Природа митингов

Постараемся понять природу протеста, выраженного в массовых выступлениях толпы.
Когда недоволен один человек, мы можем сомневаться в правильности его недовольства, ибо это скорее всего неудовлетворенность собой, или просто каприз. Однако, когда разношерстная толпа собирается в численность от 15 до 1500 и больше человек, тут о капризе говорить не приходится. Если дорогой читатель не поленится и почитает труд Гюстава Лебона «Психология народов и масс» (1895 год!) , он с удивлением ( а может и нет) узнает, что у толпы есть…Душа!

«Ну да! – скажет кто-то. -Тут о собственной Душе не всегда помнишь и позаботишься, а тут о Душе толпы речь. Непонятно»

Дело в том,  что мы знаем из опыта предыдущих исторических событий, а также из того, что наблюдаем сейчас (например протесты в Гонконге, или молодежные выступления в Казахстане, или события в Москве), что всем нравится слово «Демократия», и никому не нравится слово «диктат». При том, что демократия переводится как «Власть народа», мы понимаем, что не может это словосочетания приниматься буквально.  Даже при демократии будет Кто-то , кого изберут менеджером, управляющим, следящим за исполнением народной  воли.

Понятно также, что этот Кто-то мало того, что должен быть избранным большинством, а не назначенным Кем-то , кто выше, или Какой-то группой, смахивающей на массоноподобную олигархическую группу заговорщиков, он должен обладать максимальным количеством личностных нравственных качеств, и среди прочих (таких, как честность , моральность , и прочее) на первое место выдвигается…Достоинство в том, что ему  Доверили. Потому что умение достойно и честно относится к тому, что тебе доверила толпа -  это умение присуще человеку, знающему такие ценности, которые разделяет большинство сограждан (или большинство из тех, кто в какую-то единицу времени собрались в толпу в каких-то координатах пространства).

Соответственно, мы пришли к пониманию того, что очень и очень важно, чтобы в обществе (из которого временами выходит толпа, выходят политические партии, общественные объединения, фонды и так далее) чтобы в обществе имелись Ценности, разделяемые всеми и каждым членом общества. Вот Вы, дорогой читатель сейчас прочли про Ценности. Акцентирую внимание на том, что надо понимать слово Ценность гораздо более живо и кровно, чем деньги в Вашем кошельке, на кредитной карте, счетах в банке, в виде автомобиля, загородной виллы или яхты…Потому что не имеющее общих Ценностей общество будет обречено  на такое управление, которое близко к «диктатуре», а это, как мы писали выше, никому не нравится. Именно общественные Ценности, как результат нравственности каждого  человека и в конечном счете всего общества, сплачивают и цементируют индивидуумов в одно органичное и красивое целое.

Теперь. Если ценности есть, но они не совершенны. Или, скажем, малопонятны, то есть они как-бы есть, но очертания их не вполне конкретны. Или их просто декларируют, говорят о них откуда-то «сверху», а до низов они либо не доходят, либо доходят в форме испорченного телефона.
Тогда  сообщество людей испытывает голод. Тогда именно такого рода голод становится той ценностью, которая будет заставлять разношерстную толпу выходить в публичное пространство  - сначала на улицы и площади. Это    прото-гражданское общество. Еще не гражданское, но уже объединенное по причине голода нравственности и доверия. Если не стараться культивировать в обществе настоящие, неформальные ценности, то народ будет притягиваться вокруг определенных центров, которые не все (увы) полезны и конструктивны.


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.