдические знаки одним движением легко перемещаются. Также главный портной страны лишил военную форму галстука и рубашки и побеспокоился о том, чтобы в мужские руки не попадали утюги и брюки теперь можно не гладить, так стрелки на них он намертво прострочил. Да и ботинки теперь можно не чистить. Они изначально пролакированы и надо не забывать их лишь протирать.

Ещё зачем-то проверяли документы и металлические жетоны с личными номерами. Что в них должно измениться – не знаю. Уже десять лет прошло, как присвоили воинское звание, да и должности меняют не часто. Больше в них ничего нет. Вот и всё удовольствие. Сегодня растянулось на час. Всех присутствующих обходил командир. Надо отдать ему должное, что предшественник редко поднимался на второй этаж, отдавая всё на откуп замам.

Командир третий месяц руководит госпиталем и на смотре знакомился, не сколько с формой одежды, сколько с лицами её представляющими. Не спеша подходил к каждому и всматривался то с левого фланга, то с правого, внимательно оценивал надписи и значки на груди и по-доброму шутил. При этом просил сопровождающего его начальника вещевой службы записывать выявленные недостатки и фамилии проштрафившихся. Врачи удивляются, как у него времени на всё хватает: и в истории болезни заглядывать, и анализы проверять, и отделения обходить, ещё и смотры проводить, несмотря на наличие заместителей. Завтра пообещал в тир поехать, чтобы посмотреть, как личный состав стреляет из пистолета Макарова, а на следующей неделе и на стадион выйти вместе со всеми для сдачи физической подготовки. Как записано в уставе «начальник должен быть примером для своих подчинённых». Слова принадлежат генералиссимусу А.Суворову, и я их давно причислил к архаичному лозунгу. Ошибался, очевидно. 

- Товарищи офицеры, кру…гом, - нарушив молчание, скомандовал заместитель, - на свои места, шагом…марш.

Мы облегчённо вздохнули и повиновались команде.
Напоследок командир выступил с речью о том, что забота о форме есть обязанность каждого военнослужащего и по отношению к ней можно судить об отношении к армии и военной службе. «И хорошо, что сегодня не приехали проверяющие из третьего отдела ГВМУ, иначе это бы закончилось по-другому…Готовьтесь, товарищи офицеры к огневой подготовке, сдаче ФИЗО, для особо отличившихся будет и строевая и тактико-специальная…» - напоследок сказал шеф.

- Вольно разойдись, - последовала команда заместителя.

Смотр закончился, оставив необычные ощущения от соприкосновения с другой реальностью, и мы расходились по орднаторским и операционным, где в ожидании врачей томились пациенты, комментируя на ходу друг другу выявленные недостатки и делясь впечатлениями о командире.


Рецензии