Я никогда не стану космонавтом. Глава 5

                5

   Дома меня радостно встретили мама и Аркил. Нет, сначала мама. Телеграмму о своем прибытии я не дал, и, когда она открыла дверь квартиры, то увидев меня,  просто обняла меня за шею и заплакала. Аркил скромно улыбался за ее спиной и только тихонько приговаривал:
- Ну, что ты, Роза, что ты… Все уже прошло. Солдат вернулся, радоваться надо…

   Потом был праздничный обед по случаю возвращения, вперемешку с бесконечными мамиными расспросами о том, как там кормили, не болел ли я, и о чем-то еще. Аркил же лишь понимающе помалкивал, наполняя стопки и изредка вставляя в разговор небольшие фразы, а больше молча смотрел на меня и улыбался своей грустной улыбкой…

   Через несколько дней после дембеля я отправился проведать свой институт, alma mater, так сказать.
   В деканате меня еще, оказывается, не забыли, даже секретарша посмотрела на меня как-то по-новому – то ли с любопытством, то ли с уважением. Я подмигнул ей на ходу и тут же проскочил в кабинет декана. Деканом был, как и два года назад Лев Давидович Шварцман. Он встретил меня на удивление хорошо, гораздо лучше, чем при расставании перед армией. Мы поговорили с ним недолго о жизни, о восстановлении в институте и в конце разговора он мне напутственно сказал:
 
   - Ты уж давай учись, Павел. Я твоего отчима очень хорошо знаю, добрый он человек, я ему многим обязан…
   - Вы с ним вместе учились или работали? – искренне удивился я.
   - Нет, - тихо улыбнулся Шварцман, помолчал и задумчиво добавил. – Но национальность у нас одна... Да, я забыл совсем. Друг тут твой заходил с физмата, интересовался, не вернулся ли ты…
   - Какой друг? – отчего-то не понял я сразу.
   - Как какой? Поляков Леша, сын професора Полякова. Вы же вместе в армию уходили? Или, может, он не друг тебе уже больше?

   «Леха! Ах ты, черт, а я тебя уже и забыл! Думал, почему-то, что я первый из армии вернулся, а он уже здесь!»
   - Друг, друг, конечно друг, - радостно и ответил я декану, торопливо пятясь из кабинета.
   - Записку у секретаря под стеклом возьми, он тебе новый адрес и телефон оставил…

   Итак, Поляков уже дома! Надо же, раньше меня пришел. Впрочем, из Германии всегда рано приходят, как правило, до майских праздников уже все дома. Надо бы его навестить, конечно.
   Дома я нашел в кармане бумажку из деканата, сел возле телефона и набрал Лехин номер. После нескольких вызовов трубку сняли.
   - Але? – отозвался полувопросительно знакомый голос.
   - Привет, солдат! Давно вернулся?
   - Пашка! – радостно заорал Леха. – Ты где? Дома? А я в институте был, в деканате сказали – ты еще не приходил, а ты вот раз – и тут! А, так это тебе там мою записку отдали? Давай, приезжай, встретимся. Посидим, былое вспомним. У нас теперь хата новая на бульваре Космонавтов. Как раз напротив кинотеатра «Глобус» …

   - Погоди, погоди, - прервал я Леху. – А ты Валерку Сажина не видел? Его бы тоже с собой не мешало взять!
   Ответа не последовало. Трубка вдруг замолчала и я, подумав, что что-то случилось с телефоном, несколько раз тряхнул ее и дунул в микрофон.
   - Але, але, Леха, ты где?

   В трубке раздался глубокий вздох и после небольшой паузы Леха ответил:
   - Нет больше Валерки…
   - Как нет, уехал что ли? – не понял я.
   - Умер он, - внезапно севшим голосом ответил Леха.

   Я остолбенел от этих слов, не понимая реальности происходящего, продолжая прижимать трубку телефона к уху.
   - Умер? Как умер? Когда? Ты что шутишь? Может, ты напутал что-то? – мысль о том, что всегда подтянутый спортивный Валерка может вдруг умереть, никак не помещалась в моей голове.
   Леха подождал, пока я закончу с чередой вопросов, и так же тихо ответил:
   - Я думал, ты знаешь уже… - он секунду помолчал и снова вздохнул. – Убили его. Две недели назад похороны были…Ты вот что, ты сейчас приезжай ко мне, здесь поговорим, да и помянем его заодно...


  Продолжение - http://www.proza.ru/2019/09/08/1409


Рецензии
Читаю с интересом.
Заставили задуматься...

Леся Великанова   09.05.2021 10:35     Заявить о нарушении
Я так думаю, повод задуматься - это хорошо.

Спасибо за прочтение и отзыв!

С уважением,

Косолапов Сергей   09.05.2021 14:50   Заявить о нарушении